Психогеометрический тест

Практическое занятие №1

Цель: ознакомиться с возможностями психологической науки и областью ее применения в профессиональной сфере.

Тест "Кто я есть в этом мире?" иллюстрирует метод тестов:

Перед вами 10 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и в конце каждой линии. Сосредоточьтесь, пожалуйста, и представьте, что на каждой из этих линий вы располагаете всех людей, живущих сейчас на земле. Люди, конечно, разные. Среди них есть больные и здоровые, робкие и смелые, умные и глупые, словом, обладающие множеством разных особенностей. Представленные вам линии условно изображают 10 наиболее важных черт - характеристик личности.

ЗДОРОВЬЕ самые больные самые здоровые

УМ самые глупые самые умные

ДОБРОТА самые недобрые самые добрые

ЧЕСТНОСТЬ самые лживые самые правдивые

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ самые необщительные самые общительные

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ самые беспринципные самые принципиальные

ИСКРЕННОСТЬ самые неискренние самые искренние

СМЕЛОСТЬ самые робкие самые смелые

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ самые непривлекательные самые привлекательные

СЧАСТЬЕ__ самые несчастные самые счастливые

Индексы слева на каждой линии обозначают самые низкие оцен­ки конкретного качества или свойства личности, индексы справа — самые высокие. Оцените себя по предложенным характеристикам.

Оценка результатов теста

Закончив самооценку по каждому из 10 качеств, соедините образо­вавшиеся точки или крестики прямыми линиями, построив график, или профиль самооценки. Этот профиль можно оценить в баллах. Для этого каждую горизонтальную прямую линию надо поделить на шесть равных частей. Полученным отрезкам присвоить баллы от 1 до 6. Соб­ственную отметку на каждой линии оцените в зависимости от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заклю­чение подсчитайте общую сумму выбранных вами баллов.

В зависимости от полученной суммы самооценка собственной личности может быть: адекватной (наиболее соответствующей дей­ствительности) (40- 50 баллов); с тенденцией к завышению (46 — 55 баллов); с тенденцией к занижению (34 - 21 балл), явно завы­шенной (56 — 60 баллов), явно заниженной (20-10 баллов).

Интерпретация полученных результатов теста

У здоровых физически и психически людей обнаруживаются тенденции к составлению графика-профиля личности несколько правее середины, т.е. с тенденцией к завышению своей самооцен­ки, и это признается оптимальным. Явно завышенные и заниженные самооценки могут быть следствием разных причин и не должны пугать человека. Дело не в том, что люди, имеющие такие завышения или занижения в самооценке, срочно нуждаются в психологической специ­альной помощи.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, о своих воз­можностях, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такой человек идет нередко на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него высокой самооценки, своих дел, поступков. Любой неуспех ему кажется следствием чьих-то коз­ней, неблагоприятного отношения, в крайнем случае, стечением обстоятельств. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей, неправильного поведе­ния.

Явно заниженную самооценку необходимо рассматривать как не­уверенность личности в себе, отсутствие дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач и слишком критичны к себе.

Самооценка — это совсем не простое дело. Она прямо связана с самоуправлением личности. Самооценка является тем эталоном, кото­рый позволяет сравнивать свое прошлое и настоящее, судить о своем будущем (см. Новиков В.В., Забродин Ю,М. Психологическое управ­ление производственной организацией. М., 1991. С. 194-197).

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

психогеометрический тест - student2.ru

Инструкция. Посмотрите на пять фигур, изображенных на предыдущей странице. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это я! Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Это ни к чему не приведет. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением. Запишите ее название под № 1 (надеемся, что названия фигур вам известны, возможно, за исключением одной; называйте ее условно «Зигзагом»). Теперь, проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите из названия под соответствующими номерами. И, пожалуйста, постарайтесь опять обойтись без долгих раздумий! Если вам будет трудно, то лучше воспользуйтесь следующей стратегией: представьте себе, что вам опять нужно найти себя, но уже среди четырех (а затем — трех, двух) фигур. Ведь с самого начала мы вам могли предложить не пять, а четыре или, скажем, три фигуры. Последняя оставшаяся фигура, название которой вы запишите под № 5, будет явно не вашей формой, т. е. той формой, которая подходит вам менее всего. Поздравляем вас! Первый, самый трудный этап работы закончен. Перед вами упорядоченный ряд геометрических форм, в которых отлиты ваши субъективные пристрастия. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Именно она дает возможность определить ваши основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. И если некоторые характеристики фигуры, стоящей на втором месте, Вы, вероятно, сможете обнаружить в своем поведении, то фигура, занимающая последнее, пятое место, дает о себе знать, когда вы явно не в себе (и, очевидно, себе не нравитесь). Более важно для вас другое значение последней фигуры — она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности (которые, мы не сомневаемся, вы успешно преодолеете с помощью психогеометрии!).

Наши рекомендации