Технологии контроля уровня развития
общего и технического интеллекта студентов
Для оценки уровня развития интеллектуальных способностей студентов на различных этапах их обучения в вузе могут быть применены:
· Школьный тест умственного развития «ШТУР» ( М.К. Акимова,
Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова /1987/);
· шкалы общеинтеллектуальных умений, разработанные Н.В. Кузьминой;
· тесты интеллекта Г. Айзенка, Р. Амтхауэра, Д. Векслера;
· тесты творческих способностей Е. Торренса;
· методика Д. Фланагана для измерения общих и специальных технических способностей инженеров ( адаптирована и стандартизирована В.А. Чикер);
· комплексный интеллектуальный тест, разработанный в НИИКСИ при СПбГУ.
Остановимся несколько более подробно на каждой из перечисленых методик и отметим целесообразность их применения на тех или иных этапах обучения студентов в вузе.
1. Школьный тест умственного развития «ШТУР» наиболее целесообразно применять для оценки развития общего интеллекта первокурсников, чтобы им самим и преподавателям иметь представление об уровне обученности поступивших в вуз, в частности об их осведомленности в различных областях естественно-научных и гуманитарных знаний, умениях находить аналогии, классифицировать, обобщать, логически мыслить. Кроме того, необходимо у первокурсников определить уровень развития образного мышления, применив, например, соответствующий субтест теста Амтхауэра, и уровень развития пространственного мышления по тесту «ломаная линия». Желательно у первокурсников определить стили мышления (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист), чтобы в процессе обучения развивать те стили (стиль) мышления, которые особенно необходимы в будущей профессиональной деятельности, используя при этом тест А.А. Алексеева /5/. Таким образом, может быть установлен исходный уровень развития интеллектуальных способностей студентов, дальнейшее развитие которого является важнейшей задачей каждого преподавателя, вузовской психологии и педагогики в целом.
2. Шкалы общеинтеллектуальных умений подразделяются на шкалы: гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских умений. Каждый компонент этих шкал может быть определен как самим студентом, так и преподавателем или психологом по пятибалльной шкале: 5 – качество ярко выражено, 4 – имеет место, 3 – сформировано на среднем уровне, 2 – ниже среднего уровня, 1 – в минимальной степени.
Шкалы общеинтеллектуальных умений могут применяться на протяжении всего периода подготовки специалиста в вузе и для оценивания развития гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских способностей в том или ином семестре или учебном году.
Значение шкал интеллектуальных умений, по нашему мнению, в том, что для студентов они являются программой развития их познавательной деятельности, программой самообразования и саморазвития. Для преподавателей они служат основой для составления заданий-задач, решая которые студенты развивают свои гностические, проектировочные и другие способности, необходимые как в процессе обучения в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности.
3. Уровень развития общего интеллекта у студентов, по нашему мнению,
целесообразно оценивать в конце каждого учебного года, применяя на первом и втором курсах – тест Амтхауэра, на третьем и четвертом курсах – тест Д. Векслера и комплексный интеллектуальный тест НИИКСИ, на четвертом -пятом курсах – тест Д. Фланагана и тест Е. Торренса.
В связи с тем, что на третьем курсе в основном заканчивается общенаучная и общетехническая подготовка студентов. Ее уровень целесообразно оценить по комплексному интеллектуальному тесту НИИКСИ, который позволяет по результатам решения двадцати задач определить:
1. логичность мышления – способность устанавливать связи по формальному признаку.
2. способность к анализу и синтезу – способность из множества связей выделить существенные для данного явления, определить структуру задачи и затем представить процесс решения в целом, предвидеть конечный результат.
3. критичность мышления – способность посмотреть на полученный результат с разных точек зрения, объективно оценить его.
4. абстрактное мышление – способность переходить от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям.
5. способность к творчеству – способность найти большое количество различных решений одной и той же задачи.
6. умение разбираться в принципах работы технических устройств.
Значение комплексного интеллектуального теста НИИКСИ в том, что он
позволяет за минимальное время определить не только уровень различных компонентов мышления и способность к творчеству, но и умение разбираться в принципах работы различных технических устройств, т.е. судить о развитии некоторых технических способностей.
Тест Д Фланагана включает 13 субтестов: «наблюдательность», «механика», «таблицы», «умозаключение», «словарь», «умозаключение и суждение», «детали», «планирование», «математика», «изобретательность», «шкалы», «грамматика и правописание». По этому тесту, таким образом, может быть оценен уровень интеллектуальных, технических и других способностей, необходимых будущему инженеру.