Виды маркетинговой деятельности. Их взаимосвязь
Определение маркетинга. Назначение маркетинга
Маркетинг - деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, это совокупность социальных и этических норм делового общения, правила добросовестной коммерческой деятельности в интересах потребителей и общества в целом.
Роль маркетинга заключается в направлениях исследования маркетинга:
1.исследование рынка ,2. исследование потребителей,3. исследование конкурентов ,4. исследование фирменной структуры рынка ,5. исследование товаров ,6. исследование цены ,7. исследование товаропродвижений и продаж ,8. исследование системы стимулирования сбыта и рекламы ,9. исследование внутренней среды предприятия
Назначение маркетинга заключается в повышении спроса на товар, услуги, для усовершенствования процесса обмена; продвижение товара, для получения производителями максимально возможной выгоды.
разработка плана сбыта;разработка новых товаров, расширение номенклатуры товаров, диверсификация - разработка новых товаров и одновременно освоение новых рынков, имеющих конкурентные преимущества.
Эволюция понятия маркетинга. Принципы маркетинга
Эволюция маркетинга подразделяется на несколько этапов.
Первый этап длился с 1860 по 1950 и включал 3 периода:
1860-1920 гг. – наблюдается превышение спроса над предложением, поэтому производители увеличивают объемы продукции и совершенствуют производство (производственная концепция).
1920-1930 гг. – наблюдается равенство спроса и предложения, поэтому производители совершенствуют товары: повышают их качество, расширяют ассортимент (товарная концепция).
1930 – 1960 гг. – наблюдается превышение предложения над спросом, поэтому возникает острая конкуренция, проблема сбыта, формирование потребительского рынка.
второй этап. -С 1951 по 1970 гг.
В это время формируется маркетинг потребителей; появляются первые маркетинговые исследования; развивается управленческий маркетинг(принципы маркетинга распространяются на все уровни управления предприятием); возникает международный и социальный маркетинги (использование техники маркетинга не только для коммерческих целей); права потребителей начинают защищаться (консьюмеризм); начинает изучаться психология потребителей (бихевиоризм); возникает стратегический маркетинг (учитываются соотношения внутренних ресурсов фирмы и внешних факторов);образуется рыночная концепция.
третий этап.1971-1990 гг. Досконально исследуется потребительское поведение. Развитие инфраструктуры маркетинга приобретает высокий темп. Удовлетворение запросов покупателей является главной целью предпринимателя, наравне с заботой об образе фирмы и рейтинге ее продукции. Стратегия и тактика маркетингового поведения начинает тщательно планироваться. Деятельность фирмы ориентируется на охрану окружающей среды и здоровья потребителей. В этот период рыночная концепция меняется на социально-этическую.
четвертый этап. С 1991 г. по наше время. Преобладает социально-этическая концепция. Индивидуальные потребности и запросы потребителей являются ориентиром рынка.
|
Виды маркетинговой деятельности. Их взаимосвязь
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю.Виды маркетинговой деятельности весьма разнообразны
Признаки классификации | Виды маркетинга |
Уровень разработки и использования | Маркетинг,Микромаркетинг |
Характер разработки плана маркетинговой деятельности | Концептуальный маркетинг,Практический маркетинг |
Вид продукта | Маркетинг товаров производственно-техническогоназначения, Маркетинг потребительских товаров, Маркетинг услуг,Некоммерческий маркетинг |
Сфера деятельности | Маркетинг, осуществляемый в рамках страны-производителя, Международный маркетинг |
Объекты маркетинга | Маркетинг организации, Маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг) ,Маркетинг места,Маркетинг идей |
По отношению к предприятию, осуществляющему маркетинговую деятельность | Внутренний,Внешний |
Но отношению к различным сегментам рынка | Маркетинг дифференциальный, Маркетинг недифференциальный |
Различают четыре основных вида маркетинговой деятельности.
1. Продуктовый маркетинг - опирается на сильные стороны технологий и аналитический прогноз потенциального спроса потребителей. В производстве ведущее место (цель) занимают качественные характеристики товара. Однако такие предприятия уделяют недостаточное внимание запросам рынка, что может привести к не востребованности производимой продукции и риску убытков. Тем не менее организации стараются проанализировать запросы потребителей в отношении будущих характеристик товара. Таким образом, предприятия начинают производить товар, рассчитывая на увеличение потребительского спроса в перспективе.
2. Производственный маркетинг - производство продукции исходя из показателей эффективности, в большей степени внимание уделяется издержкам производства и способам их снижения. Выпуск продукции ориентирован на текущий спрос по ценам, которые потребитель готов заплатить за товар. Исходя из анализа платежеспособного спроса, организации определяют объем производства и уровень издержек. Тем не менее может возникнуть ситуация избытка на рынке, т.е. затоваривание. В этом случае появляется риск снижения выручки от продаж и, как следствие, убыток.
3. Сбытовой маркетинг - ориентация деятельности на объем продаж, стремление как можно быстрее обновлять ассортимент выпускаемой продукции и ускорять товарооборот. В центре внимания оказывается анализ текущего платежеспособного спроса, который позволит получить наибольшую выручку от продаж в краткосрочном периоде. Однако, поскольку степени удовлетворения потребителя уделяется мало внимания, может возникнуть ситуация неудовлетворенного спроса и снижения объема выручки от реализации в будущем;
4. Маркетинг потребительского спроса - ориентация на непрерывный процесс удовлетворения потребностей потребителей. Внимание сосредоточивается на отличиях потребностях разных групп потребителей, а также на изменениях предпочтений. В результате предприятия быстро адаптируются к динамике спроса на рынке и меняют номенклатуру выпускаемой продукции. Предприятия, придерживающиеся такой философии, наименее подвержены рискам затоваривания, снижения выручки от продаж, возникновения ситуации неудовлетворенного спроса. Такая маркетинговая деятельность требует значительных вложений в разработку и реализацию маркетинговой стратегии, что может позволить себе не каждая организация. Однако результат, как правило, покрывает все издержки и приносит не только прибыль, но и значительное конкурентное преимущество на рынке.