Психогеометрический тест – Кто вы?
КВАДРАТ. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадраты высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
ПРЯМОУГОЛЬНИК.Временная форма личности, которую могут «носить»
остальные фигуры в определенные периоды жизни. Это люди не удовлетворенные тем образом жизни, который ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
ТРЕУГОЛЬНИК. Это фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят перед собой ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить настоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть первым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, постоянно быть правым и управлять делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
КРУГ. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой
чувствительностью, развитой эмпатией–способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у круга возникает с кем-то конфликт, наиболее
вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в
противоположных точках зрения.
ЗИГЗАГ. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.
4. Конструктивный рисунок человека
Интерпретация результатов выполнения этого теста осуществляется в ориентации на формулы, составленные для каждой нарисованной фигурки человека. Формула (трехзначное число, например, 325) составляется по такому принципу. Первая цифра – количество треугольников в фигуре (в нашем случае - 3), вторая – количество кружков – в рассматриваемом случае – 2, и третья цифра – количество квадратов (в нашем случае – 5).
По формуле фигурки человека определяется тип личности и склонность человека к ответствующей сфере деятельности, предполагаемые способности.
1 тип – руководитель (формулы: 703, 712, 721, 730, 802, 811, 820, 901,
910, и 10 0 0) - склонности к лидерству, к руководству другими людьми, эти черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не проявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем ситуациям.
1а тип – руководитель словом (формулы: 604, 613, 622, 631, 640) – учитель, воспитатель, педагог.
2 тип – «ответственный исполнитель» (формулы: 505, 514, 523, 532, 541, 550) обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
3 тип - «беспокойно-тревожный» (формулы 406, 415, 424, 433, 442, 451,
460)– характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям этого типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь, обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. 415– «поэтический тип», который обладает поэтической одаренностью; 424 –
подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать», они
отличаются особой тщательностью в работе.
4 тип – «ученый» (формулы: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370). Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью на все разрабатывать свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Подтип 316характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 – подтип,характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликации и т.д.
5 тип – интуитивный(формулы: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280). Люди этого типа характеризуются высокой чувствительностью нервной системы. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы. Подтип 217 –обладает способностью к изобретательской деятельности, 226– большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижения для себя. 235– часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии, 244 – обладает способностью литературного творчества.
6 тип –«изобретатель, конструктор, художник» (формулы: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046). Часто встречается среди людей с «технической жилкой». Эти люди обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интроверты, так же как интуитивный тип живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией, 118– тип с наиболее выраженными
конструктивными возможностями, способностью к изобретениям.
7 тип – «эмотивный» – эмоциональный, сочувствующий, сопереживающий по отношению к другим людям (формулы: 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073,
082, 091), тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут быть надолго «выбитыми из колеи», быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сочувствие и сопереживание, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затрудни-
тельной реализация их собственных способностей.
Введение
Глава 1. Качество подготовки специалистов. Условия,
обеспечивающие повышение качества………………………………………...5
1.1. Качество обучения, качество подготовки специалистов в вузе… ………………..5
1.1.1. Концепция повышения качества подготовки специалистов…………………….7
1.1.2. Структура качества подготовки специалистов в вузе…..……………………… 12
1.1.3. Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе…………….22
1.1.4. Оценка качества подготовки специалистов с позиций
компетентностного подхода………………………………………………………24
1.1.5. Условия, обеспечивающие повышение качества
подготовки специалистов в техническом вузе…………………………………..24
1.1.6. Образовательная среда развития творческого потенциала личности………….44
Вопросы…………………………………………………………………………………..48
Глава 2. Психологические основы технологий обучения……………………………..50
2.1. Структура личности и теории ее развития…………………………………………50
2.2. Учебная деятельность, ее структура, условия
активизации, эффективности и успешности.. ……………………………………..52
2.3. Анализ психологических концепций обучения……………………………………67
Вопросы…………………………………………………………………………………. .76
Глава 3. Технологии психолого-педагогического исследования……………………..79
3.1. Диагностика склонностей личности к инженерно-
технической и инженерно-гуманитарной деятельности…………………………...82
3.2. Диагностика индивидуально-психологических
особенностей студентов……………………………………………………………..93
Вопросы………………………………………………………………………………... 101
Глава 4. Технологии психолого-педагогического проектирования…………………103
4.1. Технология проектирования учебного процесса………………………………….104
4.2. Технология проектирования учебного предмета………………………………....105
4.3. Технология конструирования учебной информации……………………………..109
4.4. Конструирование учебной информации в форме
структурно-логических схем (СЛС) ……………………………………………....112
4.5. Конструирование учебника, компьютерных
обучающих программ……………………………………………………………..128
Вопросы………………………………………………………………………………..131