Конкурентные стратегии и конкурентный статус фирмы
Тема 11. Формирование конкурентных стратегий фирмы
11.1. Конкурентные стратегии фирмы, базирующиеся на достижении конкурентных преимуществ
Для успешного функционирования на конкурентном рынке фирма должна обладать преимуществами перед своими основными конкурентами. Основой конкурентных преимуществ являются уникальные активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу конкурентной стратегии фирмы. Конкурентные преимущества позволяют фирме иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке.
Конкурентные стратегии должны обеспечивать достижение стабильных конкурентных преимуществ фирме. К конкурентным стратегиям фирмы относят:
• стратегии достижения конкурентных преимуществ;
• стратегии поведения в конкурентной борьбе;
• стратегии, определяемые конкурентным статусом фирмы.
Рассмотрим вначале конкурентные стратегии, в основе которых лежит достижение определенного типа конкурентных преимуществ.
Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ или конкурентных стратегий фирмы, которые М. Портер объединяет в следующие типовые группы конкурентных стратегий (рисунок 11,1):
• лидерство в издержках;
• дифференциация;
• фокусирование (концентрация) [73].
Рис. 11.1. Три типа конкурентных стратегий (по М. Портеру)
Эти стратегии являются базовыми конкурентными стратегиями, имея в виду их универсальную применимость. Фирма, желающая добиться успеха на конкурентном рынке, должна следовать только одной из них в
отношении конкретной стратегической единицы бизнеса. В противном случае она «застрянет» где-то посередине, т.е. не сможет обеспечить себе достаточного конкурентного преимущества и будет обречена на результаты деятельности ниже среднеотраслевых.
Представим характеристику каждого типа базовых конкурентных стратегий, выделенных М. Портером.
Стратегия лидерства в издержках
Стратегия основана на достижении уровня издержек производства и реализации товаров ниже основных конкурентов. Это позволяет либо продавать товары по более низким ценам, получая ту же сумму прибыли на каждую единицу товара, что и конкуренты; либо при уровне цен аналогичных конкурентам иметь более высокие прибыли. Следует иметь в виду, что данная стратегия предполагает производство продукции на уровне не ниже среднеотраслевого качества. Если же снижение себестоимости продукции приводит к ухудшению ее качества, то цену продукции приходится устанавливать ниже среднеотраслевого уровня, что перестает приносить дополнительную прибыль.
Соотношение стратегии лидерства в издержках и прибыльности фирмы показано на рисунке 11.2.
Стратегия опирается на высокую производительность труда и всемерную экономию издержек. Более низкие издержки, чем у конкурентов, достигаются за счет:
• экономии на масштабах производства вследствие повышения уровня специализации и разделения труда при больших объемах производства;
• использования эффекта опыта;
• повышения производительности труда;
• улучшения уровня организации производства и труда;
• совершенствования технологии производства на основе механизации и автоматизации производства,
использования современных информационных технологий;
• совершенствования конструктивных особенностей продукции в направлении облегчения автоматизации производства и экономии материальных затрат;
• максимального использования удобства месторасположения фирмы;
• формирования более дешевых каналов обеспечения фирмы материальными и информационными ресурсами;
• доступа к дешевым источникам сырья и материалов;
• низких трансакционных издержек;
• достижения оптимального соотношения постоянных и переменных издержек;
• улучшения уровня организации менеджмента на фирме;
10.Зак 691
Реализация стратегии лидерства в издержках эффективна при следующих рыночных условиях:
• спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция;
• товар однородный, стандартный;
• потребители не привержены к определенным товарным маркам;
• товар закупается крупными потребителями или посредниками, способными диктовать свои условия производителю;
• у фирмы имеется доступ к дешевым экономическим ресурсам.
К недостаткам стратегии лидерства в издержках можно отнести ее базирование на конкурентных преимуществах низкого порядка, которые легко копируются конкурентами и являются достаточно неустойчивыми. Кроме того, увлечение проблемой снижения себестоимости не позволяет сконцентрировать необходимые усилия на направлении обновления продукции, повышении уровня ее качества, быстрого реагирования на изменение предпочтений потребителей, их потребности в расширении уровня сервиса товаров.
Стратегия дифференциации
Стратегия основана на достижении высокого уровня разнообразия и уникальности предложения. Несмотря на то, что наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, успешная дифференциация позволяет фирме добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену. Данная стратегия позволяет продавать товары по более высоким ценам, получая при этом ту же сумму прибыли на каждую единицу товара, что и конкуренты; либо более высокую прибыль. Покупатель готов заплатить повышенную цену за предоставляемые ему нестандартные свойства и характеристики товара, дополнительный сервис, лучшее обслуживание и т. п. Следует иметь в виду, что данная стратегия предполагает производство продукции (работ, услуг) на уровне выше среднеотраслевого качества.
Соотношение стратегии дифференциации и прибыльности фирмы показано на рисунке 11.3.
Позиции фирм Рис. 11.3. Стратегия дифференциации и прибыльность фирмы |
Дифференциация означает способность фирмы обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) товара для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.
Конкурентная стратегия дифференциации опирается на дифференциацию товара, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала, имиджа.
Дифференциация товара состоит в обеспечении товару уникальных свойств или непохожего сочетания базовых свойств, которые важны для потребителя и которые
ю* отличают этот товар от предложений конкурентов как более качественный.
Сервисная дифференциация — это предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов).
Дифференциация персонажа обеспечивает соответствующую подготовку персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал отличает компетентность, дружелюбие, доверие. Особенно широко данная стратегия в сочетании с сервисной дифференциацией может использоваться в сфере услуг
Дифференциация имиджа — создание более выгодного имиджа фирмы и/или ее товаров по сравнению с конкурентами.
Реализация стратегии дифференциации эффективна при следующих рыночных условиях:
• можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара;
• число потребителей, желающих потреблять дифференцированные товары даже по более высоким ценам, достаточно велико;
• преобладает неценовая конкуренция;
• признаки дифференциации не могут быть скопированы конкурентами быстро и без привлечения значительных затрат;
• спрос на продукцию разнообразен по структуре.
Достоинством стратегии дифференциации является ее
базирование на конкурентных преимуществах высокого порядка, которые достаточно трудно копируются конкурентами и являются устойчивыми.
К недостаткам стратегии дифференциации можно отнести:
• стратегия данного типа может быть не совместима с целью завоевания большой доли рынка, т.к. большинство покупателей может не осилить повышенный уровень цен;
• стратегия требует значительных расходов на тактический маркетинг, поскольку потребителя нужно тщательно информировать об отличительных особенностях товара;
• дифференциация может превзойти разницу в цене: уровень цены может стать настолько большим, что для покупателей соображения экономичности окажутся важнее приверженности торговой марке;
• фирма не всегда правильно определяет то, что ценно для потребителей и за что он готов заплатить дополнительную цену;
• может снизиться потребность покупателей в дифференцированной продукции, что возможно с ростом их информированности.
Стратегия фокусирования (концентрации)
Стратегия фокусирования предполагает концентрацию на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель данной стратегии состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам либо и на то, и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Например, изготовитель красок может решить иметь дело только с профессиональными художниками, отказавшись от рядовых покупателей, от строительной, автомобильной и других отраслей.
Стратегия фокусирования основывается на барьерах, отделяющих целевые сегменты рынка от остальных сегментов отраслевого рынка. Именно эти барьеры, определяемые специфическими потребностями клиентов целевого сегмента, которые плохо обслуживаются конкурентами, осуществляющими крупномасштабную деятельность на отраслевом рынке, являются основой для выбора стратегии фокусирования. Основная идея стратегии заключается в сосредоточении сил на узком целевом сегменте и в возможности приспособить свой товар лучшим образом к нуждам потребителей этого сегмента.
Использование стратегии фокусирования позволяет фирме завоевать высокую долю рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом. Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие или недостаток ресурсов. Другая, пожалуй, более важная причина — усиление барьеров входа в отрасль или на рынок. Именно поэтому стратегия фокусирования, или узкой специализации, присуща, как правило, небольшим фирмам, хотя ею могут воспользоваться и крупные фирмы.
Реализация стратегии фокусирования эффективна при следующих рыночных условиях:
• потребности покупателей дифференцированы;
• внутри целевого сегмента существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия;
• рыночная ниша имеет достаточный размер для обеспечения необходимой прибыльности деятельности;
• обслуживаемая рыночная ниша имеет потенциал роста;
• конкуренты не рассматривают нишу рынка в качестве ключевого фактора успеха (концентрация на рыночной нише связана со значительными затратами или трудностями либо настолько мала, что не привлекает внимание больших компаний);
• ресурсы фирмы не позволяют обслуживать весь рынок, однако она может качественно обслужить потребителей рыночной ниши.
Использование стратегии фокусирования может быть сопряжено со следующими рисками:
• в процессе развития рынка рыночная ниша может стать настолько привлекательной, что конкуренты могут проникнуть на выбранную предприятием рыночную нишу и достичь более высокого уровня специализации;
• различия в ценах специализированных фирм и предприятий, работающих на всем рынке, могут стать настолько большими, что потребители откажутся от преимуществ специализированных товаров;
• различия между потребностями целевого сегмента и всего рынка могут сократиться.
11.2. Конкурентные стратегии, основанные на доле рынка
Ф. Котлер, исходя из доли рынка, принадлежащей фирме, выделяет четыре типа конкурентных стратегий: стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и специалиста («нишера») [24].
Стратегии лидера рынка
В категорию лидеров попадают наиболее известные марки. Фирма — «лидер» рынка товара занимает доминирующую позицию, причем это признают и ее конкуренты. Часто лидер представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые имитируют или избегают его. Фирма-лидер опирается на следующие стратегические альтернативы:
• расширение первичного спроса;
• оборонительная стратегия;
• наступательная стратегия;
• стратегия демаркетинга.
Расширение первичного спроса. Самой естественной стратегией, выявляющей ответственность лидера, является стратегия расширения спроса, направленная на обнаружение новых потребителей товара, пропаганду новых применений существующих товаров или на увеличение разового потребления товара. Расширяя базовый рынок, лидер приносит пользу всей совокупности конкурентов, действующих на рынке. Подобная стратегия обычно выбирается на начальных стадиях жизненного цикла товара, пока спрос на рынке еще можно расширить, а взаимное давление конкурентов, при наличии большого потенциала роста, еще невелико.
Оборонительная стратегия. Она часто принимается фирмой-новатором, которую, после того как она открыла новый рынок, атакуют конкуренты-имитаторы. Возможны различные оборонительные стратегии: консолидации рынка посредством интенсивного сбыта и политики товарной гаммы, покрывающей все сегменты рынка; конфронтации, т.е. прямой атаки путем ценовой войны или рекламной борьбы; инновации и технологического совершенствования с целью усложнить задачу конкурентов. Цель оборонительной стратегии — защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам.
Наступательная стратегия. Цель наступательной стратегии состоит в повышении рентабельности за счет максимально широкого использования эффекта опыта. При этом известно, что существует некий предел размера производства и продаж, при превышении которого дальнейший рост доли рынка становится невыгодным. К тому же фирмы стараются не обеспечивать рост доли рынка до размера, который привлечет внимание антимонопольных органов.
Стратегия демаркетинга. Фирма-лидер может предусмотреть и сокращение своей доли рынка, если она начинает подходить к планке монополиста рынка. В этом случае можно использовать стратегию демаркетинга, направленную на снижение уровня спроса в некоторых сегментах за счет повышения цены, сокращения предлагаемых услуг, рекламы и стимулирования спроса.
Стратегии «бросающего вызов»
Цель агрессивной стратегии « бросающего вызов» — занять место лидера. Классическая стратегия «бросающего вызов» — атаковать через цену, т.е. предложить тот же товар, но по существенно более низкой цене. Эта стратегия тем более эффективна, чем большей долей рынка владеет лидер, поскольку для него принятие пониженной цены означает очень большие потери; фирма, бросающая вызов, потеряет значительно меньше, особенно если она невелика.
Фирма, не занимающая доминирующей позиции, может либо предпочесть стратегию следования за лидером, действуя в соответствии с его решениями, либо атаковать лидера, т.е. бросить ему вызов. Две проблемы в этом случае являются ключевыми: выбор плацдарма для атаки на лидера и оценка его возможностей реакции и защиты.
При выборе плацдарма учитываются альтернативы фронтальной или фланговой атаки. Фронтальная атака заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Чтобы быть успешной, фронтальная атака требует значительного превосходства сил атакующего. Фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен. Она может быть, например, направлена на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован или на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо.
Правильная оценка возможностей реакции и защиты со стороны доминирующего конкурента критична для успеха наступательного маневра. М. Портер предлагает использовать для такой оценки следующие критерии [74].
Уязвимость: в отношении каких стратегических маневров, каких действий правительства, каких событий и каких секторов конкурент наиболее уязвим?
Провокация: какие действия могут настолько угрожать целям конкурента, что он будет вынужден давать отпор, даже если это ухудшит его экономические показатели?
Эффективность отпора: какие действия можно предпринять, на которые конкурент будет не в силах эффективно ответить, даже если он и попытается им противостоять или повторить их?
Идеальной представляется стратегия, которой конкурент, в связи с его текущим положением или приоритетными целями, бессилен противодействовать.
Стратегии «следующего за лидером»
Стратегия конкурентного поведения фирмы, не занимающей доминирующей позиции, состоит в том, что она четко охраняет свою долю рынка и не стремится атаковать лидера, старается удерживать своих клиентов, хотя и не отказывается от получения своей доли на вновь создающихся рынках. Важной чертой ведения бизнеса такой фирмы является то, что она в своей рыночной стратегии концентрирует внимание на прибыли, и это уводит ее в сторону от интенсивной конкурентной борьбы.
Стратегия «специалиста»
Конкурентная стратегия специалиста совпадает со стратегией фокусирования М. Портера. Специалист интересуется не рынком в целом, а только одним или несколькими сегментами. Перед фирмой в поисках ниши возникает проблема, как установить критерий, на основе которого проводить специализацию. Такой критерий может быть связан с технической характеристикой товара, его отличительным свойством или с любым элементом маркетингового давления.
Представим краткий пример выбора конкурентных стратегий для стратегических единиц бизнеса фирмы. Название фирмы было преднамеренно изменено.
Пример
В качестве объекта исследования выбрана архитектурная мастерская ООО «Арт-проект», специализирующаяся на производстве следующих работ и услуг:
• разработка проектов объектов промышленного и гражданского строительства;
• проводит обследование технического состояния зданий;
• занимается сбором разрешительной документации, проведением согласования проектов;
• осуществляет авторский надзор за строящимися объектами;
• выполняет функцию генерального подрядчика и заказчика-застройщика;
• выполняет геодезические работы на строительных площадках.
Предприятие расположено в одном из пригородов Ростова-на-Дону и работает на рынке архитектурных услуг уже 10 лет.
Предприятие осуществляет свою деятельность главным образом на рынке города N. Поэтому конкурентные стратегии разрабатывались относительно данного локального рынка.
На анализируемом предприятии можно выделить 8 стратегических единиц бизнеса:
• проектирование индивидуальных жилых домов;
• проектирование общественных зданий;
• проектирование промышленных зданий;
• обследование технического состояния зданий;
• сбор разрешительной документации, проведение согласования проектов;
• осуществление авторского надзора за строящимися объектами;
• геодезические работы на строительных площадках;
• проектирование жилых многоэтажных домов.
Для каждой стратегической единицы бизнеса были выбраны конкурентные стратегии в зависимости от занимаемой доли рынка предприятия, а также базирующиеся на достижении конкурентных преимуществ определенного типа. Результаты выбора конкурентных стратегий представлены в таблице 11.1
Таблица 11.1 Конкурентные стратегии фирмы
|
Окончание ma6jiuu,bi 11.1
|
11.3. Методы конкуренции, типы и формы • конкурентного поведения >
Различают два основных вида методов конкуренции: ценовая и неценовая конкуренция.
Методы конкуренции могут быть также добросовестными и недобросовестными.
Добросовестными называются методы, которые применяются на рынке в ценовой и неценовой конкуренции с полным соблюдением законодательства и этических норм.
Недобросовестные методы связаны с нарушением этических, а иногда и юридических норм и правил по отношению к конкуренту на рынке.
Ценовые методы конкуренции
Ценовая конкуренция подразумевает, что появляется фирма, которая продает товары по ценам ниже, чем остальные. Тем самым она как бы лидирует в отношении уровня цены по сравнению с другими фирмами, производящими аналогичную продукцию. Покупатели только выигрывают, получая товар по более низкой цене.
Стремясь получить конкурентное преимущество за счет ценовых методов, фирмы применяют следующие основные стратегии:
!. Экономия за счет масштаба производства.
2. Контроль затрат.
3. Сведение к минимуму затрат на исследования и разработки.
4. Использование опыта.
Отличие эффекта масштаба производства и использования опыта состоит в следующем:
а) эффект масштаба обусловлен размером операции, тогда как эффект опыта проявляется со временем. Именно временная составляющая различает эти эффекты. Путаница возникает из-за того, что по мере накопления опыта могут увеличиваться и масштабы.
б) эффекты масштаба проявляются всегда: деление постоянных затрат на большее число единиц товара обязательно означает снижение затрат на единицу товара*, выигрыш на издержках в результате опыта не проявляется спонтанно: он есть результат согласованных усилий по снижению издержек.
Выделяют шесть различных источников эффекта опыта.
1. Эффективность ручного груда: повторно выполняя определенное задание, рабочие приобретают сноровку, овладевают новыми приемами, находят кратчайшие пути, повышающие эффективность.
2. Специализация по видам и методам работы. Спе- цианизация повышает производительность выполнения задания.
3. Новые производственные процессы. Технологическая инновация, например, роботизация или компьютерное управление, может стать важным источником снижения издержек.
4. Эффективное использование оборудования. Плановая производительность оборудования может быть повышена благодаря новаторским подходам, найденным по мере накопления опыта.
5. Изменения в использовании ресурсов. Приобретя опыт, изготовитель часто может перейти на более дешевые ресурсы, например, набрать менее квалифицированный персонал или применить автоматизацию.
6. Новая концепция товара. Получив хорошее представление о том, чего ожидают от товара, фирма часто может переработать его, например, чтобы потреблять меньше ресурсов.
В ценовой конкуренции накоплен большой опыт использования недобросовестных методов. Самыми известными из них являются:
• дискриминационное ценообразование (например, предоставление некоторым избранным покупателям выгодных скидок);
• демпинг (распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже «нормальной») Цель демпинга — помешать развитию производства соот ветствующей продукции в данной стране. Антидемпинговое регулирование — это защита со стороны государства своего рынка путем таможенных пошлин и других форм импортного регулирования);
• привлечение клиентов обманными методами (привлекли низкой ценой, а уже на месте начинают объяснять, что отдельные необходимые услуги не были включены в объявленную стоимость и должны быть оплачены дополнительно);
• обещания дополнительных выплат (купоны, участие в розыгрышах, которые зачастую оказываются обманными);
• навязывание условий соглашений (представляетсобой вариант дискриминационных цен с некоторыми особенностями, связанными с ограничением (т.е. фиксацией) уровня цен при заключении сделок).
Неценовые методы конкуренции
Неценовая конкуренция связана с появлением на рынке новых товаров, нового качества, дизайна, упаковки, послепродажного сервиса и других методов воздействия на потребителя. Эти факторы прямо не связаны с ценой. Товары могут быть предложены по прежней цене на аналогичные товары, но могут и отличаться по ценам. Они связаны с новыми способами удовлетворения потребностей покупателей.
Методы неценовой конкуренции.
1. Дифференциация товаров (добавление новых характеристик товаров, улучшение качества товаров, создание товарной гаммы, расширение существующей товарной гаммы).
2. Реклама.
3. Мероприятия по стимулированию сбыта.
К недобросовестным методам неценовой конкуренции относят:
• дискредитацию конкурентов (распространение ложных и неточных сведений о конкурентах; введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества; незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки; реклама товара, не отвечающего требованиям качества; искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара; некорректное сравнение товаров; самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации);
• методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции (экономический шпионаж, тайный сговор на торгах, выпуск поддельных товаров, коррупция).
Типы и формы конкурентного поведения фирм
Под конкурентным поведением принято понимать совокупность действий, которые предпринимает субъект бизнеса в отношении конкурентов, стремясь реализовать свои деловые интересы [92] .
Выделяюттри типа конкурентного поведения фирм:
L) креативное — базируется на появлении новых компонентов в деятельности компании (новые продукты, новые технологии, новый маркетинг, новый способ обучения, новая организация, новая мотивация труда сотрудников);
2) адаптивное — приспособление к изменяющейся ситуации на рынке и к новым действиям конкурентов;
3) обеспечивающее (гарантирующее) —- направлено на сохранение в долгосрочной перспективе достигнутой позиции (стабильность, консервативность) [92].
Конкурентное поведение имеет сущность (тип) и форму его проявления. Каждый тип поведения может в различных ситуациях проявлятся в различных формах. Чем сложнее явления экономической жизни, тем сложнее переплетения, в которых проявляются типы и формы конкурентного поведения. К наиболее распространенным формам конкурентного поведения относятся:
• агрессивное;
• миролюбивое (основано на компромиссе, соглашениях);
• импульсивное (отличительные признаки: внезапность действий, неуравновешенность, состояние конфликта, которое разрешается незамедлительным действием, плохо осознаваемые последствия) [92].
Тема 12. Конкурентный статус фирмы
К понятию конкурентного статуса фирмы подходят как к позиции фирмы в конкуренции [7|. Конкурентный статус фирмы выступает как своеобразный измеритель положения фирмы на рынке. Конкурентный статус фирмы является функцией уровня ее конкурентных преимуществ 1104|.
Конкурентный статус — совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения фирмы на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных ее конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации [ 114, с. 206].
Выбор позиции фирмы в конкуренции, конкурентной стратегии, типов конкурентного поведения, методов конкуренции диктуется определенными правилами. Несмотря на то, что поведение конкретной фирмы на рынке характеризуется одной только ей свойственной комбинацией стратегических установок (которые значительно коррелируются с имеющимися возможностями фирмы), фирмы действуют в рамках этих правил.
Правила игры на рынке определяют возможности фирмы. В первую очередь, они зависят от того, в рамках стандартного или специализированного бизнеса работает фирма.
При стандартном бизнесе фирма занимается выпуском стандартных товаров, и тогда важной характеристикой, определяющей содержание её стратегии, становится мае- штаб дела: от глобального до локального (рыночная дифференциация).
В случае специализированного бизнеса фирма сосредоточивается на производстве редко встречающихся (или вообще отсутствующих на рынке) товаров и/или услуг (продуктовая дифференциация). При этом она может либо придерживаться стратегии адаптации к особым запросам рынка, либо придерживаться противоположной линии: вместо приспособления себя к требованиям рынка попытаться изменить сами эти требования (рыночная дифференциация).
Таким образом, существует по меньшей мере четыре основных типа политики фирм в конкурентной борьбе (конкурентного статуса фирм), каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так, как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. И все они нужны для нормального функционирования экономики [99].
Типы компаний, соответствующие разному конкурентному статусу, следующие: патиенты, эксплеренты, коммутанты и виоленты. Каждый из четырех типов конкурентного статуса несет в себе огромное значение для рынка. На рынке происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и конкурентная борьба, соответственно, ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий, типов конкурентного поведения, методов конкуренции. При всем этом полное вытеснение одного из типов фирм невозможно, так как ни один из них не может быть заменен другим типом.
На рисунке 32.1 показаны сегменты рынка для фирм с различными политиками конкурентной борьбы (типами конкурентного статуса фирмы).
Представим характеристику базовых типов конкурентного статуса фирмы.
Девиз виолентов: «Дешево, но прилично» (но не «дорого и плохо»). Примеры: автомобили «Тойота», «Шевроле», Виоленты — тип конкурентного статуса, ориентированного на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Применяется в условиях стандартного бизнеса. Главный источник конкурентных преимуществ — массовое производство товара достаточно хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает себе запас конкурентоспособности.холодильники «Сименс», Электролюкс», сигареты «Мальборо», Кэмел» и др. К ним относится большинство российских крупных промышленных предприятий [99].
В зависимости от размеров фирм выделяют следующие разновидности виолентов:
• «гордые львы»;«могучие слоны»;
• «неповоротливые бегемоты».
Эксплеренты — тип конкурентного статуса, ориентированного на радикальные инновации. Применяется в условиях специализированного бизнеса. Деятельность эксплерентов связана с созданием новых или с радикальным изменением уже существующих товаров или рынков. Конкурентные преимущества эксплеренты строят на использовании принципиальных инноваций. Они извлекают большую выгоду из первоначального присутствия на рынке. Однако это достаточно рискованная конкурентная позиция, поскольку в 85 случаях из 100 они терпят крах [99]. Но в случае успеха получают огромные доходы. Их называют двигателями научно-технического прогресса, поскольку они опираются не столько на существующие потребности, сколько на потребности будущего, о которых потребитель сегодня и не догадывается.
Девиз эксплерентов'. «Лучше и дешевле, если получится» [99].
Патиенты — тип конкурентного статуса, заключающийся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированного товара высокого качества. Применяется в условиях специализированного бизнеса. Поскольку они побеждают крупных игроков рынка не мощностью, а умением приспособиться к узким потребностям клиентов, их еще называют «хитрыми лисами». Свои необычные товары (часто дорогие, но высококачественные) патиенты адресуют тем, кого не устраивают обычные товары.
Девиз патиентов: «Дорого, зато отлично» [99].
Коммутанты — тип конкурентного статуса, предполагающий в максимальной степени гибкое удовлетворение небольших (локальных) потребностей рынка. Применяется в условиях стандартного бизнеса.