Условия, обеспечивающие повышение качества
обучения и подготовки специалистов
К условиям, которые способствуют повышению качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе, по нашему мнению, относятся: гуманизация образования и его важнейшие аспекты – индивидуализация обучения и гуманитаризация образования; формирование общей и психологической культуры участников образовательного процесса; профессионализм педагогов, как значимый фактор развития и профессионального становления личности специалиста в процессе его подготовки и создание творческой образовательной среды в вузе.
Проанализируем влияние этих условий на успешность учебной деятельности, и следовательно, на повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе.
1.1.5.1. Гуманизация образования и индивидуализация обучения
В последние годы проблеме гуманизации и гуманитаризации образования
уделяется достаточно много внимания на конференциях и в публикациях философов, психологов, педагогов. Так, авторы коллективной публикации /25/, высказывая различные мнения и по-разному раскрывая понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» образования, часто идентифицируя понятия гуманизация и гуманитаризация, единодушны в одном, что гуманитаризация образования должна способствовать формированию общей и психологической культуры студентов технического вуза. Как отмечает А.Ф. Еремеев, один из авторов этой работы, через приобщение к общечеловеческим ценностям будущий специалист приобретает черты глубокой интеллигентности и в то же время он получает естественную базу для чисто профессионального роста: развиваются его воображение, интуиция, формы мышления, творческие способности /25, с. 4/.
Л.В. Макарова справедливо отмечает /25, с. 107/, что говоря об условиях развития личности нельзя обойти вопрос о гуманизации содержания обучения, подразумевающего реализацию модели специалиста на профессиональном и социальном уровнях без перегрузки студентов, без дублирования учебного материала и без пробелов в знаниях студентов.
Нам импонирует мнение А.Н. Шиминой /25, с. 109–110/ о том, что гуманизация образования как практически решаемая проблема встает при переходе от массовизации образования к ее противоположности – установке на воспитание и развитие свободной индивидуальности.
Анализ публикаций по проблеме гуманизации образования, опыт педагога и психолога позволил нам сформировать свой взгляд на эту проблему, что отражено на рис 1.5. Но, прежде чем пояснить содержание этой схемы, дадим определение понятию гуманизация образования.
Гуманизацию образования авторы понимают как обращение к личности, индивидуальности школьника, студента, создание условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей человека, для формирования всесторонне развитой и гармонической личности.
В проблеме гуманизации образования можно выделить два основных аспекта: гуманитаризация образования и индивидуализация обучения. При этом под гуманитаризацией образования понимается, например, не только изучение студентами технических вузов различных гуманитарных дисциплин, но и введение элементов гуманитарных компонентов в учебный процесс по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам. Это предполагает знакомство студентов, изучающих какую-либо дисциплину, с историей развития науки, основными научными школами, выдающимися учеными и открытиями, важнейшими достижениями и перспективами развития соответствующей отрасли знаний.
Среди гуманитарных дисциплин особая роль в самовоспитании и
Рис. 1.5. Гуманизация образования
саморазвитии личности-индивидуальности студента принадлежит психологии
– одной из наук о человеке, о его психике, его возможностях.
Для активной и успешной учебной деятельности студент, наряду с развитым интеллектом и оптимальным психическим состоянием, должен обладать гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными способностями и самоорганизацией. Развитие всех этих способностей часто вызывает затруднения у студентов технического вуза, потому что они должным образом не изучают психологию, а преподаватели не обладают достаточной психолого-педагогической подготовкой, т.к. в большинстве своем являются выпускниками того же технического вуза, никогда не изучавшими педагогику и психологию.
Знание основ психологии познания и личности, знание своих собственных индивидуально-психологических особенностей поможет каждому студенту не только лучше адаптироваться в новых для него условиях обучения в вузе и правильно организовать свою умственную деятельность, но и с первого курса позволит ориентироваться на приобретение профессии (в рамках специальности), к которой у студента наиболее выражены склонности и которая наиболее соответствует его индивидуально-психологическим особенностям. Так, одним студентам наиболее подходящей окажется профессия инженера-конструктора, другим – исследователя, третьим – технолога, четвертым – менеджера, оператора, эколога, программиста, инженера-педагога, социолога, экономиста и др.
Обучение инженера определенной специальности, но разной профессиональной направленности и является реализацией в учебном процессе основного принципа гуманизации образования. Это неразрывно связано с индивидуализацией обучения, с установлением междисциплинарных связей, с составлением индивидуальных планов обучения, отражающих связь теории с ее конкретным практическим применением, соответствующим профессиональным склонностям будущего инженера, бакалавра, магистра.
Наш взгляд на проблему гуманизации образования во многом согласуется с мнением В.М. Зуева, Б.Б. Коссова, А.А. Крылова, которые рассматривают гуманизацию образования как один из принципов развития образования и выделяют 4 стратегии гуманизации: 1) гуманитаризация образования – акцентирование на преподавании гуманитарных предметов; 2) распространение гуманитаризации на разные дисциплины; 3) акцент на интеллектуальное развитие человека; 4) акцент на развитие личности студента в целом /46, с. 11–32/.
Отмеченное, как нам представляется, может быть реализовано в образовательном процессе вуза, в частности технического, при:
· наличии активно действующей психологической службы вуза;
· высоком уровне психолого-педагогической квалификации преподавателей, способных сделать свой предмет средством развития интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей студентов;
· индивидуализации, личностно-ориентированном обучении, что является важным условием повышения качества подготовки специалистов в вузе.
Исследованию проблемы индивидуализации обученияшкольников посвящены работы А.А. Кирсанова /1982/, В.Н. Каптелинина /1980/, А.М. Матюшкина /1986/ и др., а по студентам – О.М. Анисимовой /5/, В.Н. Келасьева /44/, Ю.С. Савченко /1986/. При этом А.А. Кирсанов отмечает, что индивидуальные особенности каждого ученика необходимо изучать в процессе его реальной деятельности (учебной, внеклассной, трудовой, общественной и пр.); что важно определять как актуальный, так и потенциальный уровень умственных способностей школьников, что одно из основных условий успешного формирования желаемых качеств ученика – знание их на каждой
возрастной стадии.
Исследования О.М. Анисимовой установлено различие связей тестов на креативность с личностными параметрами. Так, при решении творческих научных задач, требующих ассоциативности мышления и конкретизации в поставленной задаче, необходимо проявление уверенности в себе, сниженного уровня тревожности, достаточного уровня энергетики и работоспособности, а решение задач с высоким уровнем абстрагирования связано с такими личностными свойствами, как интроверсия, творческая независимость, критичность, неуверенность, тревожность, недоверчивость, чувствительность, развитое воображение /11, с. 49/.
Результаты этих исследований необходимо учитывать при организации индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов, равно как и мнение В.Н. Келасьева о том, что «помимо типологии в индивидуализации обучения назрела необходимость искать уже сами новые формы учебно-воспитательного процесса в вузе, способные поставить студента в более активную роль, в большей мере, чем сегодня, стимулировать его творческую активность, интерес, самостоятельность» /44, с. 47/. Разделяя эту точку зрения, подчеркнем следующее.
Индивидуализация обучения, с нашей точки зрения, является важнейшим аспектом гуманизации образования и предполагает обучение студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей и склонностей к определенной профессиональной деятельности; применение технологий, методов и форм обучения;такой организации учебного процесса, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей студентов, развитие их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, личности в целом.
В существующей литературе вопрос об обучении в соответствии с профессиональной направленностью фактически не рассматривается. На наш взгляд, именно обучение с учетом склонностей студентов к той или иной предметной, профессиональной деятельности может способствовать формированию мотивации, направленности на эту деятельность психологической готовности к ней и мотивации процесса обучения. А обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов (темперамента, функциональной симметрии – асимметрии полушарий головного мозга, когнитивных стилей, акцентуаций характера, самооценки, уровня притязаний, уровня развития интеллектуальных способностей и т.д.) способствует активизации и повышению эффективности их познавательной деятельности, а следовательно, развитию их интеллекта и психики в целом, как за счет оптимизации эмоционального (психического) состояния, так и за счет реализации принципа обучения на высоком уровне трудности.
Как же организовать обучение студентов одной и той же специальности,
но разной профессиональной направленности? По нашему мнению, для этого необходимо индивидуализировать подготовку специалистов в вузах, что
возможно осуществить по двум вариантам.
Вариант 1.Обучение по индивидуальному плану при активной (главным
образом) самостоятельной познавательной деятельности в соответствии с профессиональной направленностью при консультации преподавателей по различным дисциплинам. Это возможно для студентов со сформированной психологической готовностью к учебной деятельности в вузе, т. е. при наличии мотивации к познавательной деятельности в соответствии с профессиональной направленностью, умения ставить цели, находить пути и средства их достижения, умения принимать решения в различных ситуациях, возникающих в процессе достижения поставленных целей; при наличии системы знаний и способностей к дальнейшему формированию информационной основы будущей профессиональной деятельности, а также способностей в большой степени самостоятельно формировать профессионально-важные качества, выполняя соответствующие задачи-задания, курсовые работы, проекты.
Вариант 2.Индивидуализация обучения при групповой, поточной (2, 3, 5 групп) формах организации учебного процесса. При этом, как и в 1 варианте, определяется профессиональная направленность каждого студента, разрабатываются планы обучения на подгруппу студентов с одинаковой профессиональной направленностью, формируются комплекты задач-заданий, в том числе творческих (по каждому предмету), выполнение которых должно способствовать формированию профессиональной системы знаний, а теоретическая часть каждой из преподаваемых дисциплин одинаково для студентов соответствующей специальности. Практическое же применение теоретических основ различно и соответствует профессиональным склонностям студентов, в зависимости от чего разным будет содержание курсовых и дипломных проектов.
В таком случае целесообразно применять дифференцированное обучение, когда группа разбивается на подгруппы (диады) в соответствии с уровнем обученности и профессиональной направленностью. При этом каждая подгруппа работает над выполнением задач-заданий, способствующих активизации познавательной деятельности, повышению ее эффективности, а следовательно, повышению качества подготовки специалистов в вузе. Более подробно об этом будет изложено в главе 5.
1.1.5.2. Индивидуализация обучения по различным дисциплинам
Индивидуализация обучения по различным дисциплинам предполагает обучение студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей и склонностей к определенной профессиональной деятельности. В целом опыт автора показывает, что знание преподавателем личностных и интеллектуальных особенностей студентов, их склонностей способствует как установлению взаимопонимания между преподавателем и студентом, так и повышению эффективности и успешности учебной деятельности. Так, знание уровня развития логического, образного и пространственного мышления, общего интеллекта позволит преподавателю организовать обучение на основе принципа высокого уровня трудности, что, в свою очередь, способствует развитию мышления, интеллекта и психики студента в целом. Учет особенностей когнитивных стилей студентов при конструировании преподавателем учебной информации обеспечивает эффективность восприятия и переработки информации, что способствует повышению качества обучения, формированию системы знаний.
Зная склонности студентов к соответствующей профессиональной деятельности, преподаватель той или иной дисциплины может разработать систему задач-заданий, курсовых проектов, работ и т.д., выполнение которых будет способствовать формированию информационной основы деятельности и профессионально-важных качеств в той деятельности, к которой у студентов наиболее выражена направленность. Этому в значительной степени способствует и организация деловых игр в соответствии с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Таким образом, индивидуализация обучения, активизируя процесс познания, повышая эффективность и успешность учебной деятельности студентов, обеспечивает тем самым повышение качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.
1.1.5.3. Формирование психологической культуры студентов
Анализ результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей первокурсников различных факультетов Томского политехнического университета (ТПУ) показал, что у большинства из них недостаточно сформирована психологическая готовность к учебной деятельности в вузе. Это проявляется в слабой мотивации, направленности на учебную деятельность, часто в отсутствии целей-результатов и целей лично значимых для студентов, недостаточной базе знаний– информационной основы
учебной деятельности, неумении принимать решения, организовывать свою познавательную деятельность, распределять время и т.д. Отмеченное свидетельствует о невысоком уровне психологической культуры студентов. Ее формирование, наряду с развитием общей культуры, является одной из основных психолого-педагогических задач вуза.
Принимая во внимание, что учебная деятельность как деятельность-взаимодействие субъектов образовательного процесса является, по мнению Н.М. Пейсахова, с которым нельзя не согласиться, сложной динамической системой, определяемой пятью подструктурами: отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения, подчеркнем, что эффективность и успешность этой деятельности во многом зависит от психологической культуры студентов и преподавателей. Очевидно, что без высокой психологической культуры участников образовательного процесса невозможны:
· отношения творческого сотрудничества между преподавателем и студентом, индивидуализация обучения;
· такой психологический климат в студенческих группах, который способствовал бы активной познавательной деятельности и оптимальному психическому состоянию ее членов;
· оптимальное поведение студентов, заключающееся в умении
регулировать и управлять своей деятельностью, поведением и общением;
· эффективная и успешная познавательная деятельность студентов, развитие их интеллекта, становление их как творческих личностей;
· оптимальное психическое состояние, обеспечивающее успешную познавательную деятельность и соматическое здоровье студентов.
Основой для формирования психологической культуры студентов являются знания, полученные при изучении основ общей, инженерной и социальной психологии (для инженеров-педагогов еще возрастной и педагогической психологии), а также знание и самопознание своих собственных индивидуально-психологических особенностей, склонностей, участие в социально-психологических тренингах общения и деловых.
Знание закономерностей психологии – познания, развития личности и общения – необходимо каждому студенту для лучшей адаптации в новых для него условиях обучения в вузе, правильной организации своей умственной деятельности и ориентации на профессиональную деятельность, к которой у студента наиболее выражены склонности и которая наиболее соответствует его индивидуально-психологическим особенностям. Для одних это окажется профессия инженера-конструктора, для других – технолога, оператора, менеджера, эколога, инженера-педагога.
Привитие и дальнейшее формирование психологической культуры и психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза, как свидетельствуют проведенные исследования, целесообразно начинать с познания студентами своих собственных индивидуально-психологических особенностей – личностных и интеллектуальных, в частности преобладающих стилей мышления, стилей познавательной деятельности. Это можно осуществлять в специально отведенные расписанием «часы самопознания», на консультациях у преподавателей-психологов, в часы лекционно-практических занятий по курсу «Прикладная психология», который в последнее время включается в учебные планы разных специальностей технических вузов.
С целью формирования психологической культуры студентов нами разработан специальный курс «Психология познания и профессиональное становление личности специалиста», знакомящий студентов, в частности, с вопросами самообразования и саморазвития, а также создано учебное пособие «Психологические основы учебно-педагогической деятельности» (со структурно-логическими схемами по основным темам курса), предназначенное для преподавателей и студентов.
При формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса (студентов и педагогов) следует уделить внимание:
· структуре личности, условиям ее нормального и аномального развития, ее свойствам и качествам – темпераменту, выраженности «мыслителя» и «художника» (функциональной симметрии–асимметрии полушарий головного мозга), характеру, направленности, уровню развития разных интеллектуальных способностей, наличию внутриличностных и межличностных конфликтов,
· формированию гармонической личности;
· структуре учебной деятельности, особенностям когнитивных стилей, особенностям психических познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, их оптимальному функционированию и развитию, в частности при общении;
· способам и методам активации познавательной деятельности студентов, повышения ее эффективности и развития способностей;
· организации учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их склонностей к профессиональной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности;
· самопознанию, являющемуся основой самовоспитания и саморазвития личности, становлению индивидуальности специалиста.
Формирование и развитие психологической культуры студентов –
значимой составляющей общей культуры – является основой для формирования психологической системы деятельности, являющейся важным компонентом качества подготовки специалистов в вузе. Действительно, знание основных психологических закономерностей, своих собственных особенностей, склонностей, возможностей и умение (на этой базе) управлять и регулировать свою деятельность, активно познавать мир и взаимодействовать с ним, во многом способствует формированию и развитию таких составляющих психологической системы деятельности, как мотивация, постановка целей, нахождение путей их достижения, принятие решений в разных ситуациях, информационная база деятельности.
Более высокий уровень сформированности психологической и общей культуры студентов, безусловно, будет способствовать повышению уровня общего и технического интеллекта – двух других компонентов качества подготовки специалистов в техническом вузе.
Психологическая культура педагогов, проявляющаяся в их взаимоотношениях со студентами, в особенностях организации познавательной деятельности, также оказывает значительное влияние на ее эффективность, на качество подготовки специалистов в вузе. Поэтому одной из основных задач психологической службы является формирование психологической культуры участников образовательного процесса.
1.1.5.4. Профессионализм личности и деятельности педагога – важнейшее условие качества подготовки специалистов
Профессионализм и мастерство педагогов всегда способствовали общественному развитию и прогрессу. Их роль особенно возрастает в век все увеличивающегося потока информации, темпа жизни, дефицита времени, быстро меняющихся технологий, когда педагог из передатчика информации должен превращаться в организатора познавательной деятельности учащихся, когда он овладевает «технологиями обучения учащегося самопознанию, саморазвитию, самоутверждению на пути овладения вершинами профессионализма деятельности, вершинами современной гуманистической культуры», отмечает Н.В. Кузьмина – автор теории совершенствования педагогического мастерства, руководительсистемных исследований по этой проблеме /51, с.112/.
При анализе влияния профессионализма и мастерства педагогов на повышение качества подготовки специалистов в вузе мы опираемся на разработанную Н.В. Кузьминой теорию совершенствования педагогической деятельности, сущность которой (применительно к вузу) наглядно отражена нами на структурно-логической схеме (рис. 1.6).
В соответствии с этой теорией достижение вершин профессиональной деятельности, ее профессионализм обеспечивается за счет развития таких личностных качеств педагога, как направленность, способности и компетентность. При этом направленность рассматривается в первую очередь как свойство личности, обусловленное потребностью в достижении того или иного результата. Что касается результатов педагогической деятельности, то к ним относятся те психические новообразования в личности-индивидуальности студента, которые формируются средствами учебного предмета и обеспечивают учащемуся продуктивное развитие в последующей педагогической системе, в самостоятельной профессиональной деятельности, в жизни /51, с. 11/.
Структура педагогических способностей включает перцептивно-рефлексивные, гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские. Они обеспечивают успешность и продуктивность педагогической деятельности в сочетании с общими (наблюдательность, речь, мышление, воображение) и техническими способностями.
Неотъемлемым качеством профессионализма личности педагога является его компетентность: коммуникативная и профессионально-педагогическая, которая включает специально-педагогическую, социально-психологическую, методическую, дифференциально-психологическую и аутопсихологическую компетентность. Таким образом, высокий уровень компетентности педагога определяется системой знаний предмета, методики его преподавания, психологии обучения предмету, возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Исследованиями Н.В. Кузьминой /51, с. 69/ установлено, что остижение профессионализма в педагогической деятельности связано с умением педагога
Рис. 1.6. Профессионализм личности и деятельности педагога
разрабатывать три группы продуктивных психолого-педагогических технологий – технологий исследования /ТИ/, технологий проектирования /ТП/ и технологий взаимодействия /ТВ/.
Технологии исследования при этом способствуют накоплению знаний педагога (информационного фонда) о своих учениках, их сильных и слабых сторонах, мотивах, направленности, способностях, системе отношений, чтобы опираясь на эти знания, строить две другие технологии, строить стратегию педагогического воздействия и взаимодействия, обеспечивающую профессиональное становление выпускника и качество его подготовки в вузе.
Технологии психолого-педагогического проектирования, конструирования включают проектирование учебного процесса, учебного предмета, учебной
информации, в том числе крупноблочной в виде структурно-логических схем, а также процессов саморазвития студентов.
Технологии психолого-педагогического взаимодействия (организации учебного процесса) направлены на установление педагогически целесообразных отношений между педагогами и студентами, организацию их активной и эффективной познавательной деятельности, обучение контролю и самоконтролю знаний, стимулирование познавательной активности студентов по достижению ими высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.
Проанализируем влияние факторов, определяющих профессионализм личности и деятельности педагогов, на эффективность и успешность учебной деятельности студентов и на качество их подготовки в вузе. Какова же связь между профессионализмом личности и деятельности педагога и функционированием пяти подструктур учебной деятельности обучаемых? Эффективность этого поиска, естественно, зависит от различных способностей и компетентности педагога. Так, высокоразвитые перцептивно-рефлексивные способности, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность позволяют педагогу (за минимально короткий срок) установить со студентами отношения сотрудничества, которые обычно способствуют их хорошему эмоциональному состоянию и активной познавательной деятельности, приблизить стиль обучения к стилям восприятия и переработки учебной информации студентами, что повышает эффективность познания, качество обучения.
Педагог с высокоразвитыми гностическими, проектировочными, конструктивными и организаторскими способностями, общими и специальными, формирует, как правило, в учебном процессе такие способности у студентов, что обеспечивает их оптимальное поведение, т.е. умение управлять и регулировать свою деятельность, поведение и общение, проектировать их и контролировать.
Высокоразвитые общие, специальные, технические, конструктивные, организаторские способности и профессионально-педагогическая компетентность позволяют педагогу так проектировать учебный процесс, учебный предмет, учебную информацию и организовывать познавательную деятельность студентов, что значительно повышается ее эффективность (достижение результатов за минимальное время и с минимальными энергетическими затратами) и успешность. При этом формируется система знаний, развиваются интеллектуальные и профессиональные способности студентов, а также обеспечивается качество их подготовки в вузе. Это связано со способностями педагогов разрабатывать технологии и методы обучения, которые учитывают индивидуально-психологические особенности студентов и реализуют в учебном процессе принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности, основные психологические концепции, дидактические принципы обучения, а также концепцию формирования психологической
готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
По нашему мнению, профессионализм деятельности педагога проявляется еще и в создании им учебников и учебных пособий, в том числе компьютерных, помогающих студентам в эффективном освоении той или иной дисциплины, вследствие того что при конструировании учебника педагогом учитываются особенности восприятия и переработки информации обучающимися. Это содействует повышению качества знаний, развитию способностей к обучению и самообразованию.
В целом профессионализм личности и деятельности педагога оказывает большое влияние как на технологии и методы обучения, а так и на создание, и функционирование образовательной среды, которая может обеспечить эффективное развитие потенциальных, творческих возможностей студентов и, следовательно, качество их подготовки в вузе. Остановимся на анализе и особенностях такой среды.
Образовательная среда развития творческого потенциала личности
Впервые анализ образовательных сред был проведен педагогом Я. Корчаком, который выделил четыре образовательных среды, одна из которых была им названа «идейной». В этой образовательной среде личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности в процессе освоения какой-либо одной или разных областей знаний.
Позднее анализ образовательных сред был проведен психологом В.А. Ясвиным, который справедливо назвал «идейную» образовательную среду творческой, а три другие среды, где личность была активной, но зависимой – карьернойобразовательной средой; свободной, но пассивной – безмятежнойобразовательной средой; и пассивной, и зависимой – догматическойобразовательной средой (см. рис. 1.7) /161/.
Каковы же принципы создания творческой образовательной среды в учебном процессе вуза, в частности технического? Основные из них отражены в разработанной нами концепции повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе – это реализация в образовательном процессе посредством технологий (в том числе компьютерных), методов и форм обучения:
· принципов гуманизации образования, развития и саморазвития личности-индивидуальности студента;
· основных психологических концепций и дидактических принципов обучения, концепции психологической системы деятельности;
· учета индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности.
Кроме того, это психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся, основные среди них:
1. изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог становится не транслятором знаний, а направляющим познавательной деятельности студентов, а последние из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей учебной и др. информации;
Рис. 1.7. Анализ образовательных сред
2. наличие мотивации познавательной деятельности, вследствие того что эта деятельности осуществляется в соответствии со склонностями студентов к определенной предметной и профессиональной сфере;
3. обобщение педагогом учебной информации, ее систематизация и структуризация, представление крупными блоками (в виде схем: структурно-логических, информационно-логических, классификационных, ориентировочной основы действий) и по дедуктивному принципу;
4. применение активных методов и компьютерных технологий обучения, обеспечивающих индивидуальную и совместную самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Следует заметить, что изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает такой дидактический инструментарий, применяет такие технологии и методы его реализации в образовательном процессе и систему контроля, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, творческого характера. Таким дидактическим инструментарием могут быть учебно-методические комплексы (УМК), в том числе автоматизированные. Их компонентами являются: программы, учебники (электронные), учебные и методические пособия (в целом по курсу или его отдельным разделам), задачники, блоки контроля (тесты и тестовые задания по текущему и итоговому контролю, по оценке уровня развития интелектуальных и профессиональных способностей студентов). Примерами являются: автоматизированный УМК по теоретическим основам электротехники (ТОЭ), разработанный Н.П.Фикс /132/; дидактическое (компьютерное) обеспечение курса «Инженерная графика», созданное М.В. Матвеевой /65/; дидактическое, в том числе компьютерное, обеспечение курсов «Гидромеханика», «Насосы, вентиляторы, компрессоры» на основе структурно-логических схем, разработанное И.Ю. Соколовой /109, 111/ и др.
Однако, в процессе обучения не всегда может быть реализовано то многообразие потенциальных, творческих возможностей, которыми, как показали наши исследования /108, 109/, обладают многие студенты вуза. В связи с этим возникает необходимость создания в вузах многоплановых центров творчества, творчества и здоровья (ЦТЗ), способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а также сохранению и укреплению из здоровья.
Основная задача такого центра – создание условий для развития профессиональных способностей студентов, делающих их конкурентоспособными в рыночной экономике, формирования их общей культуры и культуры здоровья. Ядром такого центра может быть лаборатория психолого-педагогических исследований в инженерном образовании, в которой на основании результатов исследований (склонностей студентов к разным сферам профессиональной инженерно-технической, инженерно-гуманитарной деятельности, уровня развития их интеллектуального, творческого потенциала и т.д.) разрабатываются условия формирования культуры здоровья и развития профессиональных, эстетических, творческих способностей будущих специалистов в различных отделах ЦТЗ, структура которого представлена на рис. 1.7.
В структуру центра входят следующие отделы:
1) развития профессионального мастерства и творческих способностей субъектов образовательного процесса (преподавателей, аспирантов, студентов – будущих инженеров-педагогов с применением активных технологий, методов и форм обучения, в частности деловых игр;
2) развитие профессионально-технических и творческих способностей студентов, аспирантов, педагогов с применением ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ФСА (функционально-стоимостной анализ), «Изобретающей машины»;
3) развития творческих способностей в проектно-конструкторской деятельности, дизайне, моделировании на базе компьютерной графики;
4) развития детского и юношеского творчества (технического и эстетического в разных сферах деятельности) для детей сотрудников вуза, студентов и школьников со склонностями учиться в техническом вузе;
5) развития творческих способностей в предметной и межпредметных сферах деятельности (математика, физика, химия, инженерная графика, гуманитарные науки и т.д.) при выполнении комплексных заданий, курсовых и дипломных проектов, включающих вопросы по дисциплинам общенаучного, общетехнического и специального циклов;
Рис. 1.8. Структура центра творчества и здоровья в техническом вузе
6) развития детского и юношеского творчества (эстетического и технического в разных сферах деятельности) для детей сотрудников вуза и школьников, имеющих склонности к обучению в техническом вузе;
7) развития эстетического творчества (детей и взро