Результаты исследования и их анализ
Обработка результатов исследований проводилась на ЭВМ по программе «Статграф» с применением корреляционного, факторного и дискреминантного анализов.
Полученные результаты представлены в таблицах и на графиках. Так, на рис. 3.2. приводятся сопоставления экстраверсии, нейротизма и самооценки для студентов, выбравших ту или иную профессию. При этом самый высокий уровень экстраверсии у «операторов» и «менеджеров», высокий – у «разработчиков», самый низкий – у «экологов».
Наиболее высокий уровень эмоциональной устойчивости-неустойчивости (нейротизма) у технологов, экологов и конструкторов, наиболее низкий – у разработчиков, менеджеров, операторов.
На рис. 3.3. приведены срднестатистические значения различных интеллектуальных способностей преподавателей и студентов, предпочитающих разные профессии. При этом уровень логического мышления самый высокий у преподавателей, технологов и экологов, примерно одинаковый – у операторов, конструкторов и разработчиков, более низкий – у менеджеров и психологов.
Самый высокий уровень образного мышления у преподавателей, операторов, высокий – у психологов и менеджеров, более низкий – у технологов.
Коэффициент общего интеллекта самый высокий у преподавателей, высокий – у психологов и разработчиков, достаточно высокий – у конструкторов, самый низкий у технологов.
Необходимо обратить внимание не то, что у технологов, обладающих самым высоким (среди студентов) уровнем развития логического мышления и самым низким уровнем образного мышления и наиболее низкий уровень
развития общего интеллекта. Наоборот, у психологов при самом низком уровне
Рис. 3.2. Уровень выраженности экстраверсии, эмоциональности и самооценки у лиц со склонностью к разным сферам профессиональной деятельности
развития логического мышления и высоком образном – высокий уровень
развития общего интеллекта. Это свидетельствует о необходимости развития в
учебном процессе любой образовательной системы как логического, так и
образного мышления, что будет способствовать развитию пространственного
мышления – синтеза логического и образного – способности личности
устанавливать многомерные связи между элементами разных систем и внутри
этих систем, способности прогнозирования и антиципации–предвосхищения.
Уровень выраженности различных типов личности по тесту Д. Голланда у студентов, предпочитающих различные профессии, представлены на рис. 3.4. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что практический тип личности у «операторов», «технологов» и преподавателей (технического вуза) преобладает по сравнению с другими группами, а реже всего он встречается у студентов, которые хотели бы стать психологами, социологами или преподавателями. Это вполне закономерно, так как представители этих (последних) профессий имеют склонность работать в сфере «человек–человек» и имеют менее выраженные склонности заниматься техникой.
Интеллектуальный тип личности преобладает у преподавателей и «технологов» и менее всего характерен для «операторов», «экологов» и «менеджеров». Видимо, доминирование левого полушария и соответственно мыслительного типа личности у преподавателей и технологов определяет их склонности заниматься интеллектуальной деятельностью, а преобладание «правополушарных» среди экологов и операторов определяет их склонности к другим видам деятельности, у одних к деятельности в сфере «человек – природа», у других к сфере «человек – знаковая система, человек – техника.
Вполне закономерно, что к социальному типу личности более всего тяготеют «психологи», реже всего этот тип встречается у студентов, предпочитающих профессию технологов.
Конвенциональный тип личности характерен более всего для «технологов» и, как показали более поздние исследования, для «экономистов» (среди тех и других преобладают студенты с выраженным мыслительным типом) и не выражен у конструкторов, которым чаще свойствен художественно-мыслительный (смешанный тип).
«Менеджеры» (чаще левая или лево-правая асимметрия полушарий головного мозга) более всего тяготеют к предприимчивому типу личности, а менее всего этот тип личности характерен для «психологов», среди которых больше «художников-мыслителей», и для преподавателей технического вуза, у которых обычно доминирует интеллектуальный тип личности.
Как показали исследования, интеллектуальный тип личности, отрицательно коррелирует с предприимчивым типом личности, что и обосновывает отмеченные различия в доминирующих типах личности у
студентов с различной профессиональной направленностью.
Артистический (эстетический) тип личности более всего выражен у
«конструкторов», «операторов», «экологов», «психологов» и преподавателей, а менее всего выражен у «технологов». Объясняется это по всей вероятности, тем, что среди студентов, предпочитающих эти профессии, больше «право-левополушарных» – художественно-мыслительных типов личности, а также сформированной у них (и особенно у преподавателей) направленностью на
эстетические ценности.
. Рис. 3.4. Уровень выраженности типов личности у лиц со