Понятие самосознания и его функции.
И.С.Кон ввел понятие «я-образ».
Компоненты: 1. знание о себе; 2. эмоциональный, отношение о себе; 3. поведение.
Уровни развития самосознания: 1. непосредственно чувственный (самоощущение, самопереживание) -> 2. личностный, целостно-образный (самоактуализация, самоидентификация, осознание себя как деятельностного начала) -> 3. рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень ( мыслительные процессы личности, анализ, контроль себя) -> 4. целенаправленно-деятельностный (самоконтроль, самооценка, самовыражение).
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще.
Функции самосознания:
· Отражательная;
· Порождающая (творчески-креативная);
· Регуляционно-оценочная. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.
· Защитная – стремление защитить свою индивидуализацию. Позволяет человеку сформироваться как личность; оставаться самим собой; сформировать перспективу.
· Рефлексивная, Самопознание — получение информации о себе.
· Эмоционально-ценностное отношение к себе. Как чувство, оно обладает размерностью, включающей оси симпатии, уважения и близости. Феноменально отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между "Я" и "не-Я
Структура самосознания.
Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности».
Самосознание включает в себя (лекции Моргуна):
• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе, суммарная оценка эмоционального состояния: самолюбие, самоуважение, самопринятрие);
• саморегуляцию (соотносится с эмоционально-волевой сферой: - краткосрочная – оценка и регулировка текущих поступков; - стратегическая – умение строить долгосрочные планы).
Структура самосознания (лекции Ивашкиной):
- Я (самоидентификация; образ «Я», телесная схема);
- Пол
- Имя (прямое значение имени; архитипическое – содержание бессознательного; семейные установки, связанные с именем; собственное отношение к имени);
- Самооценка и уровень притязания;
- Временное пространство личности;
- Права и обязанности (с правами связана мораль. Моральные принципы развиваются в связи с возрастом и окружением.)
Уровни развития самосознания: 1. непосредственно чувственный (самоощущение, самопереживание) -> 2. личностный, целостно-образный (самоактуализация, самоидентификация, осознание себя как деятельностного начала) -> 3. рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень ( мыслительные процессы личности, анализ, контроль себя) -> 4. целенаправленно-деятельностный (самоконтроль, самооценка, самовыражение).