Мотивация поведения человека
Потребности бывают биологические (потребность в пище, воздухе, движении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.)
и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении).
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями ее деятельности – мотивами.
Все, что побуждает человека к активности, образует его мотивационную сферу. Мотивы делятся на неосознаваемые и осознаваемые.
К неосознаваемым мотивам поведения относятся установки и влечения.
Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.
К осознанным мотивам поведения относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения.
Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Одна и та же деятельность у отдельных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности.
Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью есть много общего, но есть и различия (например, есть много любителей спорта, которые ходят на стадионы, активно «болеют» за любимые команды или любимых спортсменов, читают спортивные газеты и журналы, но сами не делают даже утренней зарядки. Есть интерес, но нет склонности).
На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы – «зовущие» примеры, эмоционально окрашенный эталон действия. Они меняются с возрастом и могут в зависимости от их содержания оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности. Их формирование тесно связано с мировоззрением, которое представляет собой систему взглядов человека на мир. Ядро мировоззрения составляют убеждения.
Поступки, поведение и деятельность можно осознанно направлять через процесс мотивации.
Мотивация– это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Процесс мотивации следует отличать от мотивировки.
Мотивировка – это даваемое человеком объяснение своим действиям и поступкам, их причинное обоснование.
Способности
Понятие «способность» появилось в трудах Платона почти 2500 лет назад. Однако проблема способностей до сих пор вызывает наибольшее количество споров. Почти каждому хочется знать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они присутствуют, а у других нет?
Способности– это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность ее обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Человек не рождается со способностями к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки – это данные каждому от рождения предпосылки развития способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Задатки многозначны. Каждый человек к чему-нибудь способен. Способности человека со временем развиваются. Они отрабатываются на том, что он делает.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. На репродуктивном уровне человек обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания. На творческом уровне он создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями человек переходит с одного уровня на другой. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания и только по мере приобретения опыта проявляли творчество (например, П.И. Чайковский не имел абсолютного слуха, на плохую музыкальную память композитор жаловался сам, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хоть и музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором).
В зависимости от направленности деятельности способности классифицируются на общие и специальные.
Общие способности – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и др. Они позволяют достигать высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности. Очень редко встречаются люди, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности.
Специальные способности – это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и мн. др.).
Любая деятельность человека не может быть обеспечена только одной
из способностей. Именно поэтому каждый человек способен, талантлив по-своему. Например, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой –
на рояле, третий – в дирижировании.
В зависимости от уровня развития способностей их классифицируют
на одаренность, талант и гениальность.
Одаренность – это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих возможность успешно работать в определенной области. Говоря об одаренной личности, обычно приписывают ей такие качества, как любознательность, раскованность, интуиция, уверенность в себе. Понятие «одаренный» чаще относят
к детям, подросткам, юношам (примерами ранней музыкальной одаренности могут служить: В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн – в 4 года, Ф. Мендельсон – в 5 лет, С.С. Прокофьев – в 8 лет. Способности к живописи и скульптуре проявились у С. Рафаэля в 8 лет, у Б. Микеланджело – в 13 лет, у А. Дюрера – в 15 лет).
Талант – одаренность личности, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В настоящее время талант относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.п.).
Гениальность – это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Творчество гениальной личности имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает целую эпоху в области своей деятельности (так, мы говорим о гениальности В.А. Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, М.В. Ломоносова в физике и механике, Д.И. Менделеева в химии и т.д. А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка. Все гениальные люди отличались любовью к своему делу и страстностью).
Четкую границу между талантом и гениальностью провести сложно. Гений устремлен в будущее, в перспективу. В сиюминутной же жизни, по выражению А. Шопенгауэра, от него проку не больше, чем от телескопа в театре. Сравнивая эти понятия, можно сказать, что таланту предначертано работать, а гениальности – творить. Человек обладает талантом, а гениальность владеет человеком.
Неверно думать, что способным людям все дается без особого труда. Многие талантливые деятели подчеркивали, что талант – это труд, умноженный на терпение («Гений, – любил говорить Эдисон, – это 1% вдохновения и 99% пота». Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство»). Жизнь знаменитых людей свидетельствует о том, что самым главным в их творческой деятельности является способность непрерывно работать (вспомним великого русского полководца А.В. Суворова. С детских лет он увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Гая Юлия Цезаря. Будучи от природы слабым и болезненным, Суворов постоянной тренировкой и закалкой своего тела сумел создать то, чего не дала ему природа: здоровье, выносливость, железную волю. А.В. Суворов самостоятельно придумывал для себя различные гимнастические упражнения: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги. Ночами на неоседланной лошади скакал он по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так его закалили, что даже стариком он не знал усталости).
Темперамент
Темперамент(от лат. temperamentum – соотношение частей) – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его поведении и деятельности. В повседневной жизни он проявляется в реакциях человека на слова собеседника, в его походке, жестах, мимике, речи, движениях и поступках. Знание темперамента дает ответ на вопрос: КАК действует индивид, но не отвечает на вопрос ЧЕМ он обычно занимается. По меткому замечанию Ф. Энгельса, личность характеризуется не только тем, ЧТО она делает, но и КАК она это делает.
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Учение о темпераменте восходит к работам древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460–377 гг. до н.э.). Он описал основные типы темперамента, дал их характеристику, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением в организме жидкостей – крови, лимфы и желчи. Гиппократ считал, что у одних людей в организме преобладает желчь (chole) – холерики, у других кровь (sanvinis) – сангвиники, у третьих – слизь (phlegma) – флегматики, у четвертых черная желчь (melans-chole) – меланхолики. Смесь этих жидкостей и лежит в основе основных типов темперамента: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Он правильно описал основные типы темперамента, но научного их обоснования дать не смог.
Свою классификацию темпераментов, опираясь на учения Гиппократа, предложил знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200). Эта классификация была изложена в известном трактате «De temperamentum». Гален выделил 13 типов темперамента, затем они были сведены до четырех. Последнее известнее описание темпераментов, которое используется в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту, допустившему в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера.
Действительно научную теорию темперамента разработал И.П. Павлов. Изучая работу больших полушарий головного мозга, он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Ученый и его ученики в своих работах выделили три основных свойства нервной системы: сила возбуждения или торможения; подвижность (способность быстро сменять друг друга); уравновешенность между возбуждением и торможением.
Сочетание этих свойств приводит к формированию определенного типа темперамента:
– сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы),
– холерик (сильный, подвижный, но не уравновешенный тип нервной системы),
– флегматик (сильный, уравновешенный, но инертный тип)
– меланхолик (слабый тип нервной системы).
Не существует хороших и плохих темпераментов, каждый в конкретных видах деятельности имеет свои достоинства и свои недостатки. «Чистый» тип темперамента встречается редко. В каждом человеке представлены различные типы темперамента. Тем не менее, один из типов является у человека доминирующим.
Но все же мы не сможем с точностью 100% прогнозировать поведение человека.
Например, один и тот же руководитель проявляет выдержку, когда слышит критику в свой адрес от вышестоящего начальства, но приходит в сильное раздражение при малейшем возражении
со стороны своего подчиненного. Один и тот же человек может проявлять чудеса отважности
в ситуациях опасности, но приходит в замешательство, когда нужно выступить перед аудиторией.
Сангвиник – человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально
на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства, хоть
и яркие, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться с другим человеком, однако его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он свободно чувствует себя в большой компании незнакомых людей, новая, необычная обстановка его только возбуждает.
Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный. Его нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его почти никак не проявляются внешне. В отношениях с другими людьми флегматик спокоен, устойчив в своих эмоциях. Но в определенных условиях у флегматика может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Зато
он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик – человек быстрый, порывистый, с сильными чувствами, которые находят отражение в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен
к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдается быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием процессов возбуждения над торможением. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудными.
Меланхолик – очень обидчив, тяжело переносит неудачи, расположен к замкнутости, одиночеству, чувствует себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущается.
Каждый тип темперамента имеет сильные и слабые стороны; зависит от черт характера, воспитания и уровня культуры индивида, а также от конкретной текущей ситуации. Перед способностью к обучению «равны» все темпераменты.
Личность и темперамент. Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться чувствами, недостаточной глубине и устойчивости отношений. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, стремление целиком погружаться
в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным
к происходящим вокруг него событиям.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, их спонтанности. Человек не успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует,
а потом думает, правильно ли он поступил.
Тревожность характеризуется частым появлением эмоциональных переживаний (боязнь, опасения, страхи). Человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.
Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства: во-первых, у человека сочетаются черты разных типов, но преобладают свойства какого-то одного; во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте.
Всегда нужно иметь в виду, что негативные качества обусловлены не типом темперамента, а тем, как человек «работал» над собой всю сознательную жизнь.
Характер
В психологии понятие характер (от греческого charakter – печать, чеканка) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения.
Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе – такой уж у него характер».
Есть шуточная типология: «Хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером
и плохой человек с плохим характером». Эта шуточная типология говорит о том, что личность и характер – не одно и то же, они не совпадают. Характер относят
к числу операциональных личностных свойств. От него больше зависит
не содержание, а манера выполнения деятельности. Если направленность личности отражает, ради чего действует человек, то характер – это то, как он действует.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Обычно принято считать, что последний представляет собой динамическую сторону характера.
Акцентуации – это крайние варианты нормальных характеров. Они могут порождать для их носителей некоторые проблемы и трудности. Но в отличие
от психопатий акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Социальная дезадаптация не наступает или бывает непродолжительной. При этом поводом для дезадаптации являются
не любые ситуации, а только те, которые давят на место наименьшего сопротивления характера. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов в отношениях с людьми.
Выделяются следующие акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко):
1) Истероидный (показной, демонстративный). Человек с таким характером старается любыми способами обратить на себя внимание, для этого он не щадит ни сил, ни времени. Его девиз: «все внимание мне». Основным недостатком истероида является спад работоспособности на некоторое время из-за публичного поражения его самолюбия.
2) Неустойчивый. У него глубокая потребность во внешнем жестком управлении поведением. Отказывается от лидерства, предпочитая исполнительские функции. Его девиз: «все за компанию». За компанию он может совершить и подвиг, и преступление.
3) Конформный. (Конформизм – подсознательное соглашательство в условиях постоянства). В постоянной среде это человек очень общительный, добродушный, его любят окружающие. Однако как только среда меняется, он становится воинствующим консерватором и теряет надолго свои замечательные качества.
Не любит риска, реорганизации и перемен. Его девиз «Все должно быть как всегда».
4) Гипертимный. «Гипер» означает сверх, «тиме» – себя (интимный – в себе, гипертимный – сверх себя). Ему присущи неиссякаемая энергия, заразительный энтузиазм. Его девиз: «мне все по плечу». Он редко бывает в печальном состоянии: много шутит и смеется, почти не реагирует на незначительные обиды, косые взгляды, тонкие намеки. Не злопамятен. У такого человека независимый характер, он не нуждается ни в чьей опеке. Сам оценивает и уверен в правильности своей оценки.
Это упорная натура, его трудно переубедить. Основной его недостаток – быстрая перемена интересов.
5) Циклоидный. В основном этот тип характера такой же, как и гипертим. Однако гипертимная основа этого типа прерывается цикличностью психологической деятельности. Фазы спада называют часто «черными неделями».
6) Лабильный. Такой человек делит коллектив на «друзей» и «врагов». У него они крайности – середины нет. Для друзей он ничего не пожалеет, с «врагами» холоден, суров, придирчив, старается от них поскорее избавиться. Его девиз: «друзья» и «враги».
7) Сенситивный. Чувственный тип характера. Ему кажется, что он не такой, как все. Сильно развита впечатлительность. Предъявляет к себе и другим очень высокие требования и часто из-за этого выглядит «белой вороной». Очень раним, психика его слабо защищена. Крайне разборчив в выборе друзей, не любит интенсивного общения.
8) Психастенический. Он талантлив в мелкой, кропотливой работе. Его трудно вывести из себя, у него удивительное упорство. Его девиз: «никто, кроме меня». Недостатки: полная нерешительность, боязнь ответственности, самоанализ без ограничения.
9) Шизоидный. Скрытный (никакого отношения к шизофрении не имеет). Обладает замечательными организаторскими способностями. Рано присваивает право командовать другими (в детском возрасте). Его девиз: «только власть».
10) Эпилептоидный. «Бесчувственный» (никакого отношения к болезни эпилепсии не имеет). Действия такого человека часто граничат с жестокостью. Девиз эпилептоида: «мне все можно».
Социальное отклонение
Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное (от позднелат. deviatio – отклонение) и, во-вторых, поведение деликвентное (от лат. delingues – правонарушитель) – преступное, криминальное. Деликвентное поведение опаснее для общества, чем девиантное.
Процесс становления личности девианта помогает понять концепция первичного и вторичного отклонений (X. Беккер).
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым
в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения
так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом
и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока
их действия укладываются в рамки социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (воровство, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Но стоит ему только получить ярлык девианта, это сразу же приводит к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой
в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым,
в другом – никчемным бездельником.
Относительно определения причин отклонений существуют различные теории.
Представители теории конституционных типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер,
В. Шелдон) предполагают, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.
Психоаналитическая теория (З. Фрейд) понимает отклоняющееся поведение как результат неосознаваемых внутриличностных конфликтов, рожденных столкновением природных инстинктов личности и норм культуры.
Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и все его действия, поступки – это продукты внешней стимуляции.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, самодурство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская и материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко
не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий
в социализации личности.
Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка
в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей.
Основными путями формирования характера являются: труд, влияние коллектива, личный пример, самовоспитание, индивидуальный подход.
_______________________________________________________________________
Вопросы для зачета по дисциплине «Психология»
1. Психология как наука. Основные понятия психологии. Этапы развития психологии.
2. Задачи психологии.Методы психологического исследования.
3. Познавательные психические процессы: ощущения.
4. Познавательные психические процессы: восприятие.
5. Познавательные психические процессы: внимание.
6. Познавательные психические процессы: воображение.
7. Познавательные психические процессы: память.
8. Классификация основных видов памяти.
9. Познавательные психические процессы: мышление.
10. Познавательные психические процессы: речь.
11. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.
12. Виды эмоционального состояния: настроение, аффект, страсть, фрустрация, стресс.
13. Высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
14. Воля и волевые качества личности.
15. Направленность личности.
16. Мотивация поведения человека.
17. Способности.
18. Темперамент.