Структура личности и теории ее развития
Прежде чем рассматривать вопрос о развитии личности, необходимо получить представление о ее структуре, что позволит выделить основные направления развития личности в процессе обучения. Разными авторами даны различные определения понятию личность и разработаны ее структурные модели.
По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее удачной является структура личности, обеспечивающая переход от психических процессов к психическим состояниям и от них к психическим свойствам личности. Он подчеркивал, что «структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно:1) субординационному (иерархическому); 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах» /3, с. 162/. Такая субординационная структура личности разработана К.К. Платоновым /87/, она названа им динамической функциональной структурой личности. В этой структуре выделяются четыре подструктуры:
1. социально-обусловленная подструктура, или направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы);
2. опыт – подструктура знаний, навыков, умений, привычек, приобретенных в личном опыте путем обучения;
3. особенности психических процессов – подструктура индивидуальных особенностей отдельных психических процессов: памяти, мышления, ощущений, восприятия, эмоций, воли, чувств;
4. биопсихические свойства – подструктура включает свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности.
При этом каждая из подструктур личности может формироваться за счет соответствующего воздействия: направленность – воспитанием, опыт – обучением, психические процессы – упражнениями, биопсихические свойства – тренировкой.
В соответствии с общим для всего законом взаимодействия, при взаимодействии личности, сознания и деятельности изменяются причинно-следственные связи. По словам К.К. Платонова, личность, проявляясь в деятельности, является ее причиной, но формируясь в деятельности, она ее следствие. Деятельность как проявление личности ее следствие, а как фактор ее формирования – причина. Деятельность, формируя личность, формирует и ее сознание, являясь причиной и его. Но сознание в форме сознательной цели, формирует деятельность /87, с. 143/.
Основное достоинство разработанной Э.А. Голубевой схемы соотношения природного и социального в структуре индивидуальности в том, что она наглядно отражает связи биологических, психодинамических (темперамент) и личностных свойств индивидуальности. На схеме (рис.2.2) представлены связи между характером и способностями, способностями и темпераментом, последним и мотивацией. Из схемы видно, что составляющими темперамента являются активность и эмоциональность, а способности формируются и развиваются за счет активности личности и саморегуляции (воли) /109, с. 11/.
Принимая отмеченное выше и утверждение Н.В. Кузьминой о том, что структура личности должна соответствовать структуре деятельности /52, с. 29/, приходим к выводу, что структура личности К.К. Платонова наиболее соответствует структуре учебной деятельности, разработанной Н.М. Пейсаховым. Действительно, подструктура биопсихических свойств соответствует уровню физиологического обеспечения, подструктура индивидуальных особенностей отдельных процессов – уровню психических состояний и уровню познавательной деятельности, подструктура опыта соответствует уровням познавательной деятельности и поведения, а социально-обусловленная подструктура, или направленность личности, формируется, в большей степени, при общении студента с преподавателями и сокурсниками, т.е. на уровне отношений. Поэтому при разработке психолого-педагогических технологий обучения в любой образовательной системе следует ориентироваться на структуру личности К.К. Платонова и схему Э.А. Голубевой, полагая, что формирование творческой личности-индивидуальности – одна из основных задач любой образовательной системы.
Развитие личности неразрывно связано с развитием ее способностей, основой и задатками которых являются анатомо-физиологические особенности, структура и функции центральной нервной системы, функциональная симметрия–асимметрия полушарий головного мозга, органы чувств.
Взгляд Б.М. Теплова на соотношение способностей и задатков, способностей к деятельности явился основополагающим в концепции способностей, сложившейся в отечественной психологии. Он отмечал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, на основе которых развиваются способности, и писал: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» /1985, с. 15/.
Эти положения явились основой для экспериментального исследования способностей – математических (В.А. Крутецкий), изобразительных (В.М. Кириленко), летных (К.К. Платонов), музыкальных (Б.М. Теплов), мнемических (Э.А. Голубева, С.А. Изюмова, А.А. Смирнов), мыслительных (О.К. Тихомиров, И.С. Якиманская), способностей к антиципации (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), способностей к прогнозированию (Л.А. Регуш), педагогических (Ф.Н.Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов), способностей к самоконтролю (Г.С. Никифоров) и др.
Проведенный выше анализ предложенных разными авторами теорий развития личности позволяет сделать следующие выводы.
1. Развитие психических процессов и функций происходит гетерохронно с возникновением «сензитивных» периодов, когда при меньших энергетических затратах обеспечивается наиболее интенсивное развитие психических функций и личности в целом. Одним из таких периодов является возраст 18–20 лет, т.е. у студентов младших курсов вуза.
2. Структура личности К.К. Платонова и схема соотношения природного и социального Э.А. Голубевой могут служить моделями развития личности, индивидуальности студента в учебном процессе вуза.
3. Для формирования в любой образовательной системе, в частности в техническом вузе, всесторонне развитой и гармоничной личности необходимо применение таких технологий, методов и форм обучения, которые обеспечивали бы развитие психических процессов и свойств личности, в том числе интеллектуальных способностей.
4. Самопознание студентом своих индивидуально-психологических
особенностей, своих сильных и слабых сторон является основой самовоспитания и саморазвития – значимой составляющей общего развития личности, индивидуальности студента, основой формирования психологической готовности его к профессиональной деятельности.