Отличительные особенности одаренных детей
Задачи программы.
Ø разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
Ø определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
Ø стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
Ø совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Ø проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
Ø предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
ОДАРЁННЫМИ принято считать:
· детей с интеллектом выше среднего;
· детей с высоким уровнем творческих способностей;
· детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
· детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяются следующие виды одарённости:
· Одарённость в практической деятельности;
· Одарённость в познавательной деятельности;
· Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
· Одарённость в коммуникативной деятельности;
· Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Творческие способности
· Способность рисковать.
· Дивергентное мышление.
· Гибкость в мышлении и действиях.
· Быстрота мышления.
· Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
· Богатое воображение.
· Восприятие неоднозначных вещей.
· Высокие эстетические ценности.
· Развитая интуиция.
Образовательный процесс
1. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
2. Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.
3. Проведение предметных олимпиад, «Интеллектуальных марафонов».
4. Проведение предметных недель, для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учеников.
5. Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства школы:
ü участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях;
ü выставки художественного детского творчества;
6. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.
Деятельность учителя
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.
Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:
ü контроля по результатам (итогового контроля);
ü процессуального контроля;
ü предметного контроля.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.
Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.
Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.
Содействие изучению способов получения знаний.
Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.
Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.
Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Содействие развитию рефлексии.
Карта одаренного учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:____________________________________
______________________________________________________________________
2.Состав семьи, ее структура (ФИО родителей, полная, не полная, многодетная):____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Жилищно-бытовые условия:_________________________________________
______________________________________________________________________
4.Взаимоотношения в семье (доверительные, основанные на взаимопонимании, теплые): ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье (наблюдались/не наблюдались:_____________________________________________________________________
5.Культурный уровень семьи (высокий, средний, др.)___________________________
______________________________________________________________________
6.Воспитательный потенциал семьи (высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т.д.)__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Характер ребенка: (перечислить качества личности)________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Положение ребенка в коллективе (пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер, взаимоотношения с другими детьми и т. д.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Учебная деятельность (успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам, средний балл):________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мотивация обучения (высокая, хорошая школьная мотивация, положительная, низкая,посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины)____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Способности к обучению (высокие, средние, низкие) ___________________________
__________________________________________________________________________________
Познавательный интерес (высокий, средний, низкий)________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10.Трудовая деятельность (наличие трудовых навыков предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный.Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное): _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Получение дополнительного образования (перечислить, если имеет склонности к другим видам деятельности (спортивная, художественная и др.))
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи программы.
Ø разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
Ø определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
Ø стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
Ø совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Ø проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
Ø предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
ОДАРЁННЫМИ принято считать:
· детей с интеллектом выше среднего;
· детей с высоким уровнем творческих способностей;
· детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
· детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяются следующие виды одарённости:
· Одарённость в практической деятельности;
· Одарённость в познавательной деятельности;
· Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
· Одарённость в коммуникативной деятельности;
· Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.