Представление о душе от античности до Нового Времени
В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием
«архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом, главной функцией души считалось придание телу активности. Именно душа руководит поведением человека. Душа побуждает к действию, регулирует активность индивида, и является главным орудием в познании мира.
Демокрит: Все состоит из атомов; Душа - источник энергии для тела, тоже состоит из мелких, подвижных атомов, смертна, рождается и умирает вместе с человеком.
Платон: мир включает в себя природное и божественное. Истина – это идеи. Человек имеет тело, как часть материи и душу, как часть божественного, от идеи.
Идеализм Душа - источник разума и нравственности, бессмертна, вечна. Состоит из
нескольких частей, которые обладают разными свойствами.
Гераклит - душа - часть Божественного огня, чем больше огня, тем больше души.
Филолай - впервые называет тело - тюрьмой для души.
Культура в древности:
Спартанская культура – доля информации, связанная с порядком, построением стратегии;
Афинская культура – более терпимая, мягкая, телесная красота, физическая сила – поэтому все мероприятия проводились без одежды. Культура играла важную роль
Гиппократ – «нельзя лечить душу отдельно от тела, и наоборот», ввел понятия темперамент. Холерики – активные, агрессивные люди – желчь; Меланхолики – чувствительные, ранимые, хрупкие – желчь, которую копят; Сангвиники – активные, деятельностные, результативные – кровь; Флегматики – ленивые – слизь (лимфа)
Средние века
Августин Аврелий. Считал, что основу души образует воля, а не разум. Основоположник учения «волюнтаризм». Человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, высшему счастью и постижению благодати.
Ибн Рушд - арабский мыслитель - универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела. Это свидетельствует о богоподобии человека.
Фома Аквинский. Считал, что мышление - главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума.
Эпоха Возрождения
Лоренцо Валла. Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее
частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не надприродная
сущность, а лишь проявление природы
П. Помпонацци. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.
Б. Телезио. По его мнению, в основании мира лежит материя Меланхтон выделяет три вида способностей_души:растительные; животные; разумные.
Новое время (15-17 век)
Р. Декарт рассматривал душу как субстанцию, т.е. сущность, не зависящую ни от чего другого. Душа определялась им по единственному признаку — непосредственной осознаваемости своих явлений. Ее предназначение заключалось в знании субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого иного. Тем самым произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.
Френсис Бэкон утвердал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Он выделял 4 вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка, театра. признавал две истины - божественную и научную, философскую. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты.
Джуд Локк – дуалист, признавал два пути познания: 1) интуативный – самый правильный. Душа ребенка – tabula rasa – чистая доска; что напишешь, то и будет. 2) воспитание – система закаливания, экономия энергии и тепла; нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
18 век:
Немецкая школа рассматривала душу с позиции божественности, правил, морали – Кант, Гегель, Шиллер.
Франция – Руссо – душа – есть; познание – истина; а как человек познает мир?
Рационализм в психологии
Бенедикт Спиноза. стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является единственной реальностью. Сделал вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело. три положения - это понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление; рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину; распространение механистических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.). Он говорил о сущестновании множества субстанций, названных им монадами. Известна его работа «Монадология»
3.Становление психологии как самостоятельной науки.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ( psyche - душа)
Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектов объективной реальности в форме ощущений, восприятий и других процессов и явлений психики.
Объект исследования современное психологии – психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения;
Предмет изучения современной психологии – психическая деятельность; психика и личный опыт.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила изменение предмета психологии.
Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.
Второй этап 17 - 19 вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. 1879 год – Вильгельм Вундт – образ научного познания песихологии.
Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.
Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Интроспекция – анализ психики. Сверх я ( суперэго), Я (эго) и Оно (ид).
Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера).
Юнг создал теорию о коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное Личное бессознательное .Юнг описал архитипы.
Позиция Адлера. одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. Выделяет основные положения, такие как: 1. индивидуум является единым согласующим целым; 2. человеческая жизнь, как активное стремление к совершенству (у всякой деятельности есть цель); 3. индивидуум – творческое и самоопределяющее целое; 4. социальная принадлежность индивидуума. Люди мотивированы фиктивными целями. Фиктивные цели – передача важности и смысла целям (для других эти цели не имеют значения, только для одного объекта)