Тема 6. Отраслевой анализ
Предпринимательские фирмы действуют в среде, которая может быть рассмотрена через призму конкуренции. В этой среде происходит взаимное влияние фирм друг на друга. При этом проявляется влияние не только непосредственных конкурентов, но и других участников рынка.
Конкурентная среда фирмы проявляется на мезо- и микроуровне. На мезоуровне конкурентная среда представлена отраслевой конкурентной средой, т.е. совокупностью предприятий отрасли, в которой работает фирма, а также к этой среде могут быть причислены отрасли товаров- заменителей, предприятия которых в той или иной степени оказывают влияние на характер конкуренции отраслевого рынка. В то же время отраслевая конкурентная среда может быть слишком общей для фирмы, поскольку в реальной практике конкуренции фирмы редко непосредственно контактируют со всеми отраслевыми предприятиями. Область реальной конкуренции конкретных фирм значительно уже условий отраслевой конкуренции.
Конкурентная среда фирмы на микроуровне включает ее непосредственных конкурентов на обслуживаемых рынках как из числа отраслевых предприятий, так и фирм, производящих товары-заменители. Таким образом, речь идет об элементах внешней микросреды фирмы.
Анализ конкурентной среды включает два основных компонента:
• отраслевой анализ;
• конкурентный анализ.
Отраслевой анализ представляет мезоуровень конкурентной среды фирмы. Конкурентный анализ охватывает как мезоуровень, так и микроуровень конкурентной среды.
Остановимся более подробно на методических подходах проведения отраслевого анализа.
Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Кроме того, такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, выделить движущие силы развития отрасли, определить ключевые факторы успеха отрасли и с учетом этого разрабатывать конкурентную стратегию поведения предприятия на рынке.
Методологически отраслевой анализ в системе управления конкурентоспособностью фирмы строится сквозь призму интересов отдельного предприятия. На рисунке 6.1 представлены основные направления отраслевого анализа.
Общий обзор ситуации в отрасли
Общий обзор ситуации в отрасли выполняется в следующей последовательности:
• исторические аспекты развития отрасли;
• анализ жизненного цикла отрасли;
• организационно-структурная характеристика отрасли;
• оценка текущего состояния отрасли.
Исторические аспекты развития отрасли. Период возникновения. Основные этапы развития. Факторы, сдерживающие рост отрасли. Преобладающие типы предприятий в отрасли в разнос время. Развитие товарной номенклатуры. Укрупненное представление динамики производства продукции за период развития отрасли (например, с шагом 10 лет), в том числе в региональном разрезе и по номенклатурным группам продукции.
Анализ жизненного цикла отрасли. Выявляется характер проявления цикличности в развитии отрасли. Определяется стадия жизненного цикла отрасли.
Известной консалтинговой фирмой Arthur D. Little была предложена модель жизненного цикла отрасли, включающего следующие стадии: рождение, рост, зрелость и старость.
Рождение. Отрасль, находящаяся на этой стадии, как правило, является возникшей недавно как осознание су- шествования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет, прибыли, как правило, нет, а скорее наоборот, только инвестиции. Поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.
Рост. На этой стадии продукция отрасли начинает пользоваться спросом все большего числа покупателей, и конкуренты начинают бороться за получение все больших долей «увеличивающегося доходного пирога». На стадии роста покупатели отраслевых фирм, распределение рыночных долей и технологии производства продукции становятся более известными, вхождение в отрасль новых «игроков» оказывается более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается, появляется прибыль, объемы которой быстро нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.
Зрелость. На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Все или большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка, прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности становится или остается позитивным.
Старость. На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукции либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают вытеснять старую продукцию, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов и сужение ассортимента товаров. Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все параметры сходятся к нулю.
В таблице 6.1. отражены особенности стратегий конкурентного поведения предприятий, работающих в отраслях
находящихся на различных стадиях жизненного цикла отрасли.
Таблица 6.1 Стратегии конкурентного поведения фирм в зависимости от стадии жизненного цикла отрасли
|
Окончание табл. 6.1
|
Организационно-структурная характеристика отрасли.
Политическая, социальная и экономическая значимость
отрасли. Имидж отрасли в обществе. Товарная номенклатура отрасли. Цикличность, в том числе сезонность спроса. Структура объема производства по видам продукции чистой отрасли. Организационная структура управления отраслью. Производственная структура отрасли. Разделение по стадиям НИОКР и производства продукции, видам продукции. Преобладающие формы специализации: узкоспециализированные производства; предприятия смешанной специализации, в том числе и не относящейся к чистой отрасли (например, производство товаров-заменителей, диверсифицированное производство). Количество предприятий в отрасли. Динамика числа предприятий. Отраслевая структура по формам собственности, по числу предприятий и объему производства продукции. Отраслевая структура по группам предприятий. Доля крупных, средних и малых предприятий в отрасли по числу предприятий и объему производства продукции. Отраслевая структура по организационно-правовым формам по числу предприятий и объему производства продукции. Количество совместных и иностранных предприятий в отрасли, в том числе с разбивкой по странам-участницам. Объем производства и численность персонала на совместных и иностранных предприятиях.
«