Выводы. Особенности сознания в контексте развития личности ребенка

Итак, при исследовании сознания по выделенным показателям, которые играют роль определяющих относительно других пока­зателей развития детей (интеллектуальной, учебной деятель­ности и т. д.), у детей 6 лет была выявлена связь осо­бенностей сознания, во-первых, с типом ценностности. Ценност­ностью определяется то, какое содержание будет выделено и зафиксировано; во-вторых, с отношением «Я—другой. Кон­кретные формы этой связи подтверждают и развивают общие положения о связи сознания со сферой общения и отношений, о социальной обусловленности сознания (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, Е. В. Шорохова, А. А. Бодалев и др.).

Уровень идеального отражения тем выше, чем выше уро­вень осмысления другого в его самоценности, в многообразии качеств. Уровень же синтезирующей функции сознания корре­лирует с типом соотнесения ситуаций своей и другого, т. е. со способностью «быть собой и другим». В сущности, способность «быть другим, оставаясь при этом собой»,— это значит обладать кроме реального еще и идеальным (курсив наш.— Н. Н.) бы­тием» (Э. В. Ильенков, 1979, с. 158). Эта способность может рассматриваться как основание идеального «инобытия» себя, что является, как отмечает А. В. Петровский, основной характе­ристикой личности. Сознание, будучи вплетенным в ткань лич­ности, обусловлено определенными ее особенностями.

С другой стороны, если мы вспомним характеристику базо­вых оснований личности, данную выше (ценностности, отноше­ния «Я—другой», преодоление ограниченно-привычных пред­ставлений), то увидим и обратную зависимость сознания и лич­ности. А именно: сознание и самосознание являются основным механизмом становления базовых оснований личности. В созна­нии, в идеальном плане, происходит фиксация обобщенного со­держания, соответствующего тем или иным базовым основаниям

111-

личности (пример тому—материал методики «КП» на выявле­ние типа ценностности). В оптимальной системе синтезирующая функция сознания обеспечивает как связь разных сторон в каж­дом из базовых оснований, так и взаимосвязь последних между собой. Наличие у человека плана идеального, сознания, являет­ся условием реализации таких специфических способностей че­ловека, как потенциальная универсальность, неконечность, един­ство с другими людьми. И наконец, сознание в определенных его ведущих особенностях само является одним из базовых ос­нований личности.

Указанные на примере сознания взаимоотношения являются выражением гармонической целостности, а именно гармониче­ской целостности личности, в которой все ее аспекты взаимо­обусловлены, и каждый из них, имея свою специфику, несет в себе в то же время свойства целого, является условием станов­ления и существования этого целого '.

Такие сложные, взаимопроникающие, взаимообусловленные отношения между целостностью личности и ее базовыми осно­ваниями, а последних между собой необходимо учитывать в процессе воспитания личности.

Наконец, хочу привести полученные нами данные о соотно­шении так называемого внутреннего плана действия (ВПД) (т. е. идеального плана) и ценностности. Высшие уровни ВПД были обнаружены у детей (а также и взрослых) с универсаль­ностью ценностности, а также с сочетанием ценностностей от­ношений с другими и познавательной; средние—при ценност­ности отношений с другими; низкие уровни ВПД—при ценно­стности деятельности. Не правда ли, тут есть над чем призаду­маться?

Итак, изучение сознания в контексте личностного подхода открывает достаточно широкие возможности его психологиче­ского исследования, позволяет преодолеть односторонность, огра­ниченность, в том числе технократизм, в трактовке сознания;

сочетать при изучении сознания общие и специфические его свойства (универсальность, трансцендирование, идеальность, синтезирование, рефлексия) с конкретными формами психоло­гического воплощения этих свойств; преодолеть ряд упрощен­ных, однонаправленных схем типа: бытие определяет сознание, сознание (идеальное) есть интериоризованная внешняя матери­альная деятельность и т. п. Наши исследования, в частности, показывают, что отношения между сознанием, реальным бы­тием, личностью, деятельностью являются сложными, взаимо­обусловленными.

' Подобное представление методологически близко тому, что разрабаты­валось как понятие «всеединства» религиозными философами России кон­ца XIX — начала XX в. В. С. Соловьевым, С. Н. и Б. Н. Трубецкими, С. Н. Булгаковым, Л. Н. Карсавиным, П. А. Флоренским.

ГЛАВА VI

Деятельность и личность

...ибо дерево познается по плоду.

Евангелие. Мф.12 33

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гёте

Наши рекомендации