Познавательное развитие детей дошкольного возраста
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Оренбург, 2017
Настоящая рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплекс, предназначенный для освоения модульной программы курсов профессиональной переподготовки работников системы дошкольного образования, специализирующихся в области дошкольного образования.
Представленные материалы носят практико-ориентированный характер, направлены на деятельностное освоение теоретических основ познавательного развития детей, формирование познавательных интересов, познавательной активности, поддержки познавательной инициативы. Рабочая тетрадь с одинаковым успехом может быть использована как для проведения курсов, так и для самостоятельной работы.
Рабочая тетрадь адресована педагогам ДОО, слушателям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам предшкольного образования, заинтересованным родителям и всем тем, кто стремится вырастить ребенка активным и творческим и способствовать интеллектуальному развитию детей.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделяется образовательная область «Познавательное развитие».
«Познавательное развитие детей предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [ФГОС ДО].
В рабочей тетради затрагиваются:
· теоретические основы познавательного развития детей;
· психолого-педагогические аспекты познавательного развития дошкольников;
· содержание познавательного развития детей в условиях ДОУ и семьи;
· психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей;
· функции педагогов дошкольного учреждения в сфере познавательного развития детей.
Работа в данной тетради направлена на осознание обновленного содержания образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие», на формирование умения анализировать, проектировать и осуществлять процесс познавательного развития, сохранения и укрепления познавательной инициативы детей с учетом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
ТЕМА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Задание 1. Дайте определения следующим понятиям: | |
«Познавательный интерес» | |
«Познавательные умения» | |
«Познавательные действия» | |
«Познавательная инициатива» | |
«Познавательная активность» | |
«Познавательное развитие» |
Задание 2. Определите цель и задачи познавательного развития дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО)
Задание 3. Раскройте особенности развития познавательного интереса у дошкольников
1. Взаимосвязь интереса и мышления заключается в том, что ______________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Особенностями феномена «познавательный интерес» являются:
а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Формы познавательного интереса:
а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Правила формирования познавательного интереса:
а)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каналы формирования познавательного интереса:
а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Уровни развития познавательного интереса:
а)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Критерии развития познавательного интереса в дошкольном возрасте:
Составляющие познавательного интереса | Показатели проявлений | Стадии развития проявлений |
Интеллектуальная | ||
Эмоционально-волевая | ||
Процессуальная | ||
ТЕМА II.
Задание 1. Заполните модель компонентов познавательного развития детей дошкольного возраста
Задание 2. Соотнесите понятия. Сформулируйте ожидаемый результат познавательного развития в соответствии с ФГОС ДО | |||
«Познавательная инициатива» | процесс создания нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности. | ||
«Познавательная саморегуляция» | желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, осваивать иные области деятельности. | ||
«Познавательное творчество» | это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной области деятельности. | ||
«Познавательная компетентность» | умение произвольно управлять собственной познавательной деятельностью, целенаправленно строить процесс самообучения. |
Задание 3. Компоненты и показатели познавательного развития дошкольников
Компоненты | Показатели |
1 Мыслительные операции 1.1. Анализ | |
1.2. Синтез | |
1.3. Сравнение | |
1.4. Классификация | |
1.5. Обобщение | |
1.6. Абстрагирование | |
1.7. Умозаключение | |
2. Решение элементарных познавательных задач | |
3. (Наглядное) моделирование | |
4. Оперативная память | |
5. Вербальная гибкость | |
6. Гибкость мыслительных действий | |
7. Система когнитивных параметров 7.1. Целеполагание | |
7.2. Интроспекция (интеллектуальная рефлексия) | |
8. Креативность (творческие способности) | |
9. Логические операции |
ТЕМА III.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ
Задание 1. Типология мероприятий, развивающих познавательную сферу дошкольников
1. Персональные – ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выборочные – ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Параллельные – ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Активно-ролевые – __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Командно-игровые – ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Комбинированные – _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Представьте формы, способы, методы и приемы познавательного развития дошкольников
Формы | Способы | Методы | Приемы |
Задание 3. Составьте аннотированный каталог статей из современных журналов по заявленной проблематике (5 статей).
Статья 1.
ТЕМА IV.
Задание 2. Обоснуйте принципы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей
· признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка;
· приоритет интересов, возможностей и способностей сопровождаемого;
· приоритет личностного развития сопровождаемого;
· определение индивидуальной развивающей траектории;
· педагогическое партнерство;
· единство отношения к ребенку со стороны всех участников сопровождения, постоянный информационный обмен между ними;
· мультидисциплинарность сопровождения (комплексный подход);
· системность и непрерывность сопровождения;
· рекомендательный характер советов сопровождающего.
Задание 3. Определите условия и пути эффективного познавательного развития детей
ТЕМА V.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СФЕРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Задание 1. Охарактеризуйте компоненты профессиональной компетентности педагога в сфере познавательного развития дошкольников | ||
Ценностно-мотивационная составляющая | осознание педагогом теоретических основ, позволяющих свободно ориентироваться в вопросах познавательного развития детей; овладение основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области познавательного развития | |
Концептуально-теоретическая (содержательная) составляющая | наличие рефлексивной культуры, рефлексия (осмысление) собственной педагогической деятельности | |
Научно-методическая (интегративная) составляющая | определение круга норм, социальных процессов и ценностных установок психолого-педагогической работы в сфере познавательного развития детей, свободное и самостоятельное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с собственно выстроенной психолого-педагогической стратегией | |
Рефлексивно-оценочная составляющая | способность сочетать теорию, практику, методологические и методические составляющие при решении проблем познавательного развития дошкольников, способность связывать специфическое, уникальное | |
Проективно-технологическая составляющая | умение эффективно использовать средства межличностной коммуникации, адекватных способов обращения с детьми и другими субъектами образования, культура речи | |
Операционально-деятельностная (инструментальная) составляющая | понимание социальной, культурной и организационной среды, в которой осуществляется процесс развития познавательной сферы дошкольников | |
Эмоционально-коммуникативная составляющая | создание соответствующих прогнозированию операциональных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать результаты познавательного развития детей | |
Контекстуальная составляющая | постоянное стремление к обладанию, обновлению и использованию в конкретных условиях такими базовыми общепедагогическими умениями, как: гностические, аналитико-диагностические, конструктивные; креативные; оценочные; информационные, организаторские, когнитивные (познавательные) |
Задание 2. Определите функции взаимодействия педагога с детьми в процессе познавательного развития
1. Побуждающая функция – ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Стимулирующая функция – __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Аппелирующая функция – ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Организующая функция – ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Направляющая функция – ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Активизирующая функция – __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Сформулируйте основные требования к профессиональной компетентности педагога в сфере познавательного развития дошкольников
Список литературы
1. Башаева, Т.В. Готовим ребёнка к школе. Развиваем познавательные способности / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 165 с.
2. Вакуленко Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 192 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер и др. – М.: Педагогика, 1986. – 244 с.
4. Гончарова, К. К вопросу о познавательном интересе дошкольников / К. Гончарова // Феномен дошкольного детства: материалы I Всероссийской студенческой олимпиады по дошкольной педагогике и психологии (27 апреля 2010г.). – Челябинск: Издательство Челябинского Государственного педагогического университета, 2015. – 152 с.
5. Гудкова, Е.С. Познавательный интерес в системе общего психического развития дошкольников / Е.С. Гудкова // Дошкольник на современном этапе : материалы региональной студенческой научной конференции (Тольятти, 28 марта – 1 апреля 2011 года). – Тольятти: ТГУ, 2011. – Выпуск IV. – С. 49-53.
6. Дерягина Л.Б. Дошкольникам о науках / Л.Б. Дерягина. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 160 с.
7. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.-2015.-168с.
8. Краснова, С.В. Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей седьмого года жизни (на материале математики) / С.В. Краснова // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научной конференции (Тольятти, 28 марта – 1 апреля 2011 года). – Тольятти: ТГУ, 2011. – Выпуск IV. – С. 72-75.
9. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4 - 7 лет / Е.Е. Крашенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
10. Крашенинников, Е.Е., Холодова, О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. – 2012. – 246 с.
11. Крашенников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет / Е.Е. Крашенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
12. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 18-33.
13. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста / О.Э. Литвинова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 256 с.
14. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 133 с.
15. Лосева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 133 с.
16. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 26-29.
17. Матуняк, Н.А. К вопросу формирования интереса у старших дошкольников в процессе познания социальной действительности / Н.А. Матуняк, О.В. Дыбина: сб. Актуальные проблемы дошкольного образования / сост. И.В. Груздова, И.В. Руденко, О.А. Еник. – Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2015. – С. 28-31.
18. Матуняк, Н.А. Развитие познавательной активности детей раннего и старшего дошкольного возраста / Н.А. Матуняк // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – 2009. – выпуск 7. – С. 131-140.
19. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2015. – 208 с.
20. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
21. Михеева, Е.В., Сытенко, Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры / Е.В. Михеева, Е.К. Сытенко // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 60-67.
22. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие / З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 304 с.
23. Поддьяков, А.Н. Исследовательская активность ребенка / А.Н. Поддьяков // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2004. – № 2. – С. 10-20.
24. Рыжова, Л.В.Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Конспекты занятий. – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160с.
25. Сучкова И.М., Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.
26. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.
27. Трясорукова, Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 147 с.
28. Формирование мотивации к познанию и обучению в системе «детский сад-школа». Сборник методических материалов / под ред. Гирба Е.Ю. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 152 с.
29. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 238 с.
30. Щукина, Г.И. Активность познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
31. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 173 с.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Оренбург, 2017
Настоящая рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплекс, предназначенный для освоения модульной программы курсов профессиональной переподготовки работников системы дошкольного образования, специализирующихся в области дошкольного образования.
Представленные материалы носят практико-ориентированный характер, направлены на деятельностное освоение теоретических основ познавательного развития детей, формирование познавательных интересов, познавательной активности, поддержки познавательной инициативы. Рабочая тетрадь с одинаковым успехом может быть использована как для проведения курсов, так и для самостоятельной работы.
Рабочая тетрадь адресована педагогам ДОО, слушателям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам предшкольного образования, заинтересованным родителям и всем тем, кто стремится вырастить ребенка активным и творческим и способствовать интеллектуальному развитию детей.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделяется образовательная область «Познавательное развитие».
«Познавательное развитие детей предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [ФГОС ДО].
В рабочей тетради затрагиваются:
· теоретические основы познавательного развития детей;
· психолого-педагогические аспекты познавательного развития дошкольников;
· содержание познавательного развития детей в условиях ДОУ и семьи;
· психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей;
· функции педагогов дошкольного учреждения в сфере познавательного развития детей.
Работа в данной тетради направлена на осознание обновленного содержания образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие», на формирование умения анализировать, проектировать и осуществлять процесс познавательного развития, сохранения и укрепления познавательной инициативы детей с учетом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
ТЕМА I.