Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики.
Системный подход – направление философии и методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Системный поход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратеги их изучения .
Системный подход воплощает в себе идею всеобщей связи явлений, взаимодействия и взаимовлияния различных процессов. В центре внимания системного исследования — объект-система как некоторая целостность, общие для всей системы закономерности функционирования и развития, которые оказывают определяющее влияние на деятельность входящих в нее элементов . Исследование системы предполагает выявление механизма функционирования и развития системы в целом, закономерностей ее жизнедеятельности.
Исторически системный поход приходит на смену распространенным в ХVІІ – ХІХ веках концепциям механицизма и по своим задачам противостоит им. Исходя из этого подхода основное внимание уделяется рассмотрению разнообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его отношениях с внешним окружением, средой [8, л. 71]. Системный подход отказывается от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования и основной акцент делает на анализе целостных интегративных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры.
Выделение в системе различных аспектов носит условный характер и служит лишь углубленному изучению как самой системы, так и природы ее взаимодействия с составляющими ее элементами. На деле система представляет собой единый и неразрывный процесс движения винтегративной совокупности всех своих аспектов и элементов.
Классификация систем.
Теоретические
Формализация: аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислении, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в юм числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств);
статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы: (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков)
Логико-интуитивные
Экспертные «Мозговой штурм» (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез Классификация и типология Научное обсуждение и научная полемика.
Эмпирические
Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) Сравнение Измерение (социологическое, техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы) Изучение документации и информационных материалов.
Комплексно-комбинированные
Абстрагирование. Анализ и синтез ,Дедукция и индукция ,Декомпозиция и композиция. Корреляционный, Факторный ,Динамический Ретроспективный, Квалиметрический ,Индексный, ФСА, Системный анализ, Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.) Факторный анализ. Социологический. Прогностический анализ Диагностический анализ Детальный анализ Глобальный анализ Экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод.
23. Понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании.
Моделирование – один из наиболее распространенных способов исследования свойств и поведения объектов, процессов явлений путем применения вспомогательной системы – модели, которая находится в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом .
Модель осознается нами в практической деятельности как нечто универсальное и реализуемое различными способами (предметно, в виде описаний, интуитивно). Известно много определений модели. Само определение объекта – это модель, знания – это тоже модель, цель также является моделью желаемого состояния, алгоритм функционирования системы представляет собой модель системы в динамике и т.д.
Таким образом, модели – это специальные (вспомогательные) системы, отображающие исследуемые объекты в определенном целевом соответствии.Процесс построения и исследования (изучения) моделей называется моделированием. Модели позволяют сформировать упрощенное представление о системе и получить результаты намного быстрее, чем при изучении реального объекта. Более того, гипотетические модели объекта могут быть исследованы и изучены еще до его создания.
Главная особенность моделирования заключается в том, что это метод опосредованного познания свойств и поведения системы с помощью объектов-заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и реальным объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.
При моделировании важно учитывать взаимосвязь и роль всех «участников» этого процесса. Такими участниками являются:
- субъект – исследователь, инициатор (заказчик) моделирования и/или пользователь его результатов;
- объект (оригинал) – реальный или гипотетический объект исследования;
- модель – отображение объекта, посредством которого осуществляется взаимосвязь исследователя и объекта;
- среда, в которой находятся и с которой взаимодействуют все «участники» моделирования.
Основными факторами, определяющими роль и степень «участия» в моделировании, являются:
- для объекта: проблема, цели и задачи, условия и предполагаемые варианты решения, ограничения;
- для субъекта: уровень знаний об объекте и предмете исследования, степень владения методами и средствами моделирования, ресурсы моделирования (временные, финансовые, кадровые, технические и др.);