Индивидуализации обучения, личностно-ориентированном обучении
При разработке той или иной технологии необходимо принимать во внимание, что «технологии конструирования (проектирования) тем эффективнее, чем в более короткие сроки они позволят учащемуся стать субъектом общения, познания и труда, т.е. включить его механизмы саморазвития, самодвижения к вершинам профессионализма» /51, с. 104/. Именно поэтому в блок гуманитарных дисциплин для всех специальностей технического вуза, особенно технического университета, должна быть включена психология – одна из наук о человеке, его душе, о его психике. Наука, которая помогает человеку лучше познать самого себя с последующим саморазвитием, самообразованием и самореализацией.
Целью технологии проектирования учебного процесса является повышение его эффективности, что, в свою очередь, должно способствовать повышению качества обучения, качества подготовки специалистов в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Одним из непременных условий достижения этих целей является установление междисциплинарных связей при разработке учебных планов и программ. Эти связи целесообразно устанавливать как между дисциплинами различных блоков (для технических вузов, например, блоков общенаучных, общетехнических, профилирующих – специальных дисциплин), так и между дисциплинами одного и того же блока. В связи с этим, преподавателям любых дисциплин при проектировании учебной дисциплины необходимо подчеркивать междисциплинарные связи, помогать студентам устанавливать и прорабатывать эти связи как на теоретическом уровне, так и при решении различных задач, выполнении заданий, курсовых и дипломных работ. Например, при решении задач по математике использовать различные физические понятия, такие как масса, плотность, сила, скорость, время и т.д., а при изучении физики возможно шире использовать математический аппарат, в вузовском курсе математики в разделе «дифференциальные уравнения» студенту было бы целесообразно составлять и интегрировать те дифференциальные уравнения, которые применяются в блоках дисциплин, соответствующих его профессиональной направленности, его специальности.
В целом при проектировании учебного процесса в любой образовательной
системе, в том числе при подготовке специалистов в вузе, значение установления междисциплинарных связей определяется тем, что:
1) формируется система взаимосвязанных знаний;
2) сокращается время на освоение этих знаний;
3) формируется мотивация познавательной деятельности студентов при изучении ими различных дисциплин.
С этой точки зрения, видимо, целесообразно выдавать тему дипломного проекта первокурсникам колледжа или вуза (как это делается в Уфимском авиационном институте), чтобы по мере освоения различных дисциплин ими выполнялся соответствующий раздел (разделы) дипломного проекта. Учебный процесс – сложная динамическая система, а технология его проектирования, естественно, является сложнейшей многокомпонентной структурой. В ней, на наш взгляд, можно выделить три основных блока: учебных планов и программ; организации познавательной и учебной деятельности в целом; контроля за эффективностью и качеством учебного процесса, в том числе, в условиях индивидуализации, личностно-ориентированного обучения. В каждом из блоков имеются более и менее значимые разделы, вопросы. Так, в блоке учебных планов и программ технического вуза наиболее важными являются вопросы составления, проектирования учебных планов и программ не только по какой-либо специальности, но и в соответствии с профессиональной направленностью студентов на инженерно-техническую или инженерно-гуманитарную деятельность: инженера-конструктора, технолога, оператора, инженера-педагога, менеджера, социолога и т.д. Причем, при проектировании учебных планов и программ, в частности, индивидуальных планов обучения, необходимо при единых теоретических основах по каждой из изучаемых дисциплин обеспечить практическое применение теоретических знаний в соответствии с профессиональными склонностями студентов.
Широкое использование междисциплинарных связей позволит студентам прорабатывать теоретические основы той или иной дисциплины, выполняя задания-задачи по смежным дисциплинам в соответствии со своей профессиональной направленностью, тем самым формировать системное профессиональное знание и профессионально важные качества.