Формирование концепции исследования, библиографического списка и базы источников
Оглавление
1. Формирование концепции исследования, библиографического списка и базы источников……………………………….………………………………….32. Сбор и подготовка теоретического материала…………………………..….7 3. Методики исследования. Описание выборки…………………………..…..25
4. Заключение……………………………………………………………………32
5. Список использованных источников и литературы………………………....33
Методики исследования. Описание выборки
В нашем исследовании приняли участие 80 менеджеров по продажам страховой компании ООО «Мегаполис». Возраст испытуемых – от 20 до 40 лет.
По стажу работы испытуемые разделились следующим образом:
0-4 года – человек (%)
Более 5 лет – человек (%)
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: обзорно-аналитический (анализ психологической литературы по исследуемому вопросу, организационный (сравнительный и комплексный анализ), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники).
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методики:
Методика М. Рокича
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения Результаты исследование других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную специфику. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику. В нашем практическом исследовании мы и воспользуемся методикой «Ценностные ориентации» Рокича как базовой методикой определения ценностных ориентаций.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Заключение
Во время написания научно исследовательской работы были поставлены следующие цели и задачи: обоснование актуальности выбранной темы НИР; определение объекта и предмета исследования; самостоятельной постановки цели и задач НИР; выбор необходимых методов исследования, в том числе модификации существующих и разработки новых методов, исхода из задач конкретного исследования; самостоятельный сбор первичных и вторичных данных в рамках НИР.
Результаты прохождения практики состоят в следующем: определены предмет, цели и задачи ВКР, обоснована актуальность исследования, составлена теоретическая база, подобраны соответствующие методы и методики исследования
Индивидуальное задание выполнено, материал собран полностью.
Оглавление
1. Формирование концепции исследования, библиографического списка и базы источников……………………………….………………………………….32. Сбор и подготовка теоретического материала…………………………..….7 3. Методики исследования. Описание выборки…………………………..…..25
4. Заключение……………………………………………………………………32
5. Список использованных источников и литературы………………………....33
Формирование концепции исследования, библиографического списка и базы источников
Основой любой организации и ее главным ресурсом являются люди. Каждая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая необходимые условия для полноценной работы и наиболее интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает отношение человека к данной организации, то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией, какие ценностные ориентации дают ему мотивацию достигать результатов в своей работе, и какое влияние оказывают условия профессиональной деятельности на личность работника.
Возникновение проблем в организации рабочего процесса, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам "коммуникативных" профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).
Синдром профессионального выгорания и факторы риска выгорания выступают предметом многочисленных исследований, проводимых зарубежными и отечественными психологами. Вопросу выгорания посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К.Маслач, С.Джексон, В.Е.Орел, Н.Водопьянова, Е.Старченкова, Л.И.Анцыферова, В.В.Бойко, Т.В.Копылова, А.Б.Леонова, С.Г.Никифоров, Т.В.Форманюк, Д.Шульц и др., однако, вопрос причины выгорания, проблемы взаимоотношений личностных особенностей и выгорания, динамики этого процесса остаются до конца не разрешенными.
Развитие профессионального выгорания приводит к общему нарушению регуляции деятельности человека, выраженному в нарушении мотивации, когнитивных функций целеполагания и оценивания результата. Отечественные и зарубежные психологи по-разному описывают строение структур, ответственных за регуляцию деятельности, однако почти всегда ключевое место в этих структурах занимают личностные ценности и смыслы.
В таком случае, логичным будет выдвинуть гипотезу, что именно набор ценностей человека, его способность реализовывать личностные смыслы и будет фактором, оказывающим влияние на развитие синдрома профессионального выгорания.
На фоне повышенного интереса к проблеме профессионального выгорания немаловажно уделить внимание особенностям профессионального выгорания менеджеров по продажам, профессиональная деятельность которых во многом связана с повседневным взаимодействием с людьми, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами в ходе осуществления повседневной профессиональной деятельности.
Таким образом, цельработы- изучение характера взаимосвязи между синдромом профессионального выгорания и ценностными ориентациями менеджеров по продажам.
Исходя из цели и гипотезы, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть общие представления о жизненных смыслах и ценностных ориентациях.
2. Изучить ценностные ориентации менеджеров по продажам.
3. Изучить понятие профессионального выгорания и выявить факторы, влияющие на его развитие.
4. Подобрать методики для исследования синдрома профессионального выгорания и выявления ценностных ориентаций.
5. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
6. На основе полученных результатов разработать общие рекомендации для менеджеров по профилактике профессионального выгорания.
Объект теоретического исследования: ценностные ориентации и синдром профессионального выгорания.
Объект эмпирического исследования: менеджеры по продажам.
Предмет исследования: особенности профессионального выгорания и ценностные ориентации менеджеров по продажам.
Цель прохождения практики - подготовка к самостоятельной научно- исследовательской работе (НИР), основным результатом которой является написание и успешная защита выпускной квалификационной работы,
Задачи практики:
1)формирование навыков проведения НИР:
2)обоснование актуальности выбранной темы НИР;
3)определение объекта и предмета исследования; самостоятельной постановки цели и задач НИР;
4)выбор необходимых методов исследования, в том числе модификации существующих и разработки новых методов, исхода из задач конкретного исследования;
5)самостоятельного сбора первичных и вторичных данных в рамках НИР;
Вопросы, подлежащие изучению: система адаптации персонала в компании: теоретическая база, методы изучения, особенности, специфика.
Ожидаемые результаты практики:
1) Определение объекта, предмета, целей и задач исследования;
2) Обоснование актуальности исследования;
3) Составление теоретической базы, с использованием работ отечественных и зарубежных авторов
4) Подбор и обоснование методик исследования
2. Сбор и подготовка теоретического материала