Теоретические основы организации грузоперевозок
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Производственное значение транспорта определяется объективной потребностью перемещения груза от места производства к месту потребления.
На транспортном предприятии производственным процессом является перемещение грузов и людей – транспортный процесс.
Главной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Эффективность организации транспортного процесса и управление им, а в конечном счете и дальнейшее развитие автомобильного транспорта в значительной степени определяется подготовкой высококвалифицированных инженеров, владеющих научной теорией. Теория транспортного процесса рассматривает присущие ему закономерности и методы оптимизации. На базе этой теории строится организация перевозок и осуществляется управление ими.
В то же время следует отметить, что современное состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой ею клиентуры, неполным соответствием типажа и структуры парка насущным потребностям перевозок, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий и другими недостатками.
Эти проблемы могут быть решены только при переходе автомобильного транспорта к рыночной экономике, что позволяет обновить транспортные услуги и повысить их качество.
Цель курсовой работы заключается в углублении изучения грузового транспорта на предприятии ЗАО «Ларичихинский Леспромхоз».
Задачи курсового проекта – выяснить роль грузового транспорта в производственном процессе, рассмотреть планирование работы грузового транспорта и оценить эффективность его деятельности, произвести анализ показателей использования грузового транспорта в ЗАО «Ларичихинских Леспромхоз».
Объект исследования: ЗАО «Ларичихинский Леспромхоз»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
1.1 Роль грузового транспорта в производственном процессе
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнём с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 мил. тонн грузов.
В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97 % от всех лицензируемых субъектов, транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.
Рис.1 Диаграмма
В транспортных подразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн. человек. Причем в автотранспортную отрасль приходится более 50 % от числа работающих в транспортном комплексе, без учета железнодорожного транспорта.
В условиях оживления реального сектора экономики в 2001 г. автомобильный транспорт освоил более 90 % всего прироста объемов внутренних перевозок.
Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособность предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым, быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.
В отличие от других видов транспорта, автотранспорт во всех возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Автомобильный транспорт стал незаменимым средством и при смешанных перевозках. В 2001 году общий объем международных автомобильных перевозок, выполненных отечественными и зарубежными автоперевозчиками, составил 19,2 млн. тонн. То есть на 7,3 больше аналогичного показателя предыдущего года.
На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Так, при перевозках грузов установилась тенденция, подтверждающая практику развитых зарубежных стран: средние темпы роста объемов автомобильных грузовых перевозок соответствуют средним темпам экономического роста, превышая при этом темпы роста объемов перевозок на других видах транспорта.
Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:
-около 80 % производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;
-известные объективные преимущества автомобильного транспорта(обеспечивает партионности, возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери» ,скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.
За последние годы автомобильный транспорт выполняет свыше 55 % объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России.
Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждает соответствующими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики:
- в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%
- в строительстве –до 30%
- в сельском хозяйстве и торговле – до 40% и более
Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млн. руб. в год или около 6% от валового внутреннего продукта(ВВП) страны.
В процессе международной интеграции значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. В общей стоимости перевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки наиболее ценной продукции, находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта.
Инвестиции, издержки, занятость населения.
На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется , прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности в автомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства.
Коммерческий автомобильный транспорт обеспечивает более 10 % всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6% работающего населения, а основные фонды оцениваются в размере не менее 11% всех основных фондов страны. Суммарные издержки на выполнение перевозок грузов и пассажиров, не считая личный легковой автотранспорт, составляют примерно 700 млрд. руб. в год и более 10% от ВВП страны.
Указанный высокий уровень автотранспортных издержек обусловлен не только огромным объемом выполняемой автотранспортом работы, но и недостаточным уровнем государственного регулирования отрасли.
1.2 Планирование работы грузового транспорта и оценка эффективности его деятельности
Планирование работы грузового транспорта позволяет:
-предвидеть перспективу развития системы перевозок грузов при распределении продукции на будущее;
-более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия при осуществлении поставок конечным потребителям;
-повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;
-обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;
-эффективно проводить инновационную политику на предприятии;
-повышать эффективность использования автотранспорта и улучшать финансовое состояние предприятия;
-обеспечивать координацию действий поставщика и потребителя при осуществлении перевозок;
-совершенствовать контроль за ходом транспортировки грузов.
Объектом планирования перевозки грузов в системе распределения служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс транспортировки товаров и ресурсов и ресурсов. Этапы планирования грузоперевозок в системе распределения, как процесс практической деятельности, включает три основных этапа:
1) составление планов транспортировки грузов, принятие решений о будущих целях перевозок распределяемых товаров и продукции и способах их достижения;
2) организация выполнения плановых решений по доставке товаров и продукции потребителям, оценка реальных показателей деятельности по транспортировке товара потребителям;
3) контроль и анализ конечных результатов перевозок, корректировка фактических показателей и совершенствования деятельности системы перевозок товара в системе распределения.
Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения – учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и с ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует. При стратегическом планировании перевозок в системе распределения необходимо учитывать следующие факторы:
Внутренние:
- какой автотранспорт будет использоваться при доставке продукции потребителям: свой или наемный;
- при положительном решении об использовании своего автотранспорта- определение характера управления собственным автопарком;
- при положительном решении об использовании наемного автотранспорта – оценка конкурентной ситуации транспортного процесса на рынке транспортных услуг;
- планирование затрат на доставку грузов и своевременность (при необходимости скорость) транспортировки;
- качество доставки грузов в системе распределения;
- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- способности сотрудников отделов распределения и доставки, руководства предприятия;
- учет принятой в компании стратегии распределении(например: снижение затрат в сети распределения, повышение уровня обслуживания клиентов, сокращение полного цикла заказа, переход на аутсортинг и т.д.)
- принятая в компании система экономических показателей работы транспорта.
Внешние:
- соотношение тарифных показателей транспортных услуг конкурентов, по какой системе работают конкуренты; свой или наемный транспорт;
- преимущества и недостатки технических характеристик автотранспорта для доставки товара, используемого конкурентами;
- преимущества и недостатки маркетинговой политики конкурентов в области организации перевозок в системе распределения;
- удаленность клиентов от места расположения поставщика;
- транспортная инфраструктура региона сбыта, возможность использования подъездных путей при погрузке и разгрузке продукции;
- конкурентные преимущества использования других видов транспорта при распределении, отличных от автомобильного (авиа, железнодорожного, речного, морского); структура сбыта конкурентов;
- стабильность спроса на продукцию поставщика;
- требования клиентов к уровню транспортного обслуживания при получении продукции;
- возможное изменение товарной специализации покупателей;
- возможные изменения политики ценообразования на рынке транспортных услуг;
- изменение границ рынка за счет увеличения радиуса обслуживания с одного склада;
- возможное изменение грузовой единицы доставки;
- равномерность при осуществлении перевозок в системе распределения продукции;
- возможность индивидуального выбора товароносителей и транспортных средств;
- высокая социально-экономическая значимость автомобильного транспорта в период сезонных увеличений спроса;
- возможности страхования грузов и ответственности перевозчиков;
- время нахождения товара в пути;
Результат после применения стратегического планирования перевозок
Таким образом, стратегическое планирование перевозок в системе распределения продукции осуществляется исходя из выбранной в компании стратегии распределения:
- снижение затрат в сети распределения(укрупнение парии поставки товара, достижение коэффициента полезного использования грузоподъёмности и объема автотранспортного средства на максимальном уровне;
- перевозки товаров по сниженным тарифам, включение стоимости за доставку в цену товара, организация перевозок однородных грузов отдельными транспортными единицами);
- повышение уровня обслуживания клиентов ( организация доставки товара без учета партии отгрузки, осуществление транспортировки без учета затрат на содержание или привлечение автотранспорта;
- повышение уровня транзакционных издержек при организации перевозок;
- организация маршрутизации процесса доставки товаров с учетом приоритетных клиентов;
- сокращение времени доставки товара потребителям; обеспечение максимальной надежности и безопасности перевозок грузов; перевозки товаров любого уровня комплектации и т. д. );
- сокращение полного цикла заказов ( сокращение времени нахождения товара в пути, равномерность отгрузок товара на доставку; минимизация партии поставки; минимизация количества перегрузок товара в пути);
- переход на аутсортинг (полная передача функций транспортировки товара потребителям логическим посредникам)
Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения осуществляется в рамках общей стратегии распределения компании, которая является составной частью общей стратегии предприятия на рынке и осуществляется в формах:
- сценария (разработка сценария будущего периода);
- концепция с разбивкой по ключевым направлениям;
- стратегических целей, с четким формулированием конечного результата;
- моделей поведения ( разработка стратегии «шаг за шагом»);
Как правило, проектируется и направляется высшим руководством фирмы.
Тактическое планирование грузоперевозок
Тактическое планирование перевозок в системе распределения – разработка планов перевозок грузов в системе распределения продукции предприятия в процессе реализации стратегических целей или стратегии предприятия. Охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри системы распределения, а также между подразделениями доставки товара, транспортным отделом, отделом распределения и предприятия в целом. Особенностями тактического планирования в распределении являются:
- осуществляется в целях уточнения, коррекции, дополнения ;
- выражает наиболее эффективные способы достижения стратегических целей;
- определенные шаги, ступени по направлению к вершине – общей цели, предусмотренной стратегией;
- тактическое планирование-это детальное планирование;
- в основном носит краткосрочный или среднесрочный характер;
- решения принимаются специалистами(руководителями) среднего звена компании - начальниками отделов логистики, отделов управления товарными запасами, менеджерами по доставке;
- решаются однородные проблемы;
- принят фиксированный график действий;
- минимум альтернативных решений;
Результат после применения тактического планирования перевозок
Исходя из вышеизложенного, тактическое планирование перевозок грузов автомобильным транспортом в системе распределения, в зависимости от принятого решения об использовании собственного или наемного автотранспорта включает:
- план перевозок, который включает следующие разделы: объем перевозок в тоннах или тонно-километрах, количество и тип автомобилей используемых для транспортировки груза ( с учетом особенностей имеющихся ресурсов для проведения погрузо-разгрузочных работ),пункты отправления (местоположение поставщика) и назначения (место дислокации потребителей), основные технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;
- план технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава ( в случае использования собственного автопарка предприятия);
- планирование потребностей в запанных частях и материалах для ТО и технического ремонта( в случае использования собственного автопарка предприятия);
- планирование трудовых ресурсов( руководители и специалисты отделов доставки: менеджер по доставке, механик, экспедитор);
Планирование затрат на осуществление доставки товара потребителям
- затраты включаемые в плановую себестоимость продукции;
- планирование снижения себестоимости перевозок в системе распределения;
- планирование спроса на услуги логических посредников ( в случае принятия решения об аутсортинге);
- бюджетное планирование перевозок в системе распределения;
- планирование использования при перевозке грузов современных средств связи, коммуникации и программных продуктов.
Оперативное планирование перевозок
Оперативное планирование перевозок грузов в системе распределения - это то, чем ежедневно занимается менеджер по доставке совместно с менеджером по распределению товарных запасов в компании. К нему относится планирование перевозок грузов на небольшой промежуток времени внутри структурных подразделений, участвующих в распределении. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Направлено на решение промежуточных тактических задач и нацелено на выполнение тактических планов по транспортировке грузов потребителям. «Оперативные планы разрабатываются в форме план - графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые действия и операции».
Виды оперативного планирования
Оперативное планирование может осуществляться в следующих формах:
- месячный план-график перевозок продукции потребителям с разбивкой по неделям и календарным дням, по видам сообщений;
- план – график постановки транспорта под погрузку;
- план – график времени подачи автомобилей под погрузку на складе поставщика разгрузку на складе конечного потребителя;
- нормативы времени погрузки различных типов автомобилей;
- нормативы сроков доставки грузов;
- ежедневный распорядок работы менеджера по доставке грузов;
- нормативы полного цикла документооборота при организации перевозок продукции;
- мониторинг информации о процессе перевозки продукции;
- ежедневного взаимодействия с представителями логических посредников или транспортным отделом предприятий;
- нормативы использования грузоподъемности и объема транспортных средств в зависимости от характера и номенклатуры груза, используемой транспортной единицы;
- план – график формирования поставок;
- схемы размещения грузов внутри автотранспортных средств;
- нормативы по соотношению долей различных грузов при осуществлении перевозки в единой поставке и т.д.
1.3 Разработка транспортного маркетинга на предприятии
Маркетинг – это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
Маркетинг прежде всего известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом, путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель» , «рынок».
С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение.
Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций, коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях.
Сегодня для многих организаций, предоставляющих услуги, преуспевающее будущее зависит от понимания ожиданий и желаний клиентов.
Признание значимости проведения маркетинговых исследований для достижения и поддержания качества предоставляемых услуг повышает возможности достижения успеха в бизнесе. Основными факторами, определяющими успешность предпринимательства в сфере услуг, являются поиск и использование данных относительно клиентов для дальнейшего планирования мероприятий маркетинга, а также разумная обратная связь между клиентами и служащими.
Проведение маркетингового исследования поможет выявить совокупность вариантов, которой удовлетворяет предложение данных поставщиков услуг, и на этой основе скорректировать программу маркетинга с целью достижения конкурентоспособного имущества. В случае предложения новой услуги проведение исследования позволит выявить критерии, которых потребители придерживаются, приобретая услугу, для включения новой услуги в совокупность рассматриваемых вариантов.
Маркетинговые исследования являются средством поддержания постоянного контакта с клиентами, помогающими понять механизм, применяемый ими при оценке процесса обслуживания перед закупкой, в течение предоставления услуги и после потребления.
Исследование потребителей – это анализ их покупок, услуг, которыми они пользуются, определяемый по их личностным качествам, возрасту, социальному положению, характеру работы, потребностям.
Важную роль играют психологические факторы.
Психологические факторы имеют очень сильное влияние на потребителя. Они включают в себя восприятие тех или иных товаров, отношение к различным брендам, мотивацию и усвоение информации о товарах и услугах.
Целью маркетингового исследования потребителей является изучение их потребностей, предпочтение и вкусов.
Исследование вкусов помогает определить склонность к торговым маркам, выявить пристрастия и составить портрет потенциального потребителя.
Исследования потребителей включает в себя:
- представление о торговой марке, товарах и услугах;
- знание основных свойств и услуг;
- выявление неудовлетворенных потребностей;
- придерживается ли потребитель определенной торговой марки;
- потребляет ли человек аналогичный товар другой торговой марки;
Каждая компания должна знать потребности своих покупателей. Так будет намного легче найти покупателей.
Транспортные операции обычно рассматриваются в неразрывной связи с торговыми сделками в качестве средства их реализации. В то же время транспортные операции, являясь самостоятельным видом предпринимательской деятельности, имеют специфические особенности и свою проблематику маркетинга.
Оптовая торговля средствами производства и рыночные отношения между грузовладельцами, как правило, влияют на увеличение уровня неравномерности перевозок и приводят к неопределенности транспортно-экономических связей по сравнению с централизованной системой распределения.
Свобода выбора поставщика потребовала определенной свободы выбора транспорта, способа и условий перевозок. Все это предопределило необходимость нового подхода к планированию перевозок с учетом рыночных отношений.
Решению этих задач во многом может способствовать применение маркетинга, его принципов и методом управления.
Общество заинтересовано в сокращении транспортных затрат, присоединяемых к стоимости товара в процессе его перемещения. Продукция транспорта, обладая только ей присущей спецификой, в то же время является товаром, а следовательно, объектом маркетинга.
Применительно к рыночной экономике роль маркетинга можно оценивать с двух позиций: во-первых, с позиции изучения рынка, спроса потребителей, ориентации производства на эти требования, адресности выпускаемой продукции; во-вторых, с точки зрения активного воздействия на существующий рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательных предпочтений. Внедрение маркетинга на отечественном транспорте обусловлено необходимостью оптимизации эксплуатационных расходов и получение максимальных доходов. Растущая диспропорция между спросом и предложением на рынке перевозок требует перестройки управленческой деятельности с ориентацией на рынок.
Маркетинговая деятельность на транспорте должна включать комплексное изучение рынка, приспособление производства к потребностям рынка и продвижение транспортных услуг на рынок. Это позволит реализовать системный подход к использованию принципов маркетинга для совершенствования деятельности предприятий транспорта.
В настоящее время рынок покупателя транспортных услуг уже в достаточной степени сложился. Вместе с тем покупатель предъявляет и новые требования к работе транспорта.
Основная задача маркетинга транспортных услуг – убедить потребителей приобретать эти услуги. Интересы потребителя определяют основную деятельность транспорта. Предприятия транспорта должны ориентироваться на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий к нуждам потребителей, удовлетворение их интересов.
Маркетинг на предприятиях транспорта прежде всего выполняют сбытовую функцию, направленную на продвижение услуг от продавца к потребителю. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как процесс организации и управления всей деятельностью предприятия, направленной на оказание таких услуг, которые соответствуют потенциальному спросу.
Центральной фигурой является потребитель, который предъявляет определенные требования к транспортным услугам. Поэтому основными направлениями маркетинговых исследований на транспорте являются:
1) максимально удовлетворение интересов потребителей транспортных услуг;
2) формирование спроса на транспортные услуги.
Продуктом деятельности предприятий транспорта является оказание различного рода услуг: перевозка грузов, пассажиров, транспортно – экспедиционные услуги и др. К услугам в широком понимании можно отнести не только перевозку товаров, но и их доставку, складирование, хранение и упаковку. Поэтому услуги по перевозкам относятся к основным видам услуг. К ним примыкают услуги по погрузке и разгрузке, экспедирование, обеспечение сохранности и др. К транспортным услугам могут быть отнесены услуги коммерческого характера( сдача зданий, земельных участков, складских помещений в аренду, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и др. ). В последние годы стали развиваться услуги по страхованию транспорта, юридические консультационные услуги.
Цены на услуги транспорта определяются тарифами, которые дифференцированы по видам транспорта, перевозимым грузам, дальности перевозок. Выбор тарифа определяется конкретными условиями поставки грузов и перевозки пассажиров. Вместе с тем цены на услуги формируются на рынке и периодически могут меняться.
Минимальная цена на услуги определяется издержками транспорта и формируется по принципу обеспечения возмещения затрат.
Однако цены на транспортные услуги могут быть и пониженными – в случаях потребности в больших объемах услуги или массовых перевозках. Здесь возникает возможность получения дополнительной прибыли за счет роста производительности труда и снижения издержек. Вместе с тем на отдельные разовые заявки применяют повышенные тарифы.
Цена на транспортные услуги может быть установлена исходя из величины средних издержек плюс прибыли или на основе уровня текущих цен, в зависимости от вида оказываемых услуг.
Рассмотрим применение маркетинга при оптимизации перевозок.
Комплексное изучение рынка транспортных услуг включает в себя исследование оптимальных вариантов доставки грузов, действия транспортных предприятий как внутри страны, так и вне ее. Поэтому оптимальное планирование материальных потоков и рационализация перевозок - один из важнейших направлений оптимизации сферы обращения и задач маркетинговой деятельности. Оптимизация материальных потоков – это важное направление по выявлению и устранению излишних перемещений продукции, которое должно быть выгодно всем.
Принципы маркетинга могут найти широкое применение при формировании материальных потоков и планирование перевозок грузов, и прежде всего при формировании объективного потребительского спроса на перевозки. В условиях реального снижения объемов железнодорожных перевозок грузов необходимо развивать транспортные услуги, нетрадиционные формы хозяйственной деятельности для получения дополнительной прибыли. При соответствующих службах в структуре управления на железных дорогах должны быть организованы маркетинговые отделы, которые изучали бы рынок транспортных услуг, формировали спрос на перевозки. Особое внимание следует уделить повышению качества транспортного обслуживания населения за счет внедрения новых технологий. Важно, чтобы дополнительная прибыль была получена не за счет увеличения цен, а за счет расширения сферы дополнительных услуг и повышения качества обслуживания. Для этого следует изучать рынок услуг, организовывать, рекламировать услуги на принципах маркетинга.
В последние годы возник ряд транспортных организаций, оказывающих оперативные услуги в перевозках скоропортящихся грузов и грузов в контейнерах в промышленные центры. Деятельность этих организаций четко согласовала с работой железных дорог. Диверсификация деятельности транспортных организаций, например сдача в аренду временно пустующих складов, вагонов на время спада перевозок, организация гостиниц в пассажирских вагонах в зимний период для различных малых предприятий и др. – это дополнительные услуги, оказываемые организациями транспорта.
Маркетинговые подходы к организации работы на автомобильном транспорте различны:
- создание единого рынка автотранспортных услуг;
- расширение и развитие работы автотранспорта в условиях рынка;
- организация страхования;
- лизинговые операции и др.
В условиях роста масштабов деятельности автотранспорта и увеличение парка автотранспортных средств, улучшения методов обслуживания потребителей расширяется зона транспортного обслуживания.
Многие оптово – посреднические организации организуют систему доставки товаров с учетом расстояния и времени на перевозку. Наличие местных и дальних перевозок предъявляет и различные требования к их обслуживанию.
Существуют два метода транспортного обслуживания потребителей:
1) использование собственного транспорта при доставке грузов. При этом обслуживающий персонал сходит в состав посреднической организации;
2) использование транспорта коммерческого транспорта агентства, которое на договорной основе обслуживает ту или иную посредническую структуру.
Решение о создании собственного транспортного хозяйства или использование транспорта специализированных агентств принимается руководством оптово – посреднической фирмы. При этом рассчитываются все возможные расходы и поступления при содержании собственного транспорта.
Доставка товаров потребителям организуется в зависимости от их местонахождения, а частота доставки грузов зависит от потребностей грузополучателей и может производиться ежедневно, еженедельно или ежемесячно.
Минимальным уровнем обслуживания считается осуществление только одной поставки грузов. Однако потребителям могут быть оказаны и дополнительные услуги: размещение товаров на складе потребителям; маркировка товаров; ознакомление с новыми товарами; разработка товарного ассортимента и др. Уровень обслуживания зависит от количества потребителей и места их расположения.
Разработка маршрутов доставки грузов должна учитывать специфику географической зоны, в пределах которой осуществляется обслуживание, расположение потребителей в зоне обслуживания и возможности использования транспортных средств.
Ни одно оптово – посредническое предприятие не может успешно работать на товарном рынке без квалифицированного применения маркетинга. Однако элементы маркетинга, применяемые на крупных предприятиях, не могут в равной мере использовать на средних и мелких предприятиях.
Исследование рынка производится по трем направлениям:
1) определение круга потенциальных клиентов;
2) определение перечня товаров и услуг, которые пользуются спросом;
3) определение конкурентов и анализ предложений.