Международная торговля
Клименко Татьяна Игоревна
36. Организация внешнеторговых операций
Внешнеторговые операции можно охарактеризовать как комплекс методов и форм по обмену товарами и услугами между контрагентами из разных стран. Внешнеэкономические или внешнеторговые операции (forieng trade transaction)- это договоры (контракты, соглашения) по обмену товарами в комплексе с операциями, обеспечивающими выполнение основной сделки (операции).
К основнымсделкам в международной торговле относятся сделки купли-продажи, подряда, аренды, найма.
К обеспечивающим, или дополнительным относятся агентские соглашения (agreement) с посредниками, соглашения с рекламными агентствами и организациями, исследующими конъюнктуру рынка, таможенные и другие операции.
Обеспечивающие операции осуществляются или непосредственно продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами), или другими фирмами и организациями на основании отдельных соглашений и договоров за соответствующее вознаграждение. На одну основную операцию совершается, как правило, до 10 вспомогательных.
В международной практике различают следующие критерии классификации внешнеторговых операций:
1. По направлениям торговли.
2. По видам товаров и услуг.
3. По степени готовности товара.
4. По методам торговли товарами и услугами.
В международной практике существуют следующие виды внешнеторговых операций по направлениям торговли:
- импортная- приобретение товара у иностранного продавца с заводом в страну покупателя; или ввоз товара (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию государства без обязательств обратного вывоза. При прохождении товаров через границу предъявляются сопроводительные документы, в том числе: лицензия на ввоз товара в страну, документы об уплате таможенной пошлины и об уплате сборов за таможенное управление.
- экспортная- продажа товара иностранному покупателю с вывозом из страны продавца; или вывоз товара (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) с таможенной территории государства без обязательства об обратном ввозе. При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару прилагаются сопроводительные документы, в том числе: лицензия на вывоз товара, документы о внесении соответствующих платежей, грузовая таможенная декларация.
- реэкспортная- приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну импортера с целью последующей перепродажи его, без переработки, иностранному покупателю;
- реимпортная (reimport)- приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. К реимпортным относят следующие операции: возврат забракованных покупателем товаров, возврат товаров не проданных на аукционе или не реализованных через консигнационные склады.
- встречные операцииозначают заключение встречных сделок, взаимоувязывающих экспортные и импортные операции. Непременным условием таких сделок является обязательство экспортера принять в качестве оплаты своей поставки (на полную ее стоимость или часть) определенные товары (услуги) покупателя или организовать их приобретение третьей стороной.
По видам товаров и услуг различают:
продукция промышленного назначения;
сырьевые ресурсы;
продовольственные и потребительские товары;
научно-техническая продукция;
услуги: консалтинговые, инжиниринговые, финансовые, туристические, и т.д.
По степени готовности товара различают сделки: с готовой продукцией, с продукцией в разобранном виде, и комплектном оборудовании.
Торговля готовой продукцией может осуществляться напрямую и через посредников. В этих случаях между экспортером и импортерам заключаются договора купли-продажи, а при участии посредника - и договор продавца с посредником. Сокращение сроков поставок товара уменьшает его запасы на складах и способствует уменьшению капиталовложений в складские сооружения.
Предпродажная доработка товара - другая форма производственного процесса в сфере обращения - производится также с целью повышения конкурентоспособности товара, улучшение его экологических характеристик и других индивидуальных требований заказчиков.
Техническое обслуживание машин и оборудования также осуществляется в сфере обращения, на складах и является операцией, обеспечивающей выполнение основной (купли-продажи). Склады посредников, где производятся обеспечивающие операции, называются консигнационными, а посредники - консигнаторами.
Торговля продукцией в разобранном виде осуществляется:
а) Если товаром является крупные и громоздкие сооружения, оборудование, строительные конструкции, мебель и т.д., когда технически невозможно или экономически нецелесообразно транспортировать продукцию в готовом виде;
б) При существующих в ряде стран запретов или ограничений на ввоз продукции, аналогичной выпускаемой национальными производителями, на ввоз продукции в разобранном виде устанавливаются пониженные таможенные пошлины. Такая форма торговли выгодна и поставщикам, и потребителям. Для страны - импортера организация сборки продукции содействует развитию национальной промышленности и повышению уровня занятости населения. Конкуренция иностранных поставщиков стимулирует национальных производителей, что ведет к ускорению нтп в стране импортера. Поставщикам эта форма торговли удешевляет продукцию за счет снижения ввозных пошлин и дешевой рабочей силы в стране импортере, используемой при сборке сооружений, конструкций и т.д.
Торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Торговля комплектным оборудованием получило развитие с 50 - х годов, как последствие растущего спроса в развивающихся странах Отсутствие высокоразвитого машиностроения и квалифицированных кадров привело к необходимости приобретать некоторые технологические комплексы и услуги по их проектированию, сооружению и эксплуатации.
Росту объемов способствовало развитие производств на базе принципиально новых технологий, широкого внедрения энергосберегающих технологических процессов и устройств по охране окружающей среды.
Торговля комплектным оборудованием может иметь следующие разновидности:
а) сооружение объектов на условиях «под ключ» - понимается комплекс подрядных работ. От экономического обоснования сооружения объекта, до сдачи его заказчику в состоянии полной готовности.
б) контракты с субподрядными фирмами.
Различают прямой (direct selling) и косвенный (indirect selling) методы торговли.
По методам торговли товарами и услугами.
Прямой – основан на использовании нулевого канала распределения товара, когда между контрагентами устанавливаются непосредственные связи без посредников.
Метод прямых продаж используется экспортером для установления жесткого контроля над функцией международного маркетинга и получения высокой прибыли. Этот метод применяется в торговле промышленными товарами, при осуществлении производственной кооперации между предприятиями для совместного производства товаров, при продаже и покупке крупных партий сырья на основе долгосрочных контрактов, при использовании в торговле собственной сбытовой сети.
Косвенный метод предполагает использование посредников в международной торговле. Это повышает оперативность внешнеторговых операций, ускоряет торговый оборот.
37. Внешняя и международная торговая политика
Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
1. внешнеторговая политика;
2.международная торговая политика.
Механизм действия инструментов внешнеторговой политики применяется к отдельно взятому государству. Однако существуют ситуации, когда страны объединяются для проведения внешнеторговой политики, что связано с привилегиями, предоставляемыми этими странами друг другу, например, это проявляется в ликвидации таможенных тарифов. В этом случае речь идет о международной торговой политике как комплексе мер по успешному взаимодействию государств в сфере торговли.
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
- изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
- изменение объема экспорта и импорта;
- изменение структуры внешней торговли;
- обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);
- изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
· политика свободной торговли;
· протекционизм.
Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
К основным инструментам внешнеторговой политики относятся тарифы и нетарифные барьеры.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей.
Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:
1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, сезонные и добровольное ограничение экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. Квоты обычно распределяются на основе лицензий, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.
Основными видами лицензий являются:
а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;
б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.
Прочие нетарифные барьеры
Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия.
Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.
К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.
В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т.е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же, как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда, Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров.
Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом "обхода" являются клиринговые соглашения, встречная торговля.
Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.
Под экспортными субсидиями (export subsidies) понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:
1) прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:
выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.;
2) косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:
налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);
государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.
Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.
Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономики, то экспортные субсидии - на внешнем.
38. Торговые отношения в Европе
Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром - Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле, кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.
Европейский союз — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию. Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) — по паритету покупательной способности.
Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил в силу 1 ноября 1960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств.
На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство, таможенные и налоговые вопросы, транспорт, социальные вопросы, свободное передвижение и поселение лиц, вопросы юстиции, координирование статистики, сравнение бюджетов государственных и негосударственных органов, здравоохранение, малые и средние предприятия, туризм, муниципальное планирование, окружающая среда, энергетика, сотрудничество в административной и юридической сферах).
Деятельность Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в которое с 1 января 1958 г. вошли все три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС.
Члены ЕС являются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
Основными целями Европейского Союза являются:
- образование тесного союза народов Европы;
- содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством:
- создания пространства без внутренних границ;
- усиления экономического и социального взаимодействия;
- образования экономического и валютного союза и в перспективе единой валюты;
- утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики;
- развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
- сохранение и приумножение общего достояния.
Примером влияния торговли на международный экономическое рост стран является развитие международного сотрудничества. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).
ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;
- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны - члены ВТО, которых на май 2015 г. насчитывается 145, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, т.е. международного бизнеса.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
Страны — члены ВТО действуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
ВТО с самого начала своего образования активно сотрудничает с другими организациями, занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в деятельности ВТО. С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учреждениями системы ООН. Многие из этих организаций имеют статус наблюдателя в одном или нескольких комитетах, советах или рабочих группах ВТО. Особенно важное значение для ВТО представляет интенсификация связей с такими международными организациями, как МВФ, МБРР и ЮНКТАД, деятельность которых непосредственно затрагивает развитие и регулирование международного бизнеса и совершенствование многосторонней торговой системы в условиях глобализации мировой экономики.
Маркетинг территорий
Клименко Татьяна Игоревна
39. Инструменты территориального маркетинга
К инструментам территориального маркетинга относятся:
· территориальный продукт. Территориальный продукт – это комплексное понятие, состоящее из трех элементов:
♦ конкретные характеристики и ресурсы территории (человек воспринимает территорию как объект своего месторасположения в пространстве, что задает для него определенные полезности);
♦ конкретное место, где человек будет получать и тратить доходы (человек воспринимает территорию как объект своих экономических и социальных интересов);
♦ система организации и качество менеджмента данной территории (человек воспринимает общественно-организованные силы территории, которые будут определять и влиять на его жизнь и деловую активность).
· цена территориального продукта,
Цена территориального продукта – это затраты, которые несет потребитель «приобретая» данный территориальный продукт, то есть затраты которые будет нести потребитель, проживая и/или осуществляя деятельность на данной территории.
Полная цена территориального продукта предполагает учет явных и вмененных издержек, что особенно важно при сравнении и выборе территорий.
При установлении цены территориального продукта можно использовать разные методы ценообразования: ценообразование на основе затрат,
ценообразование, ориентированное на потребителя, конкурентное ценообразование.
· место (локализация) территориального продукта
Третьим инструментом территориального маркетинга является место, то есть локализация территориального продукта в пространстве. С одной стороны, это статическая, не подлежащая изменению локализация (территория как точка на карте), с другой стороны, это динамическая характеристика, поскольку территориальный продукт может быть рассмотрен как звено в коммуникационных потоках, как элемент в системе движения сырьевых, человеческих, материальных, финансовых, информационных потоков. При этом территорию можно рассматривать как элемент разных по масштабам систем и систем, критерием построения которых являются разные факторы (административный, эконом-географический, общность политических и социальных задач управления и т.д.). Инициатором новых коммуникаций может выступать сама территория и тем самым формировать свою внешнюю микросреду. Размещение территориального продукта можно рассматривать как с позиции «извне» (то есть территория и ее «соседи»), а также с позиции «внутри» (то есть локализация отдельных видов ресурсов на самой, внутри анализируемой территории).
Объективная оценка и правильное использование специфики локализации территориального продукта позволяет эффективно развивать специализацию и кооперационные связи территории.
· продвижение территориального продукта.
Четвертое средство (инструмент) территориального маркетинга – это продвижение территориального продукта. Для продвижения территориального продукта могут быть использованы все инструменты маркетинговых коммуникаций, по каждому из которых в работе предложен комплекс конкретных действий. Содержательное наполнение рекламы может преследовать цели информирования о территориальном продукте, убеждение лиц, принимающих решение о приобретении территориального продукта, в предпочтительности предлагаемого продукта, а также напоминать покупателям о необходимости приобрести территориальный продукт.
Использование принципов персональных (личных) продаж в территориальном маркетинге предполагает личные встречи, например, первых лиц территории с потенциальными инвесторами. Очень большого положительного эффекта можно добиться при проведении публичных мероприятий, стимулирующих спрос (выставки, ярмарки, Дни дружбы, фестивали и т.д.). Организация общественного мнения позволяет создать благоприятное общественное отношение широкой общественности, кроме этого не стоит забывать о неперсональной деятельности по популяризации и созданию известности, а также о проведении целенаправленной пропаганды территориального продукта для получения выгоды. Еще одной формой продвижения является использование прямого маркетинга в виде прямых непрерывных взаимоотношений между субъектом территориального маркетинга и потребителями при помощи специальных средств коммуникации (интерактивная система маркетинга).
К специфическим формам реализации маркетинга территорий относятся: выставки, ярмарки, в т. ч. постоянно действующие; тематические парки; декады, месячники культуры и искусства; гостиничное дело, туризм; конференции, симпозиумы; транспорт, связь, банковская система, налоговая политика; учреждения образования, культуры здравоохранения, отдыха, спорта.
40. Маркетинговые стратегии территории
Маркетинг имиджа. Один из наиболее часто встречающихся стратегических выборов региона - целенаправленная деятельность по созданию, поддержанию, позитивному изменению имиджа региона.
Имидж региона, так же как и имидж страны, формируется на разных уровнях отражения бытия, но имеет и свои особенности. Имидж региона более конкретно определяется качеством функционирования расположенных на нем субъектов хозяйствования, коммуникаций, системы обслуживания и т.п. Но на имидж региона действуют и более гуманитарные, т.н. "мягкие" факторы, например, филологического происхождения.
В США штат Северная Дакота относит существенную часть трудностей по увеличению своей притягательности на счет неудачного имени, вызывающего невыгодные климатические ассоциации. Понятно, что Южная Дакота в этой конкуренции явно выигрывает. Дело дошло до горячих дискуссий о необходимости изъятия прилагательного "северная" из названия штата.
В России весьма активную роль в формировании имиджа регионов играют географические, климатические, национальные и другие различия, связанные с большой протяженностью и другими параметрами крупной страны. С другой стороны, имидж региона принципиально зависит от его экономики и той роли, которую регион играет в народном хозяйстве страны (донора или реципиента), от характера взаимоотношений с федеральными властями и другими центральными учреждениями и организациями, от сложившейся динамики макроэкономических региональных пропорций.
Таблица 40.1.