Программа кружка «В мире умных игр» 1 класс
Программа кружка «В мире умных игр» 1 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения. Проблемы неуспеваемости детей могут быть разными: невнимательность, нарушения памяти, проблемы моторики, неразвитость интеллекта и т д. Когда на уроках, викторинах, олимпиадах детям встречаются задания, с которыми раньше они нигде не сталкивались, когда нужно проанализировать, обобщить, выделить существенные признаки и т.п., многие учащиеся испытывают затруднения. Поэтому назрела необходимость проводить занятия, на которых можно было бы развивать познавательные процессы, учить детей решать задания уровня повышенной сложности с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде развития.
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора
-развивать мотивацию к познанию и творчеству
-формировать и развивать логическое мышление
-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Особенности программы:
Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики, русского языка, литературы, окружающего мира и т.д. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, решение нестандартных задач.В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Играя, дети лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображения.
Курс включает в себя следующие направления: – формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
– формирование учебной мотивации;
– развитие личностной сферы.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Занятия проводятся в течение всего учебного года с учащимися 1-х классов 1 раз в неделю по 30–40 минут. Достоинствами такой формы занятий являются достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.
Планирование кружка
№ | Тема занятия | |
Игры на развитие воображения «Юный художник» | ||
Магические квадраты | ||
Игра «Лабиринты» | ||
Игры на внимание «Контуры» | ||
Игры на внимание «Найди отличия» | ||
Игры с геометрическими фигурами «Волшебные превращения» | ||
Игры на ориентирование «Клетка вправо, клетка влево» | ||
Логическая игра «Найди пару» | ||
Игры с буквами и цифрами «Кто больше?» | ||
Игры с загадками «Что такое? Кто такой?» | ||
Игры на развитие внимания. Игра «Раскрась-ка» | ||
Игра на внимание «Что перепутал художник?» | ||
Командная игра «Зоологический алфавит» | ||
Игра «Третий лишний» | ||
Игра «Паззлы» | ||
Викторина «Что растёт на грядке?» | ||
Вопросы на смекалку «Самый смекалистый» | ||
Логическая игра «Слово рассыпалось» | ||
Игры с геометрическими фигурами «Заданная фигура» | ||
Игры с числами «Числовые цепочки» | ||
Игра «Шифровальщик» | ||
Аналитическая игра по этике «Что такое хорошо и что такое плохо?» | ||
Игра «Договори словечко» | ||
Командная логическая игра «Кто первый» | ||
Викторина «Ягодное царство» | ||
Ребусы | ||
Игра «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать» | ||
Логический марафон «Необычные задачки» | ||
Игра «Логические цепочки» | ||
Игра «Простые аналогии» | ||
Игра «Простые классификации» | ||
Задачи на смекалку. Игра «Думай, думай, голова!» | ||
Командная игра «Умники и умницы» |
Занятие 4. Игра «Контуры»
1. Игра «Контуры». Обведи заданный предмет и раскрась его.
2. Игра «Гномики». Найди и раскрась всех гномиков.
3. Игра «Помоги повару». Найди на кухне повара необходимые ему предметы и раскрась их.
Игра «Кто знает?»
Расположи времена года в правильном порядке. Поставь цифры:
лето осень весна зима
Расположи время суток в правильном порядке: Поставь цифры:
день вечер утро ночь
Расположи в правильном порядке. Поставь цифры:
обед ужин завтрак полдник
5. Игра «Золушка». Все буквы раскрась красным цветом, а цифры – жёлтым:
п | о | т | |||||
г | д | к | |||||
ш | р | к | р | ||||
н | б | е | |||||
з | э | у | а | ж | и | ||
я | ф |
Игра «Нарисуй по клеточкам»
Игра «Раскрась-ка»
Занятие 15. Паззлы
1. Игра «Части паззла». Раскрась части паззла:
2. Игра «Части предмета» Соедини стрелками предмет с его частью.
3.Игра «Путаница». Вставь в паззл нужные знаки. Будь внимателен!
Занятие 17. Вопросы на смекалку «Самый смекалистый»
Какой месяц короче всех? | февраль май январь | |
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? | пух камень потерянную вещь | |
Какой рукой лучше размешивать чай? | левой правой ложкой | |
Сколько горошин может войти в один стакан? | 10 20 0 | |
Что можно приготовить, но нельзя съесть? | завтрак уроки ужин | |
Что все люди на земле делают одновременно? | становятся старше спят едят | |
На какой вопрос нельзя ответить «да»? | вы едите? вы спите? вы читаете? | |
Что становится больше, если его поставить вверх ногами? | человек тень цифра 6 | |
Что станет с зелёным шёлковым платком, если он упадёт в Красное море? | станет красным будет зелёным станет мокрым | |
Что можно увидеть с закрытыми глазами? | тьму сон ночь | |
За чем во рту язык? | за зубами чтобы говорить чтобы чувствовать вкус | |
За что ученика выгнали из класса? | провинился за дверь опоздал на урок | |
У кого есть шапка без головы, нога без сапога? | мушкетёр гриб Незнайка | |
Почему корова ложится? | не умеет садиться спит отдыхает | |
Что сушит, когда мокнет? | сушилка полотенце батарея |
МЕДВЕДЬ ЛЯГУШОНОК
Занятие 26. Ребусы.
Игра «Аналогии».
2. Игра «Размышлялки». Установи взаимосвязь и допиши нужное слово:
Чёрное – белое, огонь - _______ Музыка – ноты, речь - ___________
Радио – звук, волк - __________ Рак – клешня, человек - __________
3. Игра «Простые аналогии».Отметь правильный ответ:
Время года перед летом: зима осень весна
Утро наступает после: дня ночи вечера
Сегодня четверг, а позавчера был: понедельник вторник
После декабря следует: ноябрь март декабрь
4. Игра «Установи аналогию».Допиши нужные слова:
Игра «Назови одним словом»
* Вера, Надежда, Любовь, Елена - ______________________
* а, б, с, в, н - ________________________
* стол, диван, кресло, стул -______________________ * понедельник, воскресенье, среда, четверг - _______________
* январь, март, июль, сентябрь - __________________
Игра «Дополни ряд»
* пожарный, ветеринар, учитель, ________________________
* холодильник, миксер, плита, __________________________
* квадрат, ромб, пятиугольник, __________________________
* зелёный, розовый, синий, _____________________________
Занятие 32. Игра «Думай, думай, голова!»
Программа кружка «В мире умных игр» 1 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения. Проблемы неуспеваемости детей могут быть разными: невнимательность, нарушения памяти, проблемы моторики, неразвитость интеллекта и т д. Когда на уроках, викторинах, олимпиадах детям встречаются задания, с которыми раньше они нигде не сталкивались, когда нужно проанализировать, обобщить, выделить существенные признаки и т.п., многие учащиеся испытывают затруднения. Поэтому назрела необходимость проводить занятия, на которых можно было бы развивать познавательные процессы, учить детей решать задания уровня повышенной сложности с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде развития.
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора
-развивать мотивацию к познанию и творчеству
-формировать и развивать логическое мышление
-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Особенности программы:
Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики, русского языка, литературы, окружающего мира и т.д. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, решение нестандартных задач.В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Играя, дети лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображения.
Курс включает в себя следующие направления: – формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
– формирование учебной мотивации;
– развитие личностной сферы.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Занятия проводятся в течение всего учебного года с учащимися 1-х классов 1 раз в неделю по 30–40 минут. Достоинствами такой формы занятий являются достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.
Планирование кружка
№ | Тема занятия | |
Игры на развитие воображения «Юный художник» | ||
Магические квадраты | ||
Игра «Лабиринты» | ||
Игры на внимание «Контуры» | ||
Игры на внимание «Найди отличия» | ||
Игры с геометрическими фигурами «Волшебные превращения» | ||
Игры на ориентирование «Клетка вправо, клетка влево» | ||
Логическая игра «Найди пару» | ||
Игры с буквами и цифрами «Кто больше?» | ||
Игры с загадками «Что такое? Кто такой?» | ||
Игры на развитие внимания. Игра «Раскрась-ка» | ||
Игра на внимание «Что перепутал художник?» | ||
Командная игра «Зоологический алфавит» | ||
Игра «Третий лишний» | ||
Игра «Паззлы» | ||
Викторина «Что растёт на грядке?» | ||
Вопросы на смекалку «Самый смекалистый» | ||
Логическая игра «Слово рассыпалось» | ||
Игры с геометрическими фигурами «Заданная фигура» | ||
Игры с числами «Числовые цепочки» | ||
Игра «Шифровальщик» | ||
Аналитическая игра по этике «Что такое хорошо и что такое плохо?» | ||
Игра «Договори словечко» | ||
Командная логическая игра «Кто первый» | ||
Викторина «Ягодное царство» | ||
Ребусы | ||
Игра «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать» | ||
Логический марафон «Необычные задачки» | ||
Игра «Логические цепочки» | ||
Игра «Простые аналогии» | ||
Игра «Простые классификации» | ||
Задачи на смекалку. Игра «Думай, думай, голова!» | ||
Командная игра «Умники и умницы» |