Сущность, функции, цели и задачи маркетингового менеджмента
Содержание
стр. | |
1. Основной раздел | |
2. Мои предположения по набору в ХНУГХ | |
3. Мои предположения по содержанию и проведению курса «Введение в специальность» | |
4. Резюме | |
5. Координаты мои и моих родителей | |
6. Список использованной литературы |
Введение
Маркетинг - это теория и практика управления предприятием, его продуктово-рыночной стратегией, в рамках которой управленческие решения принимаются на основе анализа факторов рыночной среды и ресурсов предприятия с целью как можно более полного согласования экономических интересов продавца и покупателя.
В рыночной экономике роль маркетинга заключается в организации свободного и конкурентного обмена и эффективной коммуникации между продавцом и покупателем для обеспечения совпадения предложения товаров и услуг и спроса на них.
Роль маркетинга в согласовании экономических интересов отображена на рис.1.
рис.1. Роль маркетинга [1]
Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
В условиях рыночной экономики роль менеджментасостоит в обеспечении бесперебойного функционирования системы управления предприятием.
Роль менеджментав управлении поистине значительна, так как смысл менеджмента заключается в том, чтобы получить конечный результат деятельности предприятия с минимальными издержками и с наибольшей отдачей на всех этапах процесса управления.
Характерной чертой менеджмента является то, что он направляет компании на удовлетворение спроса, на непрерывное повышение эффективности производства, на свободу выбора решений, а также на разработку стратегических планов и программ и их регулярную коррекцию в зависимости от потребностей рынка.
Основные задачи менеджмента отображены на рис.2.
рис.2. Основные задачи менеджмента [2]
Сущность, функции, цели и задачи маркетингового менеджмента
Маркетинговый менеджмент - это анализ, планирование, внедрение в жизнь и контроль над осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных обменов с целевым рынком для достижения конкретной цели организации.
Маркетинговый менеджмент можно рассматривать как:
§ управление деятельностью;
§ управление функцией;
§ управление спросом.
Маркетинговый менеджмент как управление деятельностью - это изменение облика мышления - принятие всех управленческих решений с учетом требований рынка, постоянная способность к изменениям требований рынка, то есть это не только ориентация предприятия на внутренние возможности, это - учет внешних условий. Все это означает:
§ совершенствование как технических, так и потребительских параметров продукта;
§ учет при ценообразовании не только производственных и сбытовых расходов, но и уровня цен конкурентов, спроса на товары и тому подобное;
§ рассмотрение упаковки как активного средства продвижения товаров;
§ определение успеха не только технологическими достижениями, но и уровнем удовлетворения потребностей рынка и др.
Управление маркетингом предполагает прохождение определенных этапов, представленных на рис.3., а также наличие у компании трех основных компонентов:
§ оценочно-целевого: формирование системы целей, проблем, задач, критериальных и оптимизационных функций;
§ поведенческого: выработка системы маркетинговых политик и стратегий, формирование программ и планов;
§ имплементационного: разработка механизмов (экономического, организационно-правового, информационно-технологического) реализации
рис.3. Основные этапы маркетингового менеджмента[3]
Функции маркетингового менеджмента:
§ разработка целей и заданий предприятия, основных стратегических принципов его деятельности, её ориентация в целом и в отдельных отраслях;
§ разработка стратегий предприятия, определение рынков и позиций, которые будут обеспечивать успех;
§ планирование продукции, то есть её разработка, обслуживание и элиминирование;
§ подготовка планов закупок материально-технических ресурсов;
§ формирование производственного плана;
§ планирование и реализация комплекса маркетинговых коммуникаций;
§ формирование каналов распределения;
§ формирование и реализация ценовой политики;
§ планирование финансового обеспечения;
§ подбор служащих;
§ формирование структуры маркетинга;
§ формирование и реализация системы управляющих воздействий;
§ организация сбора и обрабатывания маркетинговой информации.
Функциональное направление маркетингового менеджмента связано с тесными контактами рынка через маркетинговую функцию по производственной, снабженческо-сбытовой, финансовой, административной и другими функциями предприятия для получения прибыли. Маркетинговый менеджмент должен своевременно выявить потребности рынка и на основе мобилизации фактических и потенциальных возможностей предприятия удовлетворить их своевременно и более эффективным способом, чем конкуренты. Сделать это возможно только при полном направленности всех функциональных подразделений предприятия на достижение его рыночных целей.
Ответственные за управление топ-менеджеры, функциональные менеджеры, менеджеры по маркетингу, достигая поставленных целей, должны включать в процесс маркетингового менеджмента управление спросом, которое предусматривает создание рынка, формирование нового восприятия на рынке. При этом механизм управления спросом состоит из определенных средств, инструментов и связей, к которым относятся составляющие маркетинг-микса: продукт, цена, место распространения и продвижения. Причем использование комплекса маркетинговых мероприятий эффективно не только для использования возможностей, но и требованиям рынка.
Под маркетинговым менеджментом нужно понимать целенаправленную координацию и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью на уровне предприятия, на уровне рынка и общества в целом, и которые базируются на принципах маркетинга.
Целью маркетингового менеджмента является маркетинговая направленность управления, которая позволяет эффективно удовлетворять потребности, благодаря обмену и получать запланированный результат. Такая направленность обусловливает специфичность анализа, планирования организации, мотивации, реализации и контроля уже функций маркетингового менеджмента, а не управление вообще.
Основными задачами маркетингового менеджмента являются:
§ анализ рынка, то есть его потенциала, вместимости, спроса, поведение потребителей, возможностей фирмы, конкуренции и др.;
§ планирование: формирование целей фирмы, определение путей их достижения;
§ организация: формирование организационной структуры маркетинга фирмы, его внутренней иерархии, конкретных задач, полномочий и ответственности за реализацию маркетинговых мероприятий;
§ мотивация: создание соответствующих материальных и моральных стимулов для работников с целью обеспечения выполнения ими своих обязанностей;
§ реализация намеченных планов;
§ контроль и анализ выполнения маркетинговых мероприятий.