Классификация видов восприятия в зависимости от скорости протекания
По скорости протекания выделяютсукцессивное и симультанное восприятие.
Сукцессивное восприятие - это восприятие, развернутое во времени, протекающее в форме последовательного анализа информации.
Симультанное восприятие - это восприятие, одномоментное, мгновенное, свернутое во времени, представляющее синтетическую форму восприятия.
4. Физиологические основы восприятия
На физиологическом уровне процессы восприятия обеспечиваются работой органов чувств, нервных волокон и центральной нервной системы. Восприятие формируется на основе разных ощущений. Следовательно, перцептивный образ возникает на основе нескольких сенсорных образов одного объекта, которые образуются в первичных (сенсорных) зонах коры головного мозга. Например, при восприятии яблока в коре головного мозга образуются несколько сенсорных образов о вкусе яблока, его цвете, гладкой поверхности, округлости, из которых будет формироваться образ яблока.
Таким образом, на первых этапах восприятия возникают сенсорные образы в первичных проекционных (сенсорных) зонах коры головного мозга, а на следующих этапах происходит преобразование этих образов в общий перцептивный образ во вторичных проекционных (перцептивных) зонах коры головного мозга.
Функции перцептивных зон коры головного мозга отличаются от функций сенсорных зон. Это отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной сенсорной зоны наступает так называемая центральная слепота, то есть при полной исправности периферии - глаза - человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Иначе обстоит дело при нарушении работы зрительной перцептивной зоны. В этом случае человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не может опознать воспринимаемый объект. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. То же самое происходит и при поражении перцептивных зон других модальностей. Например, при нарушении слуховой зоны люди перестают понимать человеческую речь. Подобного рода заболевания называются агнозиями - расстройства, приводящие к невозможности познания.
Различные зоны коры головного мозга тесно взаимосвязаны. Нервное возбуждение из перцептивных зон распространяется и на другие области мозга, в частности, связанные с эмоциональными переживаниями. Поэтому восприятие предметов и явлений, как правило, имеет эмоциональную окраску. Образуются временные нервные связи между перцептивными зонами и центрами и областями мозга, обеспечивающими двигательную активность, сохранение и переработку информации. Поэтому физиологическую основу актов восприятия составляют не только перцептивные зоны коры, как правило, это более обширные функциональные системы мозга.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: внутрианализаторные и межанализаторные.
Внутрианализаторные нервные связи образуются в пределах одного анализатора при воздействии на организм раздражителя одной модальности. Примером такого раздражителя является мелодия - сочетание отдельных звуков, действующих на слуховой анализатор. Весь комплекс звуков действует как один сложный раздражитель. Нервные связи образуются не только как ответ на отдельные звуки, но и на их отношение друг к другу - временное и пространственное. В результате в коре головного мозга возникает процесс интеграции или сложного синтеза нервных связей.
Межанализаторные нервные связи образуются в результате воздействия на организм комплексного раздражителя, это связи, объединяющие разные анализаторы. Например, если вы берете в руку яблоко, то при его восприятии задействованы зрительный, тактильный, кинестетический, обонятельный анализаторы. Вы ощущаете вкус яблока, даже не попробовав его, и мысленно называете тот предмет, который держите в руке. Таким образом, благодаря связям, возникающим между анализаторами, мы отражаем такие свойства предметов и явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, восприятие величины предмета, его веса), и те свойства предмета, которые фактически не воспринимались (вкус яблока).
Системы внутрианализаторных и межанализаторных связей обеспечивают сложный процесс построения перцептивного образа, создают наилучшие условия для восприятия предмета как целого в совокупности его свойств.
Темы рефератов
1. Восприятие как действие.
2. Наблюдение как произвольное восприятие.
3. Иллюзии восприятия. Причины их возникновения.
4. Индивидуальные особенности восприятия.
5. Визуалы, аудиалы, кинестетики.
6. Патологии восприятия.
7. Роль функциональной асимметрии мозга в процессе восприятия.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Восприятие пространства: форма, величина.
2. Восприятие пространства: глубина и удаленность предметов.
3. Восприятие пространства: направление.
4. Восприятие времени. Основные закономерности.
5. Восприятие движения.
6. Физиология перцептивного образа.
7. Развитие восприятия в онтогенезе.
8. Сукцессивное и симультанное восприятие.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение восприятия.
2. Перечислите и охарактеризуйте свойства восприятия.
3. Чем отличаются процессы ощущений от процессов восприятия?
4. Какие виды восприятия можно выделить по форме существования материи?
5. Что является физиологической основой восприятия?
Основная литература
1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.
2. Логвиненко, А. Д. Психология восприятия. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.
4. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
5. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И.Рогов. - М.: Владос, 1995.
6. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер - М, 2003.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1999.
Тема 3. Представление
1. Понятие, основные признаки представлений.
2. Основные свойства представлений.
3. Виды представлений.
4. Физиологическая основа представлений.
1. Понятие, основные признаки представлений
Образы, полученные в результате ощущений, и образы восприятияпосле действия раздражителя на органы чувств исчезают или изменяются, превращаются в образы представления. Основу образов представления составляет опыт прошлых восприятий и ощущений.
Определение. Представление - это отражение предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представления являются воспроизведением прошлых образов восприятия и ощущений. Благодаря способности мозга накапливать и сохранять информацию о прошлом возникает множество представлений, которые являются собирательными образами предметов, которые в данный момент времени не воспринимаются.
2. Основные свойства представлений
К основным свойствам представлений относят наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность.
1) Наглядность-это свойство представлений, выражающееся в их сходстве с образами восприятия. Перцептивные образы возникают в момент воздействия предмета на органы чувств, поэтому достаточно полно отражают его свойства. Представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. В процессе переработки информации часть её неизбежно утрачивается, поэтому представления, оставаясь наглядными, чувственными образами, намного беднее образов восприятия.
2) Фрагментарность - это свойство представлений, заключающееся в том, что отдельные признаки предметов в образе представлений выражены более ярко и отчетливо, другие - смутно, третьи вообще отсутствуют. Когда мы представляем лицо знакомого человека, то отчетливо и ясно воспроизводим только отдельные черты, те, на которых прежде всего фиксировано наше внимание. Другие детали лица либо воспроизводятся смутно, либо не воспроизводятся.
3) Неустойчивость - этосвойство представлений, связанное с приложением усилий к удерживанию их в сознании. Вызвав образ того или иного предмета, мы не можем долго держать его в поле нашего сознания, он постепенно стирается, расплывается, и нужно вновь и вновь прикладывать усилия для того, чтобы вызвать его еще раз. Представления очень неустойчивы, они текучи и изменчивы: на первый план выступают то одни, то другие детали предмета. Но здесь могут быть исключения. У людей, обладающих высокой одаренностью в той или иной области (например, у музыкантов), соответствующие представления могут быть и устойчивыми, и постоянными.
4) Обобщенность - это свойство представлений, связанное с тем, что в образе представленияотражены постоянные признаки предмета, свойственные предметам данного класса, то есть общие признаки. Этим представление похоже на понятие - закрепленное в слове, абстрактное (то есть не наглядное) отражение наиболее общих свойств предметов и явлений. Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных, частных образов восприятия.
Таким образом, представления являются переходом от чувственного опыта (сенсорных и перцептивных образов) к понятиям (абстрактному мышлению). С одной стороны, представления наглядны, в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, представления обладают свойством обобщенности, что сближает их с понятиями.
3. Виды представлений
Существует несколько классификаций видов представлений.
В зависимости от познавательных процессов, в которых они используются, выделяют два типа представлений:
1) представления памяти - образы, возникшие на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета;
2) представления воображения - образы несуществующих или никогда не воспринимавшихся предметов или явлений, это различные комбинации ранее воспринимавшейся информации и ее творческой переработки.
По модальности,то есть по видам анализаторов, с помощью которых была получена информация об объекте в прошлом опыте (в процессе ощущения и восприятия), выделяют зрительные, слуховые, кинестетические (двигательные), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические представления.
По степени обобщенности выделяют единичные и общие представления.
Единичные представления - это представления об отдельных конкретных объектах (например, желтое яблоко, которое лежит на столе).
Общие представления - это представления о целой группе похожих объектов (например, представление о яблоке вообще).
По степени волевых усилий, необходимых для возникновения представлений, выделяют непроизвольные (возникающие сами по себе без усилий со стороны человека) и произвольные (требующие определенных волевых усилий) представления.
По содержаниюмогут быть выделены музыкальные, технические, математические, географические и т. д. представления.
4. Физиологическая основа представлений
Информацию о внешнем мире и окружающих нас предметах и явлениях мы получаем с помощью ощущений и восприятий в момент воздействия внешних раздражителей на наши органы чувств. Под влиянием этих раздражителей в коре головного мозга возникают образы отдельных свойств (сенсорные образы)или образы предмета в целом (перцептивные образы). Через какое-то время после действия раздражителя они исчезают или изменяются, превращаются в образы представления. Образы представления возникают в коре головного мозга без непосредственного воздействия раздражителя на органы чувств, это результат собственной работы мозга, при этом образ предмета возникает без его непосредственного восприятия.
Темы рефератов
1. Образы представления и образы восприятия.
2. Единичные и общие представления.
3. Кодирование информации для сохранения в памяти.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Индивидуальные особенности представления.
2. Первичные образы памяти и персеверирующие образы.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение представления.
2. Чем отличается представление от чувственного образа?
3. Перечислите основные свойства представлений.
4. Какие основания для классификации представлений вы знаете?
5. В каких психических процессах формируются представления?
Основная литература
1. Гамезо, М. В. Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.
2. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.
3. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
4. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.
5. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
Тема 4. Память
1. Понятие, основные признаки памяти.
2. Теории памяти.
3. Виды памяти.
4. Физиологическая основа памяти.
1. Понятие, основные признаки памяти
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий в форме представлений сохраняется и накапливается в сознании человека, постоянно обогащает его индивидуальный опыт. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями деятельности и различными жизненными ситуациями.
Определение. Память - это познавательный психический процесс, выражающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении какой-либо информации человеком.
В памяти различают такие психические процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В честь богини памяти Мнемозины эти процессы и все, что связано с памятью называют мнемическим.
Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов.
Основные свойства памяти:
- Осмысленность - установление смысловых связей в запоминаемом материале.
- Избирательность - запоминание одних предметов и явлений и их сохранение по сравнению с другими.
- Точность - соответствие между запоминаемым и воспроизведенным материалом.
- Скорость запоминания - время, необходимое для сохранения информации в памяти.
- Надежность - возможная длительность сохранения информации с наибольшей точностью.
Память играет очень важную роль в жизни человека - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать знания, навыки, личный жизненный опыт. Никакое психическое или внешнее действие, ни один психический процесс невозможны без участия процессов памяти, протекание даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» его с последующим элементом. Таким образом, память фактически обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Исследования памяти составляют достаточно обширную область психологии. Однако и в настоящее время существует достаточно большой круг проблем, которые активно изучаются психологами:
– психологические и физиологические механизмы памяти;
– оптимальные условия для сохранения следов памяти;
– приемы, позволяющие расширить объем запоминаемого материала;
– длительность сохранения следов памяти;
– изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии;
– влияние изменения следов в памяти на другие психические процессы человека.
2. Теории памяти
В психологии до сих пор нет единой и законченной теории памяти. Наиболее детально разработаны психологическая и нейрофизиологическая теории, в последнее время активно разрабатывается биохимическая теория памяти.
1) Психологические теории:
Ассоциативная теория (известная со времен Аристотеля). Основное положение этой теории состоит в том, что память представляет собой совокупность ассоциаций (ассоциация - «связь», «соединение»), которые возникают между образами, чувствами, мыслями.
В психологии широко известны три принципа ассоциации:
а) Ассоциация по смежности. Какие-либо представления или образы восприятия вызывают другие представления, которые в прошлом переживались вместе с ними или вслед за ними. Например, образ человека может вызвать приятные или неприятные переживания прошлого; белый халат вызывает плач у ребенка; запах ландышей - воспоминания детства.
б) Ассоциации по сходству. Образы восприятия, или представления вызывают в памяти представления, сходные с ним по каким-либо признакам. Например, «стол» - «стул».
в) Ассоциации по контрасту. Образы восприятия или представления, вызывают в памяти противоположные представления. Например, «холодный» - «горячий».
Психоаналитическое объяснение памяти (возникло благодаря З. Фрейду) заключается в том, что в памяти сохраняется все, что приносит удовольствие, а все события, мысли, чувства, которые травмируют сознание и препятствуют удовлетворению инстинктов, вытесняются из памяти, забываются.
Бихевиористический подход (возник благодаря работам У. Уотсона) рассматривает память как совокупность определенных реакций, которые осуществляются в виде условных и безусловных рефлексов на соответствующие стимулы среды.
Гештальтпсихологический подход (отражен в работах М. Вертгеймера, К. Коффка, В. Келлера) объясняет память как хорошо структурированный чувственный материал, который образует целостный образ (гештальт), не сводимый к сумме составляющих его элементов.
Деятельностный подход (разработанный Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым) объясняет процессы памяти важностью и значимостью сохраняемого материала для личности и деятельности.
2) Нейрофизиологическая теориявозникла благодаря работам Н. П. Павлова, посвященным изучению закономерностей высшей нервной деятельности. Суть этой теории состоит в том, что условные рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет основу запоминания. Связь между элементами подкрепляется достижением цели действия индивида и повторением этих действий.
3) Биохимическая теория заключается в том, что память связана с прохождением нервного импульса по нервной клетке (это физиологическая основа кратковременной памяти) и выработкой в результате этого импульса в клетке специального белкового вещества (это химическая основа долговременной памяти).
3. Виды памяти
Память непосредственно включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления также разнообразны. Для выделения видов памяти обычно используют три критерия, отражающих зависимость процессов памяти от характера и содержания деятельности человека.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека, выделяют на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков; а также навыков ходьбы, письма, спортивных навыков. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства либо побуждают человека к каким-то действиям (если это положительные переживания), либо удерживают его от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память - это память на представления. Она бывает зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой. В норме зрительная и слуховая память хорошо развита у всех людей. Развитие других видов памяти очень индивидуально и во многом зависит от характера деятельности человека (например, дегустаторы). Высокого уровня эти виды памяти достигают у людей со слабыми или отсутствующими слухом и зрением. В этом случае они играют компенсирующую роль и замещают недостающие виды памяти.
Особенно хорошо образная память развита у людей «художественных» профессий.
В психологии известны факты эйдетической памяти, чаще всего этот вид образной памяти встречается у детей. Эйдетическая память - это разновидность образной памяти, при которой возникают образы в отсутствие раздражителя, очень детализированные и наглядные. Человек «видит» предмет внутренним взором в мельчайших подробностях, переводя внутренний взор с детали на деталь, как это бывает при восприятии предмета. Считается, что эйдетические образы бывают как зрительными, так и слуховыми и осязательными.
Словесно-логическая память - это память на мысли. Мысли существуют в речевой форме, поэтому такой вид памяти называют словесно-логическим. Словесно-логическая память - это специфически человеческий вид памяти, в отличие от других видов памяти, которые в своей простейшей форме свойственны и животным. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.
По характеру целей деятельностипамятьделится на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольной памятью называется запоминание и воспроизведение информации при отсутствии специальной цели что-то запомнить или припомнить. Так как цель «запомнить» отсутствует, то человеку не приходится прилагать волевых усилий для запоминания. Информация сохраняется в сознании сама по себе - непроизвольно.
Произвольная память - это запоминание и воспроизведение информации при наличии специальной цели (мнемической цели) и с помощью специальных действий (мнемических действий). В этом случае для запоминания информации человек вынужден прилагать определенные волевые усилия.
В онтогенезе непроизвольная и произвольная память - две последовательные ступени развития памяти. Маленькие дети информацию об окружающем мире запоминают непроизвольно. Только к концу дошкольного возраста они могут научиться принимать мнемические цели и усваивать информацию с помощью произвольной памяти, преднамеренно заучивать и припоминать то, что необходимо. Взрослый человек достаточно большой объем информации запоминает непроизвольно, но ведущим видом памяти в любой деятельности является произвольная память.
Память по продолжительности закрепления и сохранения материала делится на кратковременную, долговременную и оперативную.
Чтобы та или иная информация закрепилась в нашей памяти, она должна быть соответствующим образом переработана. Для этого необходимо определенное время, которое называют временем консолидации следов. Во время первичной обработки информации (консолидации следов памяти) работает кратковременная память.
Кратковременная памятьхарактеризуется очень коротким сохранением информации после однократного и непродолжительного восприятия и немедленным ее воспроизведением. Кратковременная память действует в первые несколько секунд после восприятия материала.
Для обозначения этого вида памяти в литературе иногда используют и другие термины: «мгновенная память», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память».
Процессы консолидации следов памяти неустойчивы и обратимы и субъективно переживаются человеком как отзвук воспринятого (звучит в ушах, стоит перед глазами и т. д.). Эти процессы очень специфичны и играют важную роль в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Кратковременная память осуществляет своеобразную оценку значимости информации для жизни и деятельности человека: ненужная информация не сохраняется, а нужная - переходит на длительное хранение в долговременную память.
Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.
Понятием оперативная память в психологии обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно выполняемые человеком действия и операции, подчиненные целям деятельности.
Любую деятельность мы выполняем по частям как цепь взаимосвязанных действий. Мы удерживаем в уме промежуточные результаты действий, пока общая цель деятельности не достигнута. По мере продвижения к конечному результату ненужный, отработанный материал может забываться, например, при чтении, списывании, счете, выполнении любой практической и трудовой деятельности.
Оперативная память по своим функциям похожа на кратковременную и долговременную. В оперативной памяти образуется некоторая «рабочая смесь» из информации, поступающей из кратковременной и долговременной памяти, пока эта информация функционирует и необходима для выполнения деятельности, она остается в оперативной памяти, а затем либо стирается, либо переходит в долговременную память.