Основания конструктивного этапа исследования
Прежде всего обсудим теоретико-методологические основания конструктивного подхода к целостному изучению психики, личности человека. Этот подход строился на основе двух моделей—онтологической и методологической.
В основу онтологической модели были положены представления о специфических потребностях и способностях человека (его «сущностных силах», по выражению Маркса), таких, как потенциальная универсальность, открытость миру (неконечность), единство с другими людьми (человеческим родом). Эти качества потому и относятся к специфически человеческим, что в качестве первейшего условия они обеспечивают через взаимосвязь с окружающими людьми присвоение человеком содержания, форм и способов жизни во всевозможном многообразии, вариативности и потенциальной бесконечности.
Итак, целью, идеалом развития человека является реализация сущностных, специфических потребностей и способностей— разносторонности, универсальности, целостности, неконечности (Маркс говорит о потенциальной эквивалентности человека природе в целом), гармоничности саморазвития, единства с другими людьми. В связи с этим хотелось бы сказать, что целью, содержанием и направлением гуманизации, о которой сейчас так много говорят, и является 'создание таких условий жизни, труда, взаимоотношений, обучения и воспитания, при которых человек сможет максимально реализовать и развить свои специфически человеческие свойства, .свои сущностные потребности, возможности, способности. Вернуть человеку человека как свободную, универсальную, творческую и гармоническую личность во всем ее духовном и нравственном богатстве—вот в чем состоит гуманизация.
С нашей точки зрения, реализация подобной гуманизации (в науке и жизни) возможна в определенных исторических условиях при особом методологическом подходе к человеку. Такой
' Заметим, что переход к конструктивному этапу не снимает значимости и необходимости констатирующего этапа и полученных на этом этапе знаний. Речь идет об их дальнейшем (хотя и принципиальном) развитии, углублении.
методологический подход, в отличие от известных диалектических принципов развития, строится по следующей модели:
1. Гармония (в отличие от борьбы .противоположностей) как во внутреннем мире человека, так и в его отношениях с внешним миром, развитие личности соответственно закону совершенствования гармонии (объективной и субъективной).
2. Сочетание полифонического и монистического оснований (а не гегемония одного из начал), что предполагает в соответствии с законами гармонии как внесение в целостность личности специфики, обусловленной теми или иными из ее оснований, так и возможное их взаимопроникновение и взаимовлияние.
Таковы онтологическая и методологическая модели, из которых мы исходили при осуществлении конструктивного этапа целостного изучения личности. Кроме того, учитывались эмпирические знания, полученные на констатирующем этапе исследования. К этим знаниям относятся содержательная характеристика трудностей в развитии базовых оснований .психики и ее целостности (преобладание у большинства обследованных людей низких и средних уровней базовых оснований, часто отсутствие взаимосвязи между этими основаниями, ограниченность ценностной сферы, эгоцентризм и т. д.), особенности психического развития личности у тех немногих-(в процентном отношении) детей, которые достигли высших уровней базовых оснований психики.
На конструктивном этапе исследования была сформулирована гипотеза о так называемой оптимальной модели базового уровня личности, представляющей собой конкретную форму реализации сущностных свойств человека. В этой модели учитывались следующие аспекты развития личности:
1. Гармонический аспект как отражающий степень преодоления односторонности ценностностной направленности, формирование ценностности во всех трех сферах бытия человека: деятельности, осознания и познания действительности (сознания), личностных отношений. Такая разносторонность ценностностной направленности является необходимым условием формирования действительно всесторонне развитой личности, достижения ею оптимальных уровней базовых оснований психики, взаимосвязи этих оснований, т. е. условием максимальной реализации (и самореализации) человека как гармонической целостной личности.
2. Отношенческий («Я—другой») аспект как связанный с представлением о психологической форме обобщения сферы личностных отношений. Если в качестве таковой рассматривать (как делалось раньше автором этой книги) лишь ценностность, субъективным механизмом которой являлось выделение и осознание своего «Я», а проблема «Я», по выражению А. Н. Ле-онтьева (1975), «венчает психологию личности», то «Я» тракту -
ется в этом случае как центр личности. В такой трактовке— большое достижение и в то же время определенный порок психологической науки. Порок — в ее несомненной эгоцентрич-ности, и он не преодолевается пониманием «Я» как обусловленного внешними, социальными факторами. В то же время известные положения о происхождении субъективности «Я» из отношения с другими (К. Маркс), об обусловленности развития личности социальными связями (А. В. Петровский), о роли в выделении и формировании «Я» общения со взрослыми, .сверстниками (М. И. Лисина и др.) заставляют пересмотреть предположение о ценностности и «Я» как ее центрального механизма. Принципиальная поправка состоит в том, что в качестве ведущих оснований личностной сферы мы принимаем, наряду с ценностностью, субъективную форму отношения к другим людям, так называемое отношение «Я—другой». Ведущими показателями этого отношения Я1вляются два.
Во-первых, то, как, в каких качествах, их сочетании и посредством каких механизмов воспринимает субъект другого человека. Оптимальной модели базового уровня личности при этом соответствуют: а) неэгоцентричное восприятие другого человека, когда отношение к нему строится не через то или иное отношение к себе или через уподобление его своим особенностям, а через самоценность другого; б) восприятие, понимание другого в разнообразии его качеств, его потенциальной неконечности.
Во-вторых, то, насколько и каким образом субъект может сочетать свои интересы, ценности с интересами других людей. Оптимальной модели при этом соответствует возможность гармонического сочетания своей ситуации и ситуации другого. Мы обозначаем это как способность «быть собой и другим».
3. Творческий аспект как относящийся к личностно-актив-ному отношению к новому и предполагающий преодоление, выход за пределы привычно ограниченных способов, представлений как о внешнем мире, так и о себе, о своем желательном «Я», направленность не только на восприятие нового, но и на активное его созидание. В этом смысле мы говорим о «неконечности» личности, о потребности и способности к творчеству.
Кроме того, в гипотетической модели учитывается достижение оптимальных возрастных уровней и типов сфер сознания и деятельности.
На основе данной модели нами была сконструирована новая система методик эмпирического исследования, направленных на изучение указанных аспектов. Многие из этих методик ' предполагают включение испытуемых в экстремальные, конф-
1 Конкретное описание системы методик см. в «Приложении» к этой книге.
2—526
I Явкайскея областная !
{ ^К&ЙЕ я. гка,-^.. _ I
ликтные ситуации (например, временного ограничения при не обходимости того или иного выбора). Такое включение помо гает выявить наиболее значимые, реально действующие, опре деляющие особенности поведения, деятельности, отношений, соз нания, самосознания, т. е. действительно ведущие, базовые ос' новация личности.
Данные, полученные по этим методикам, сопоставлялись с материалом изучения различных конкретных качеств личности, с особенностями умственного развития, развития учебной деятельности, характером зояы ближайшего развития. При этом применялись не только специальные эксперименты, .но и направленные наблюдения 'за детьми в детском саду и в школе, выяснялись условия воспитания детей в семье. Было .проведет лонгитюдное исследование, в котором прослеживалось разви тие группы детей в течение 2—4, а иногда и .более лет. Изу чались возможности направленного формирования оптималь ного уровня базовых оснований личности, была разработана система формирующих методов. В исследовании, которое про водилось в детских садах и школах, было изучено более тысячи детей.
Результаты 'исследования подтвердили и конкретизировали гипотетическую оптимальную модель базового уровня личности. Изучение 6-летних детей привело к выделению как бьк двух таких уровней. Первый из них включает направленность. личности в ее специфическом понимании, так называемую цен-ностность, отношение к другим людям («Я—другой»), особенности личностно-активного отношения к новому (преодоление ограниченности привычных представлений о мире и о себе, неконечность). Оказалось, что эти три основания являются определяющими не только для конкретных показателей развития детей, но и для базовых оснований второго уровня, а именно дл» особенностей развития сфер деятельности и сознания. Последние у детей в возрасте 6—7 лет самым тесным образом связаны с другими личностными особенностями, вплетены в «ткань. личности» и являются в то же время средством ее реализации.. Были выявлены высокие корреляции между базовыми основаниями и различными качествами личности (например, проявления эгоизма, отзывчивости, доброжелательности по отношению-к другим людям, доброта, жадность, уровень притязания, само- , оценки, типы поступков, умственное развитие, развитие учеб-| ной деятельности и т. д.) '.
Исследования, проведенные в контексте разных научных и;
' Содержательные и статистические методы соотнесения базовых оснований с разными показателями психического развития подробно описаны? в кн.: Непомнящая И. И. Методология целостного исследования в доихолог-гии. М., 1985.
практических задач (возрастное развитие, воспитание, психотерапия, социология) с детьми других возрастов, со взрослыми, с лицами, страдающими теми или иными патологическими отклонениями ], позволили сделать вывод о том, что сконструированная нами оптимальная модель базового уровня личности является действительно общей и универсальной, обусловливающей другие иерархические уровни психики, личности. Можно также утверждать, что базовые основания личности складываются в своих индивидуально-типических характеристиках в большинстве случаев в 6—7 лет и сохраняют свою специфику вплоть до взрослого возраста, обусловливая связь, единство прошлого, настоящего и будущего в жизни человека. Кроме того, базовые основания личности обусловливают особенности и успешность, по сути дела, любой деятельности (что подтвердили исследования людей разного возраста и профессий).
Как уже говорилось, именно низкие уровни развития тех или иных базовых оснований личности (особенно в детском возрасте) оказываются причиной самых разных психических нарушений (неврозов и психотических проявлений), которые преодолеваются в результате психотерапевтической работы, направленной на коррекцию и формирование системы соответствующих оснований. Универсальность системы базовых оснований связана с тем фактом, что сами основания представляют собой наиболее общие, глубинные механизмы психики, воплощающие специфические сущностные свойства человека.
В данной книге анализируются особенности базовых оснований личности, выявленные и изученные на конструктивном этапе исследования детей 6—7-летнего возраста. Учет индивидуально-типологических и возрастных особенностей этих оснований, а также их направленное формирование, являются необходимым условием для осуществления успешного процесса обучения и воспитания детей, условием, самым существенным образом влияющим на дальнейшее развитие человека.
В книге рассматриваются, во-первых, дети. с различными типами личности, не достигшие оптимального для данного возраста уровня развития базовых оснований личности. К сожалению, такие дети встречаются в каждой группе детского сада и в каждом классе школы; во-вторых, дети, достигшие оптимального уровня, хотя приходится констатировать, что таких детей крайне мало. Особенности базовых оснований первой и второй групп детей в совокупности раскрывают определенную картину развития личности ребенка.
Для наглядности и лучшего понимания в книге подробно разбираются особенности базовых оснований личности 18 из
' Для разных практических целей и разных групп людей были сконструированы специальные системы диагностики и коррекции.
2*
всех наблюдавшихся детей. При отборе этих детей учитыва-1 лись: 1) представленность характерных вариантов базовых ос-| нований; 2) наиболее типичное их проявление в экспериментальных и естественных условиях; 3) устойчивость выявленных в 6—7 лет особенностей базовых оснований. (За критерий устойчивости принималась такая же или большая выраженность., этих особенностей при повторном исследовании детей, проводившемся через 3—4 года, а иногда и через 5 лет.) Главным критерием, определившим состав данной группы детей, как оказалось, может служить ценностность.
Знание этих особенностей, как и в чем они проявляются, необходимо специалистам, имеющим дело с детьми дошкольного и школьного возраста (в частности, воспитателям и педагогам), поскольку оно действительно открывает путь к пониманию ребенка, к раскрытию причин тех или иных его трудностей. При этом особенности базовых оснований не только учитываются, но и изменяются, развиваются, формируются на более высоких уровнях. Знание таких особенностей важно и для исследователя (прежде всего психолога), поскольку именно в 6—7 лет складываются характерные для человека типы и формы базовых оснований его психики, личности. А знание исходных форм—это знание истоков, основ того, с чем мы имеем дело при изучении разных возрастов и разных процессов,, свойств психики, конкретных качеств личности.
Учитывая сказанное о важности, практической и научной, знаний об особенностях базовых оснований психики, личности у детей 6—7 лет, причем именно в их конкретном выражении, мы решили в данной книге использовать следующую форму представления этих знаний. А именно клиническое описание того, как, в каких формах деятельности, поведения, отношений проявляются у детей эти особенности. Комментируя эти описания, делая выводы на основе анализа всего эмпирического материала, мы хотели по возможности чаще предоставлять слово самим детям.
С нашей точки зрения, только такой путь позволяет сочетать общие знания об особенностях базовых оснований в период становления личности человека с представлениями о конкретных формах проявления этих особенностей. Только полученные таким образом сведения могут реально и продуктивно использоваться в науке и на практике '.
' Избранный нами способ изложения материала исследования позволяег также использовать в разных целях разработанную систему методов изучения и диагностики базовых оснований психики. Заменим, что данная система, многие ее методы и тем более принципы и основания применимы (и были применены) не только к детям 6-летнего возраста, но и к детям других возрастов.
Обследование детей 6-летнего возраста, обучающихся в школах, показало, что повышение у них некоторых показателей уровня развития (навыкав учебной деятельности, произвольности поведения и т. д.) часто оказывается формальным, фрагментарным, т. е. приобретенные знания и умения оказываются недостаточно обобщенными и осознанными. Такое положение прежде всего связано с тем фактом, что овладение новыми знаниями и навыками не опирается на соответствующую перестройку личности. Проведенное по описываемым в этой книге и традиционным методикам клиническое исследование детей, обучающихся в школе, выявило, что различие в развитии личности (ее базовых оснований) между этими детьми и детьми, посещающими детский сад, в целом является незначимым (при некоторых частных отклонениях). А нередко у детей, обучающихся в школе с 6 лет, наблюдалась сниженность типов и уровней базовых оснований личности по сравнению с их сверстниками, посещающими детский сад.
Следовательно, и в условиях обучения в школе достижение оптимальных для данного возраста уровней развития базовых оснований личности требует специального формирования.
В заключительной главе книги специально обсуждаются принципы и методы воспитания личности детей 6-летнего возраста, позволяющие учитывать особенности их базовых оснований и обеспечивающие достижение оптимально возможных для данного возраста уровней развития этих оснований. Сегодня многие исследователи и практики говорят о том, что ребенку необходимо предоставить свободу, говорят о детской самостоятельности, о партнерстве во взаимоотношении взрослого и ребенка и т. п. Мы полностью разделяем эти пожелания, которые являются прежде всего реакцией на подход к ребенку только с позиций тех требований, которые предъявляет к нему будущее. Ответ же на вопрос, что же должно быть развито, воспитано у ребенка, в частности в возрасте 6—7 лет, в основном остается пока открытым. Этот ответ либо слишком общий, либо, напротив, ограничен узкими, частными рекомендациями.
Мы отвечаем на этот вопрос однозначно. Поскольку 6— 7 лет представляют собой сензитивный и решающий возраст для становления ведущих, базовых оснований психики, личности, последние и должны стать основной целью воспитания Детей.
Учет индивидуальных особенностей базовых оснований личности и развитие их до тех оптимальных уровней и форм, которые соответствуют специфическим потребностям и возможностям детей 6—7 лет,—вот что является, с нашей точки зрения, основной задачей, которая должна определять и пронизывать содержание, формы и методы обучения и воспитания этих детей в семье, в детском саду, в школе.
ГЛАВА II