Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Образовательный процесс
1. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
2. Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.
3. Проведение предметных олимпиад, «Интеллектуальных марафонов».
4. Проведение предметных недель, для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учеников.
5. Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства школы:
ü участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях;
ü выставки художественного детского творчества;
6. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.
Деятельность учителя
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.
Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:
ü контроля по результатам (итогового контроля);
ü процессуального контроля;
ü предметного контроля.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.
Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.
Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.
Содействие изучению способов получения знаний.
Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.
Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.
Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Содействие развитию рефлексии.
Карта одаренного учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:____________________________________
______________________________________________________________________
2.Состав семьи, ее структура (ФИО родителей, полная, не полная, многодетная):____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Жилищно-бытовые условия:_________________________________________
______________________________________________________________________
4.Взаимоотношения в семье (доверительные, основанные на взаимопонимании, теплые): ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье (наблюдались/не наблюдались:_____________________________________________________________________
5.Культурный уровень семьи (высокий, средний, др.)___________________________
______________________________________________________________________
6.Воспитательный потенциал семьи (высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т.д.)__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Характер ребенка: (перечислить качества личности)________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Положение ребенка в коллективе (пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер, взаимоотношения с другими детьми и т. д.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Учебная деятельность (успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам, средний балл):________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мотивация обучения (высокая, хорошая школьная мотивация, положительная, низкая,посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины)____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Способности к обучению (высокие, средние, низкие) ___________________________
__________________________________________________________________________________
Познавательный интерес (высокий, средний, низкий)________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10.Трудовая деятельность (наличие трудовых навыков предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный.Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное): _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Получение дополнительного образования (перечислить, если имеет склонности к другим видам деятельности (спортивная, художественная и др.))
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________