Познавательное развитие детей дошкольного возраста

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Оренбург, 2017

Настоящая рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплекс, предназначенный для освоения модульной программы курсов профессиональной переподготовки работников системы дошкольного образования, специализирующихся в области дошкольного образования.

Представленные материалы носят практико-ориентированный характер, направлены на деятельностное освоение теоретических основ познавательного развития детей, формирование познавательных интересов, познавательной активности, поддержки познавательной инициативы. Рабочая тетрадь с одинаковым успехом может быть использована как для проведения курсов, так и для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь адресована педагогам ДОО, слушателям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам предшкольного образования, заинтересованным родителям и всем тем, кто стремится вырастить ребенка активным и творческим и способствовать интеллектуальному развитию детей.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделяется образовательная область «Познавательное развитие».

«Познавательное развитие детей предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [ФГОС ДО].

В рабочей тетради затрагиваются:

· теоретические основы познавательного развития детей;

· психолого-педагогические аспекты познавательного развития дошкольников;

· содержание познавательного развития детей в условиях ДОУ и семьи;

· психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей;

· функции педагогов дошкольного учреждения в сфере познавательного развития детей.

Работа в данной тетради направлена на осознание обновленного содержания образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие», на формирование умения анализировать, проектировать и осуществлять процесс познавательного развития, сохранения и укрепления познавательной инициативы детей с учетом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

ТЕМА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Задание 1. Дайте определения следующим понятиям:
«Познавательный интерес»  
«Познавательные умения»  
«Познавательные действия»  
«Познавательная инициатива»  
«Познавательная активность»  
«Познавательное развитие»  

Задание 2. Определите цель и задачи познавательного развития дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО)

познавательное развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

Задание 3. Раскройте особенности развития познавательного интереса у дошкольников

1. Взаимосвязь интереса и мышления заключается в том, что ______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Особенностями феномена «познавательный интерес» являются:

а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Формы познавательного интереса:

а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)_________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)_________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Правила формирования познавательного интереса:

а)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каналы формирования познавательного интереса:

а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Уровни развития познавательного интереса:

а)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Критерии развития познавательного интереса в дошкольном возрасте:

Составляющие познавательного интереса Показатели проявлений Стадии развития проявлений
Интеллектуальная      
   
   
Эмоционально-волевая    
   
   
Процессуальная      
   
   

ТЕМА II.

Задание 1. Заполните модель компонентов познавательного развития детей дошкольного возраста

познавательное развитие детей дошкольного возраста - student2.ru


Задание 2. Соотнесите понятия. Сформулируйте ожидаемый результат познавательного развития в соответствии с ФГОС ДО
«Познавательная инициатива»   процесс создания нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.  
«Познавательная саморегуляция»   желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, осваивать иные области деятельности.  
«Познавательное творчество»   это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной области деятельности.  
«Познавательная компетентность»   умение произвольно управлять собственной познавательной деятельностью, целенаправленно строить процесс самообучения.  

Задание 3. Компоненты и показатели познавательного развития дошкольников

Компоненты Показатели
1 Мыслительные операции 1.1. Анализ  
1.2. Синтез  
1.3. Сравнение  
1.4. Классификация  
1.5. Обобщение  
1.6. Абстрагирование  
1.7. Умозаключение  
2. Решение элементарных познавательных задач  
3. (Наглядное) моделирование  
4. Оперативная память  
5. Вербальная гибкость  
6. Гибкость мыслительных действий  
7. Система когнитивных параметров 7.1. Целеполагание  
7.2. Интроспекция (интеллектуальная рефлексия)    
8. Креативность (творческие способности)  
9. Логические операции  

ТЕМА III.

СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

Задание 1. Типология мероприятий, развивающих познавательную сферу дошкольников

1. Персональные – ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выборочные – ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Параллельные – ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Активно-ролевые – __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Командно-игровые – ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Комбинированные – _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Представьте формы, способы, методы и приемы познавательного развития дошкольников

Формы Способы Методы Приемы
       

Задание 3. Составьте аннотированный каталог статей из современных журналов по заявленной проблематике (5 статей).

Статья 1.

ТЕМА IV.

Задание 2. Обоснуйте принципы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей

· признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка;

· приоритет интересов, возможностей и способностей сопровождаемого;

· приоритет личностного развития сопровождаемого;

· определение индивидуальной развивающей траектории;

· педагогическое партнерство;

· единство отношения к ребенку со стороны всех участников сопровождения, постоянный информационный обмен между ними;

· мультидисциплинарность сопровождения (комплексный подход);

· системность и непрерывность сопровождения;

· рекомендательный характер советов сопровождающего.

Задание 3. Определите условия и пути эффективного познавательного развития детей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА V.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СФЕРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Задание 1. Охарактеризуйте компоненты профессиональной компетентности педагога в сфере познавательного развития дошкольников
Ценностно-мотивационная составляющая   осознание педагогом теоретических основ, позволяющих свободно ориентироваться в вопросах познавательного развития детей; овладение основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области познавательного развития
Концептуально-теоретическая (содержательная) составляющая   наличие рефлексивной культуры, рефлексия (осмысление) собственной педагогической деятельности
Научно-методическая (интегративная) составляющая   определение круга норм, социальных процессов и ценностных установок психолого-педагогической работы в сфере познавательного развития детей, свободное и самостоятельное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с собственно выстроенной психолого-педагогической стратегией
Рефлексивно-оценочная составляющая   способность сочетать теорию, практику, методологические и методические составляющие при решении проблем познавательного развития дошкольников, способность связывать специфическое, уникальное
Проективно-технологическая составляющая   умение эффективно использовать средства межличностной коммуникации, адекватных способов обращения с детьми и другими субъектами образования, культура речи
Операционально-деятельностная (инструментальная) составляющая   понимание социальной, культурной и организационной среды, в которой осуществляется процесс развития познавательной сферы дошкольников
Эмоционально-коммуникативная составляющая   создание соответствующих прогнозированию операциональных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать результаты познавательного развития детей
Контекстуальная составляющая   постоянное стремление к обладанию, обновлению и использованию в конкретных условиях такими базовыми общепедагогическими умениями, как: гностические, аналитико-диагностические, конструктивные; креативные; оценочные; информационные, организаторские, когнитивные (познавательные)

Задание 2. Определите функции взаимодействия педагога с детьми в процессе познавательного развития

1. Побуждающая функция – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Стимулирующая функция – __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Аппелирующая функция – ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Организующая функция – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Направляющая функция – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Активизирующая функция – __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Сформулируйте основные требования к профессиональной компетентности педагога в сфере познавательного развития дошкольников

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Башаева, Т.В. Готовим ребёнка к школе. Развиваем познавательные способности / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 165 с.

2. Вакуленко Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 192 с.

3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер и др. – М.: Педагогика, 1986. – 244 с.

4. Гончарова, К. К вопросу о познавательном интересе дошкольников / К. Гончарова // Феномен дошкольного детства: материалы I Всероссийской студенческой олимпиады по дошкольной педагогике и психологии (27 апреля 2010г.). – Челябинск: Издательство Челябинского Государственного педагогического университета, 2015. – 152 с.

5. Гудкова, Е.С. Познавательный интерес в системе общего психического развития дошкольников / Е.С. Гудкова // Дошкольник на современном этапе : материалы региональной студенческой научной конференции (Тольятти, 28 марта – 1 апреля 2011 года). – Тольятти: ТГУ, 2011. – Выпуск IV. – С. 49-53.

6. Дерягина Л.Б. Дошкольникам о науках / Л.Б. Дерягина. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 160 с.

7. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.-2015.-168с.

8. Краснова, С.В. Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей седьмого года жизни (на материале математики) / С.В. Краснова // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научной конференции (Тольятти, 28 марта – 1 апреля 2011 года). – Тольятти: ТГУ, 2011. – Выпуск IV. – С. 72-75.

9. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4 - 7 лет / Е.Е. Крашенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.

10. Крашенинников, Е.Е., Холодова, О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. – 2012. – 246 с.

11. Крашенников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет / Е.Е. Крашенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.

12. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 18-33.

13. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста / О.Э. Литвинова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 256 с.

14. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 133 с.

15. Лосева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 133 с.

16. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 26-29.

17. Матуняк, Н.А. К вопросу формирования интереса у старших дошкольников в процессе познания социальной действительности / Н.А. Матуняк, О.В. Дыбина: сб. Актуальные проблемы дошкольного образования / сост. И.В. Груздова, И.В. Руденко, О.А. Еник. – Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2015. – С. 28-31.

18. Матуняк, Н.А. Развитие познавательной активности детей раннего и старшего дошкольного возраста / Н.А. Матуняк // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – 2009. – выпуск 7. – С. 131-140.

19. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2015. – 208 с.

20. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.

21. Михеева, Е.В., Сытенко, Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры / Е.В. Михеева, Е.К. Сытенко // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 60-67.

22. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие / З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 304 с.

23. Поддьяков, А.Н. Исследовательская активность ребенка / А.Н. Поддьяков // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2004. – № 2. – С. 10-20.

24. Рыжова, Л.В.Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Конспекты занятий. – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160с.

25. Сучкова И.М., Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.

26. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.

27. Трясорукова, Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 147 с.

28. Формирование мотивации к познанию и обучению в системе «детский сад-школа». Сборник методических материалов / под ред. Гирба Е.Ю. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 152 с.

29. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 238 с.

30. Щукина, Г.И. Активность познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

31. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 173 с.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Оренбург, 2017

Настоящая рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплекс, предназначенный для освоения модульной программы курсов профессиональной переподготовки работников системы дошкольного образования, специализирующихся в области дошкольного образования.

Представленные материалы носят практико-ориентированный характер, направлены на деятельностное освоение теоретических основ познавательного развития детей, формирование познавательных интересов, познавательной активности, поддержки познавательной инициативы. Рабочая тетрадь с одинаковым успехом может быть использована как для проведения курсов, так и для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь адресована педагогам ДОО, слушателям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам предшкольного образования, заинтересованным родителям и всем тем, кто стремится вырастить ребенка активным и творческим и способствовать интеллектуальному развитию детей.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделяется образовательная область «Познавательное развитие».

«Познавательное развитие детей предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [ФГОС ДО].

В рабочей тетради затрагиваются:

· теоретические основы познавательного развития детей;

· психолого-педагогические аспекты познавательного развития дошкольников;

· содержание познавательного развития детей в условиях ДОУ и семьи;

· психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей;

· функции педагогов дошкольного учреждения в сфере познавательного развития детей.

Работа в данной тетради направлена на осознание обновленного содержания образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие», на формирование умения анализировать, проектировать и осуществлять процесс познавательного развития, сохранения и укрепления познавательной инициативы детей с учетом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

ТЕМА I.

Наши рекомендации