Анализ влияния структурно-логических схем на восприятие и переработку информации
Как было отмечено в 2.2.5, на эффективность и успешность познавательной деятельности студентов оказывают влияние такие индивидуально-психологические особенности личности, как функциональная симметрия-асимметрия полушарий головного мозга, когнитивные стили. Проанализируем, как влияет представление информации в виде структурно-логических схем на восприятие и переработку информации студентами в зависимости от этих индивидуальных особенностей.
Различие в восприятии информации у студентов с преобладанием правополушарных функций – синтетиков и теми, у кого более выражены левополушарные функции – аналитиков проявляется в том, что первые воспринимают информацию в целом, одномоментно, а вторые (в большей степени) выделяют элементы этого целого. Поэтому для одних более целесообразен дедуктивный способ подачи информации, а для других – индуктивный. Представление учебной информации в виде структурно-логических схем, на которых материал обобщен и структурирован по логическому принципу, оказывается наиболее соответствующим особенностям восприятия личностей художественного или художественно-мыслительного типа, т.е. при преобладании правополушарной или право-левополушарной симметрии – асимметрии головного мозга. Но и тем, у кого более выражены левополушарные функции – мыслителям, мыслительно-художественным типам СЛС помогают по деталям, элементам, блокам понять и увидеть целое.
Наблюдения и анализ показывают, что доминирование тех или иных
полушарных функций не оказывает существенного влияния на восприятие информации, представленной на СЛС. Это объясняется, очевидно, тем, что схемы помогают «правополушарным», увидев целое затем, анализировать его детали, а «левополушарным», опираясь на детали, увидеть целое. При этом те и другие под руководством педагога или самостоятельно видят и осознают связи между отдельными вопросами той или иной темы курса, а также связи между темами и разделами изучаемой дисциплины.
Что касается задач-заданий, необходимых для осмысления и освоения представленной на СЛС информации, то их следует составлять так, чтобы «синтетики» в большей степени проводили анализ учебного материала и находили возможности его применения при решении различных практических задач, связанных с профессиональной деятельностью, а «аналитики» – синтезировали отдельные блоки информации, делали обобщающие выводы, синтезировали знания.
2. Естественно, что представленная на СЛС информация легче воспринимается и осваивается обладателями «поленезависимого» когнитивного стиля, но и «полезависимым» оно оказывается доступной, т.к. на схеме выделены отдельные блоки и раскрыты связи между ними. «Полезависимым» для развития «поленезависимости» преподаватель может предлагать специальные задания по выделению отдельных элементов целого, установлению взаимосвязи между этими элементами.
3. Наблюдениями, анализом установлено, что СЛС помогают представителям «рефлексивного» познавательного стиля быстрее осмыслить изображенную на них информацию. «Импульсивным» же целесообразно эту информацию «озвучить» – вербализовать, что с одной стороны «снижает» уровень импульсивности, а с другой – способствует лучшему осмыслению учебной информации.
4. Большой объем информации, структурированной и одномоментно
представленной на СЛС, способствует, с нашей точки зрения, развитию когнитивного стиля «высокая – низкая дифференциация». Связано это с тем, что на большом объеме наглядно представленной информации удобнее устанавливать различия, проводить сравнения, находить общие и отличительные признаки тех или иных объектов, явлений.
Отмеченное выше и приведенное в 4.4.1. обоснование того, что СЛС оказывают активизирующее воздействие на аналитические познавательные процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения позволяет предположить, что структурно-логические схемы могут способствовать формированию и развитию таких интегральных психических познавательных процессов, как целеполагание, программирование, прогнозирование, антиципация и др. Объяснить это можно тем, что при применении СЛС наглядно раскрываются связи между различными вопросами темы, между темами и разделами изучаемой дисциплины в целом, что, в свою очередь, может способствовать развитию и вышеназванных интегральных познавательных процессов. Однако, это требует более глубоких теоретических и экспериментальных исследований, но тем не менее, наблюдения автора подтверждают достоверность сделанного предположения о том, что СЛС способствуют формированию интегральных познавательных процессов целеполагания, прогнозирования, антиципации и т.д.