Понятие самосознания и его функции.

И.С.Кон ввел понятие «я-образ».

Компоненты: 1. знание о себе; 2. эмоциональный, отношение о себе; 3. поведение.

Уровни развития самосознания: 1. непосредственно чувственный (самоощущение, самопереживание) -> 2. личностный, целостно-образный (самоактуализация, самоидентификация, осознание себя как деятельностного начала) -> 3. рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень ( мыслительные процессы личности, анализ, контроль себя) -> 4. целенаправленно-деятельностный (самоконтроль, самооценка, самовыражение).

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще.

Функции самосознания:

· Отражательная;

· Порождающая (творчески-креативная);

· Регуляционно-оценочная. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

· Защитная – стремление защитить свою индивидуализацию. Позволяет человеку сформироваться как личность; оставаться самим собой; сформировать перспективу.

· Рефлексивная, Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе. Как чувство, оно обладает размерностью, включающей оси симпатии, уважения и близости. Феноменально отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между "Я" и "не-Я

Структура самосознания.

Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности».

Самосознание включает в себя (лекции Моргуна):

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе, суммарная оценка эмоционального состояния: самолюбие, самоуважение, самопринятрие);

• саморегуляцию (соотносится с эмоционально-волевой сферой: - краткосрочная – оценка и регулировка текущих поступков; - стратегическая – умение строить долгосрочные планы).

Структура самосознания (лекции Ивашкиной):

  1. Я (самоидентификация; образ «Я», телесная схема);
  2. Пол
  3. Имя (прямое значение имени; архитипическое – содержание бессознательного; семейные установки, связанные с именем; собственное отношение к имени);
  4. Самооценка и уровень притязания;
  5. Временное пространство личности;
  6. Права и обязанности (с правами связана мораль. Моральные принципы развиваются в связи с возрастом и окружением.)

Уровни развития самосознания: 1. непосредственно чувственный (самоощущение, самопереживание) -> 2. личностный, целостно-образный (самоактуализация, самоидентификация, осознание себя как деятельностного начала) -> 3. рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень ( мыслительные процессы личности, анализ, контроль себя) -> 4. целенаправленно-деятельностный (самоконтроль, самооценка, самовыражение).

Наши рекомендации