Отраслевой кластерный анализ

Отобранные на предыдущем этапе стратегии развития должны быть подвергнуты отраслевому кластерному анализу. Это необходимо для того, что бы:

· Подтвердить их жизнеспособность и способность выдержать соперничество в условиях отраслевой конкуренции.

· Через анализ отраслевой структуры кластера и взаимосвязей с другими действующими на территории кластерами точно определить методы воздействия на кластер со стороны органа власти и управления территорией.

В ходе отраслевого кластерного анализа осуществляется разработка подробных планов отраслевых мероприятий, которые должны осуществлять различные субъекты стратегического управления (отраслевые подразделения администрации, отраслевые союзы и ассоциации и др.).

Сама процедура отраслевого кластерного анализа, с точки зрения ее содержания выглядит как сопоставление идеальной модели данного кластера с действующей моделью на данной территории и наиболее вероятными отраслевыми конкурентами.

Результатом данного сопоставления явится выбор точек воздействия на структуру кластера, что в свою очередь позволит подобрать наиболее приемлемые (адекватные) методы воздействия.

Рассмотрим на примере кластера «Автосервис и переработка грузов» в стратегии города Кинешма;

Отраслевой кластерный анализ - student2.ru

На представленном рисунке изображены все элементы необходимые для успешного действия кластера. Кластер конкурентоспособен поскольку на протяжении около 1000 км. строящейся трассы Санкт–Петербург - Нижний Новгород, нет другой такой инфраструктуры расположенной на пересечении трех основных видов транспорта. В то же время существующая инфраструктура требует коренной перестройки как с точки зрения содержания услуг, так и сточки зрения полноты ее элементов. Каждая услуга должна быть выстроена с точки зрения ее последовательной реализации и проанализирована полнота инфраструктуры оказания данной услуги.

Так например, при наличии мощного задела связанного с автосервисом, в виде наличия завода «Автоагрегат» и системы воспроизводства профессиональных кадров. Я но не хватает системы малого и среднего бизнеса обеспечивающей непосредственные контакты с потребителями услуг, мелкий ремонт и автосервис, системы автостоянок, фирм специализирующихся на поставке запасных частей определенных категорий и др инфраструктуры.

В руках органов местного самоуправления достаточно инструментов для того, что бы простимулировать их возникновение и развитие. Начиная от учете их интересов при планировании зон обслуживания транспорта и заканчивая обеспечения достаточной инженерной инфраструктуры для развития этих зон.

Подробно расписанные мероприятия по поддержке отраслей отнесенных к стратегии данного муниципального образования даст возможность приступить к созданию самого стратегического плана развития.

6. Составление стратегического плана развития территории.

На этом этапе стратегический выбор сделанный на предыдущих этапах приобретает вид нормативного планового документа, в котором указываются мероприятия и их содержание, сроки реализации, используемые ресурсы, обозначаются точки ответственности.

При том, что сама по себе эта работа не вызывает каких либо технических затруднений есть несколько принципиальных позиций, которые необходимо четко обозначить и подробно прокомментировать:

a) Вопрос о сроках реализации стратегического плана. Традиционно нам предлагается их делить на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. При стратегическом планировании такая градация неуместна. Поскольку решение задачи устойчивого развития с одной стороны является задачей постоянной, а с другой стороны срок реализации той или иной задачи напрямую увязан с содержанием самой задачи. Поэтому сроки реализации должны проставляться после полной ясности по другим разделам плана.

b) Вопрос о ресурсах используемых для реализации плана. Нередко вопрос о реализации плана упирается в отсутствие ресурсов для его реализации. Чаще всего это происходит из-за узости подхода к понятию ресурсы территории. Чаще всего по старой советской привычке мы рассматриваем лишь бюджетные ресурсы и внешние инвестиции. Однако и тот и другой источник имеют свои ограничения. Цели направления бюджетных средств строго регламентированы законодательством (что безусловно справедливо, поскольку территориальные бюджеты социальны по своей природе и никто не вправе отбирать деньги у «сирых и убогих» для вложения в рискованные коммерческие проекты). Внешние инвестиции безусловно желательны, но для того что бы их получить необходимо предпринять серьезные действия по созданию инвестиционной привлекательности региона. Не менее важным ресурсом, являются средства населения территории и хозяйствующих субъектов, умение сделать стратегию привлекательной для них это половина успеха стратегического плана. Не менее важным источником являются бюджеты других уровней, умение работать с ними является показателем зрелости административной команды, показателем умения согласовывать интересы многих для блага территории. Планируя ресурсы на реализацию стратегического плана необходимо соблюдать главное правило: в первую очередь необходимо отобрать мероприятия по которым возможно внешнее (как бюджетное так и не бюджетное) инвестирование, для чего необходим всесторонний анализ интересов органов власти других уровней и внешних инвесторов на данной территории. Средства местного бюджета должны планироваться в последнюю очередь.

c) Вопрос о точках ответственности. Говоря о точках ответственности мы говорим о исполнителях которых будем указывать в стратегическом плане развития территории. Здесь крайне важно избежать двух крайностей:

· Формировать точки ответственности только из органов власти и управления.

· Возлагать ответственность на организации, которые не являются подотчетными органам власти

Решение этой проблемы на самом деле очень простое. Точкой ответственности всегда будет являться орган власти или управления, а вот сама ответственность и соисполнители будут определяться исходя из тех методов управления, которые будут использоваться органом управления. Таким образом, достигается сочетание ответственности конкретного лица и включение в процесс других субъектов реализации плана (предпринимателей, населения, инвесторов и др.)

7. Институциональное обеспечение реализации стратегического плана развития.

Достижение результата любой стратегии, напрямую связан с правильностью выбора способов ее реализации. Само понятие способ реализации стратегии включает в себя подбор организационных форм и инструментов реализации стратегии. Поэтому прежде чем приступить к реализации стратегии мы должны определиться с тем, какие формы управленческих воздействий мы будем использовать, и какие организационные структуры должны быть использованы на определенных этапах реализации стратегического плана. В силу важности рассматриваемого вопроса, а так же его сложности необходимо рассмотреть его в отдельном разделе.

Наши рекомендации