Выводы. Особенности сознания в контексте развития личности ребенка
Итак, при исследовании сознания по выделенным показателям, которые играют роль определяющих относительно других показателей развития детей (интеллектуальной, учебной деятельности и т. д.), у детей 6 лет была выявлена связь особенностей сознания, во-первых, с типом ценностности. Ценностностью определяется то, какое содержание будет выделено и зафиксировано; во-вторых, с отношением «Я—другой. Конкретные формы этой связи подтверждают и развивают общие положения о связи сознания со сферой общения и отношений, о социальной обусловленности сознания (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, Е. В. Шорохова, А. А. Бодалев и др.).
Уровень идеального отражения тем выше, чем выше уровень осмысления другого в его самоценности, в многообразии качеств. Уровень же синтезирующей функции сознания коррелирует с типом соотнесения ситуаций своей и другого, т. е. со способностью «быть собой и другим». В сущности, способность «быть другим, оставаясь при этом собой»,— это значит обладать кроме реального еще и идеальным (курсив наш.— Н. Н.) бытием» (Э. В. Ильенков, 1979, с. 158). Эта способность может рассматриваться как основание идеального «инобытия» себя, что является, как отмечает А. В. Петровский, основной характеристикой личности. Сознание, будучи вплетенным в ткань личности, обусловлено определенными ее особенностями.
С другой стороны, если мы вспомним характеристику базовых оснований личности, данную выше (ценностности, отношения «Я—другой», преодоление ограниченно-привычных представлений), то увидим и обратную зависимость сознания и личности. А именно: сознание и самосознание являются основным механизмом становления базовых оснований личности. В сознании, в идеальном плане, происходит фиксация обобщенного содержания, соответствующего тем или иным базовым основаниям
111-
личности (пример тому—материал методики «КП» на выявление типа ценностности). В оптимальной системе синтезирующая функция сознания обеспечивает как связь разных сторон в каждом из базовых оснований, так и взаимосвязь последних между собой. Наличие у человека плана идеального, сознания, является условием реализации таких специфических способностей человека, как потенциальная универсальность, неконечность, единство с другими людьми. И наконец, сознание в определенных его ведущих особенностях само является одним из базовых оснований личности.
Указанные на примере сознания взаимоотношения являются выражением гармонической целостности, а именно гармонической целостности личности, в которой все ее аспекты взаимообусловлены, и каждый из них, имея свою специфику, несет в себе в то же время свойства целого, является условием становления и существования этого целого '.
Такие сложные, взаимопроникающие, взаимообусловленные отношения между целостностью личности и ее базовыми основаниями, а последних между собой необходимо учитывать в процессе воспитания личности.
Наконец, хочу привести полученные нами данные о соотношении так называемого внутреннего плана действия (ВПД) (т. е. идеального плана) и ценностности. Высшие уровни ВПД были обнаружены у детей (а также и взрослых) с универсальностью ценностности, а также с сочетанием ценностностей отношений с другими и познавательной; средние—при ценностности отношений с другими; низкие уровни ВПД—при ценностности деятельности. Не правда ли, тут есть над чем призадуматься?
Итак, изучение сознания в контексте личностного подхода открывает достаточно широкие возможности его психологического исследования, позволяет преодолеть односторонность, ограниченность, в том числе технократизм, в трактовке сознания;
сочетать при изучении сознания общие и специфические его свойства (универсальность, трансцендирование, идеальность, синтезирование, рефлексия) с конкретными формами психологического воплощения этих свойств; преодолеть ряд упрощенных, однонаправленных схем типа: бытие определяет сознание, сознание (идеальное) есть интериоризованная внешняя материальная деятельность и т. п. Наши исследования, в частности, показывают, что отношения между сознанием, реальным бытием, личностью, деятельностью являются сложными, взаимообусловленными.
' Подобное представление методологически близко тому, что разрабатывалось как понятие «всеединства» религиозными философами России конца XIX — начала XX в. В. С. Соловьевым, С. Н. и Б. Н. Трубецкими, С. Н. Булгаковым, Л. Н. Карсавиным, П. А. Флоренским.
ГЛАВА VI
Деятельность и личность
...ибо дерево познается по плоду.
Евангелие. Мф.12 33
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
И. В. Гёте