Условия, обеспечивающие повышение качества
Повышение качества обучения и качества подготовки специалистов было и является одной из основных задач любой образовательной системы. Однако, в существующей психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения понятия «качество обучения», «качество подготовки специалистов». Тем не менее многие преподаватели справедливо считают, что повышение качества обучения и качества выпускаемых специалистов возможно за счет активизации познавательной деятельности студентов, их активной самостоятельной работы, за счет совершенствования технологий и методов преподавания различных дисциплин, привлечения студентов к исследовательской деятельности и пр. /96/. При этом качество обучения и качество подготовки специалистов обычно оценивается по приобретенным ими в процессе обучения знаниям, сформированным умениям и навыкам. Таким образом, в образовательных системах проблема качества обучения и качества выпускаемых специалистов решается главным образом посредством педагогических воздействий на школьников, студентов и недостаточно учитываются психологические факторы, которые, по нашему мнению, являются значительным резервом в повышении качества обучения и качества подготовки специалистов в разных образовательных системах. Поэтому, прежде чем разрабатывать и применять наиболее эффективные технологии и методы, способствующие повышению качества обучения, качества подготовки специалистов в различных системах образования, необходимо дать определение понятиям «качество обучения», «качество подготовки специалистов».
«Качество», как философское понятие, отражает важные стороны предметов и процессов. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом» – такое определение качества приведено в философском словаре /1991/.
Качество – это неотъемлемое свойство, отмечает К.К. Платонов, подразумевая под свойствами все то, что присуще данному явлению.
Каково же содержание понятия «качество обучения», «качество подготовки специалиста»? Как оценить качество обучения и подготовки специалистов в различных образовательных системах?
1.1. Качество обучения и подготовки специалистов в вузе
Выпускники общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений являются значимой составляющей трудового потенциала, исследованию проблемы качества которого посвящена коллективная монография /42/. Ее авторы определяют трудовой потенциал, прежде всего, как трудоспособное население общества – личностный фактор производства, который не может ни развиваться, ни функционировать вне технических,
экономических, социальных, экологических условий.
Качество трудового потенциала определяется демографическими, медико-биологическими, образовательными, профессионально-квалификационными, идейно-нравственными и интеллектуальными компонентами. При этом интеллектуальный параметр качества трудового потенциала характеризует уровень развития трудоспособного населения, является ведущим фактором творческой деятельности, проявляющейся в способности работника решать возникающие задачи и проблемы новыми способами и приемами с использованием накопленного опыта и знаний. Интеллектуальный параметр оказывает влияние на качество всех характеристик трудового потенциала и в большей мере на подготовленность к труду. Он связан с профессионально-квалификационным параметром трудового потенциала, выступая одной из основных предпосылок его развития и совершенствования. Авторы исследований справедливо считают, что «критериями развития интеллектуального параметра качества трудового потенциала являются качественные характеристики обучаемости, умственной и особенно творческой продуктивности» /42, с. 17/. В условиях трудовых коллективов интеллектуальный параметр качества трудового потенциала проявляется в темпе профессиональной адаптации, в уровне изобретательства и новаторства, которые, в свою очередь, способствуют повышению эффективности производственных сфер и ускорению темпов научно-технического прогресса.
Параметр профессионализма трудового потенциала отражает подготовленность к труду, квалификацию, полученную на основе общего и специального образования, навыки и умения, опыт работы по определенной специальности /42, с. 17/. Там же подчеркивается, что важнейшим фактором повышения уровня профессиональной подготовки является выбор профессии в соответствии со способностями, склонностями и возможностями индивида. «Совпадение индивидуально-психологических особенностей индивида и требований, которые предъявляет к нему конкретная профессия, обусловливает быстрое и полноценное овладение индивидом данной профессии, хотя и существует принципиальная возможность овладения человеком различными профессиями».
Исследования, выполненные под руководством В.А. Ядова, также свидетельствуют о том, что соответствие индивидуально-психологических особенностей (субъекта деятельности) инженера той деятельности, которой он занимается, обеспечивает высокий уровень деловых качеств и удовлетворенность работой и наоборот /152, с.118–132/. В этой работе
деловые качества инженеров различных должностных групп оцениваются по 16 показателям, среди которых: творческий подход к делу, инициативность, оперативность, опыт и знания, самостоятельность и т.д. Это свидетельствует о том, что при подготовке инженеров и других специалистов в вузе необходимо уделять серьезное внимание развитию их интеллектуальных и творческих способностей. Но в большинстве образовательных учреждений качество обучения и качество подготовки специалистов оценивается по приобретенным знаниям, сформированным умениям и навыкам и образовательный процесс, направленный главным образом на передачу знаний, в должной мере не способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей школьников, студентов.
В связи с этим с позиций системного психолого-педагогического подхода предлагается качество обучения, качество подготовки специалистовв системе высшего технического образования оценивать по уровню развития их общего, технического интеллекта (различных интеллектуальных, в том числе творческих, способностей) и по сформированности психологической системы деятельности,т.е. по сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности.
Такое представление о качестве обучения, качестве подготовки специалистов в вузе отличается от традиционного следующим.
1. Предлагаемая структура качества обучения, качества подготовки специалистов соответствует тенденциям развития современного общества, уровень которого определяется его интеллектуализацией, информатизацией и гуманизацией.
2. Эта структура согласуется с «качеством трудового потенциала»,
значимыми компонентами которого являются интеллектуальный и профессионально-квалификационный параметры.
3. Ориентируясь на эту структуру можно замерить, качественно оценить уровень обученности и подготовки специалистов в различных системах образования, используя соответствующие тесты и методики.
4. Выделенные компоненты качества обучения и подготовки специалистов позволяют преподавателям и студентам ставить как стратегические, так и тактические цели обучения. Например, педагог, разрабатывая новые технологии и методы обучения, будет ориентироваться не только на формирование знаний, но и на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на формирование профессионально-важных качеств, соответствующих профессиональным склонностям студентов.
5. Такая структура качества обучения, качества подготовки специалистов является основой для саморазвития, самосовершенствования личности, индивидуальности студента в различных образовательных системах.
1.1.1. Концепция повышения качества подготовки