В техническом вузе и технологии обучения
И.Ю. Соколова, Г.П. Кабанов
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Учебное пособие
Издательство ТПУ
Томск, 2010
ББК Ч 481.20
Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие для педагогов, аспирантов, магистрантов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 203 с.
Учебное пособие и его электронный вариант, предназначенные для педагогов, аспирантов, магистрантов, отражают системный психолого-педагогический подход авторов к: оценке качества обучения, качества подготовки специалистов, активизации и повышению эффективности учебно-познавательной деятельности студентов. Работа знакомит читателей с авторской концепцией повышения качества подготовки специалистов и психолого-педагогическими технологиями (исследования, проектирования, организации учебного процесса) обучения, обеспечивающими качество образования, с психолого-педагогическими принципами проектирования компьютерных обучающих программ и учебников, а также с оценкой качества
профессиональной подготовки выпускаемых вузом специалистов с позиций компетентностного подхода. Пособие может быть полезно всем занимающимся исследовательской деятельностью по повышению эффективности и качества образовательного процесса.
Козлов Э. В., д. физ-мат. н., профессор, зав. кафедрой физики Томского архитектурно-строительного университета
Матросова А.Ю., д.т.н., профессор, зав. кафедрой программирования Томского государственного университета
Ó Томский политехнический университет, 2010
Ó И.Ю.Соколова, Г.П.Кабанов, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Развитие всех сфер современного общества требует роста и приумножения высококвалифицированного кадрового, интеллектуального потенциала, что призваны делать системы образования, и в частности вузы. Вместе с тем в условиях непрерывного роста потока информации, темпа жизни, все увеличивающегося дефицита времени и быстро меняющихся технологий изменяются требования к качеству специалистов, и следовательно, к системе их подготовки в школе, средних и высших учебных заведениях. Для этого необходимо создать концепции повышения качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе, которые явились бы основой для разработки технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих качество подготовки специалистов и развитие их творческого потенциала в образовательном процессе.
Анализ причин недостаточного качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе показал, что основные из этих причин аналогичны как для общеобразовательных школ, так и для средних и высших учебных заведений. К ним можно отнести следующие.
1. Учебный процесс фактически в любой образовательной системе осуществляется без учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, тогда как с особенностями свойств нервной системы (темперамента), функциональной симметрии–асимметрии полушарий головного мозга (выраженность мыслительно-художественного, художественно-мыслительного, мыслительного, художественного типов), когнитивных стилей (импульсивность – рефлексивность, аналитичность–синтетичность, полезависимость –поленезависимость и др.) связаны различия в восприятии и переработке информации. Организация учебного процесса с учетом этих различий обеспечивает активность познавательной деятельности школьников, студентов и ее эффективность.
2. В учебном процессе практически любой образовательной системы недостаточно реализуются основные психологические концепции обучения, в частности «принцип обучения на высоком уровне трудности»; активная самостоятельная (индивидуальная) и совместная (в группах-диадах) познавательная деятельность школьников, студентов, что снижает активность, эффективность и успешность этой деятельности.
3. Учебные программы по разным предметам, учебный процесс в школе и других образовательных системах направлены главным образом на развитие «мыслителя» (логического, абстрактного мышления) фактически без одновременного развития «художника» (образного мышления). Это не обеспечивает развитие правополушарных функций школьников, студентов, их способностей целостного, одномоментного восприятия мира, явлений, объектов, способностей устанавливать многомерные связи между предметами окружающей действительности, развитие пространственного, системного мышления и доминированию идеалистического и аналитического стилей мышления, позволяющих решать стратегические проблемы.
4. В разных образовательных системах процесс обучения направлен в основном на передачу знаний, формирование умений, навыков, компетенций, компетентности и далеко не всегда способствует развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей школьников, студентов, их способностей к саморазвитию, самообразованию. Развитие этих способностей обеспечивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
5. В большинстве образовательных систем (как в учебном процессе, так и во внеучебное время) недостаточно внимания уделяется развитию творческого потенциала учащихся, их эстетического, технического творчества, созданию соответствующих кружков и центров творчества.
В дополнение к отмеченному, на качество обучения и подготовки специалистов в вузе оказывают влияние следующие обстоятельства:
1. Недостаточная психологическая готовность студентов к обучению в вузе, слабая направленность на будущую профессиональную деятельность, недостаточная самоорганизация студентов, причиной чего часто является обучение специальности, не соответствующей склонностям студентов к той или иной профессиональной деятельности.
2. Применение поточных технологий обучения, рассчитанных на среднестатистического студента, без учета его склонностей к определенной профессиональной деятельности и формирования психологической готовности к будущей профессиональной деятельности, когда обучение не реализует основной принцип гуманизации образования – обращение к личности-индивидуальности студента и создание условий для наиболее полного раскрытия и развития его потенциальных, творческих возможностей, формирования гуманистической направленности.
3. Применяемые технологии, методы и формы обучения направлены на повышение уровня обученности, они не обеспечивают в должной мере активную познавательную деятельность студентов, развитие их интеллектуальных способностей и личности в целом. При этом повышение качества подготовки специалистов обеспечивается, главным образом, за счет педагогического воздействия, и почти не учитывается фактор психологический, который оказывает значительное влияние на развитие способностей к обучению, саморазвитие студента, на качество его подготовки в вузе.
Предлагаемое читателю учебное пособие, его электронный вариант направлено на устранение отмеченных недостатков и такую организацию образовательного процесса, которая обеспечивает развитие профессиональных и творческих способностей студентов, качество их подготовки в техническом вузе и может использоваться при подготовке специалистов для разных сфер деятельности в системах среднего и высшего профессионального образования.
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ.
Рис. 2. Компетентностная модель выпускника вуза
Вторая группа метапрофессиональных качеств разнесена по группам профессий. Так для профессий группы человек – человек актуальны такие качества как эмпатия, рефлексивность, толерантность, аттрактивность, асертивность, коммуникабельность, практический интеллект и др. [16].
Между конструктами компетентностного подхода, как следует из их характеристик, существует тесная взаимосвязь. Схематически их взаимосвязи, а также эмоционально-волевые компоненты представлены на рис. 3.
При оценке качества подготовки специалистов с позиций компетентностного подхода следует выявить компонентный состав компетенций / компетентностей, критерии и показатели их оценки необходимые специалистам, выпускаемым вузом, для успешной деятельности в соответствующей профессиональной сфере, опираясь при этом на общую
Рис. 3. Взаимосвязь ведущих конструктов компетентностного подхода
классификацию компетенций / компетентностей, представленную в монографии В.М.Ростовцевой [17]. Согласно этой классификации выделено 10 групп компетенций / компетентностей, в каждой из которых выделяются различные подгруппы и соответствующие им компоненты:
· профессиональных компетенций / компетентностей;
· педагогических компетенций / компетентностей;
· коммуникативной компетенций / компетентности;
· инфо-компетенции /компетентности;
· культурно-ориентированных компетенций / компетентностей;
· лингво-компетенций / компетентностей;
· межкультурных компетенций / компетентностей;
· предметных компетенций / компетентностей;
· социо-компетенций / компетентностей;
· эко-компетенций / компетентностей;
Принимая во внимание, сказанное выше, сопоставим оценку качества подготовки специалистов в вузе, в частности техническом, и обеспечивающие его условия с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка качества подготовки специалистов в техническом вузе с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов | ||
Оценка качества подготовки специали стов в вузе с позиций 2-х разных подходов | Системный психолого-педагогический подход включает личностно-ориенти- рованный и развивающий, деятельно- стный, контекстный, модульный | Компетентностный и контекстный подходы |
Оценка качества подготовки специалистов в вузе, в частности техническом | Уровень развития научного мировоз- зрения, интеллекта общего и технического, сформированность психологической системы деятельно- сти (ПСД)– психологической готовности к профессиональной деятельности | Ключевые компетенции–меж культурные информационно-коммуникационные, способности учиться всю жизнь и др. Компетентности – общенаучные, информационно -коммуникационные и пр, мета-качества |
Методы оценки качества подготовки специалистов в вузе | Психологические тесты: личностные, интеллектуальные, технических способностей, ценностных ориентаций, педагогические тесты оценки качества знаний и др. | Разрабатываемые педагогами тесты оценки компетенций, компетентностей, частично психологические тесты оценки личностных качеств обучающихся |
Критерии оценки качества подготовки специалистов | Психологические требования к личности инженера различного должностного статуса (исследования Э.С.Чугуновой). | Уровень развития компетент- ностей, компетенций, мета- качеств– учебно-познавател., социально-профессиональных |
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов | 1.Гуманизация образования проявля- ется в выявлении личностного, творческого потенциала студентов, их развитии в процессе личностно-ориентированного и развивающего обучения с учетом склонностей к инженерно-технической, инженер- но-гуманитарной деятельности. .2.Формирование психологической культуры студентов: интеллектуаль- ной, общения и взаимодействия с партнерами, сохранения здоровья. 3. Профессионализм педагога, прояв ляющийся в создании технологий, учебников в т.ч. компьютерных, творческой образовательной среды в предметной области знаний и т.д. | Предлагаемые условия – внедрение инновационных технологий в научно-образовательный учебный процесс, становление инновационного научно-образовательного процесса на основе компетентностного подхода. |
Дидактическое обеспечение качества подготовки специалистов, эффективности учебного процесса, активной познавательной деятельности студентов | Учебно-методические, в том числе компьютерные комплексы, включа- ющие: программу, крупноблочное представление учебной информации в виде информационно, структурно-логических, классификационных схем, разнообразные задачи-задання тесты контроля знаний и диагности- ки развития интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей и качеств студентов – будущих специалистов | Дидактические средства обучения, способствующие развитию соответствующих компетенций/компетентностей обучающихся |
Психолого-педагогические технологии обучения, обеспечивающие качество подготовки специалистов, их интеллектуальное, профессиональное, творческое развитие | Технологии исследования индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной сферам деятельности. Технологии проектиро- вания учебного процесса с учетом междисциплинарных связей, учебного предмета, в т.ч. уч. программ, учебной информации, учебника, компьютерных обучающих программ учебников, учебно-методических комплексов. Технологии организации учебного процесса – активной познавательной деятельности студентов, в частности с учетом их индивидуально-психологи ческих особенностей и склонностей к профессиональной деятельности, оценивания и контроля качества подготовки специалистов, их интел- лектуального и профессионального развития в т.ч. в творческой образовательной среде и в центре творчества и здоровья вуза. | Предполагается: внедрение новых информационных технологий (НИТ), переход на модульно-рейтинговую систему обучения и контроля знаний (в 100 бальной шкале оценок, в системе зачетных единиц), внедрение технологии группового проектного обучения, создание студенческих научно-инновационных центров, проведение деловых игр, как инновационных технологий и другие |
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1.Оценка качества подготовки специалистов в вузе, в частности техническом, как с позиций системного психолого-педагического, так и компетентностного подходов осуществляется в ориентации на интегративные критерии и показатели. Но при компетентностном подходе чаще оцениваются знания и умения их применять в социальной и профессиональной сферах деятельности, готовность к деятельности с применением педагогических, реже психологических тестов.
2. Предлагаемая же нами с позиций системного психолого-педагогического подхода оценка качества выпускаемых вузом специалистов позволяет оценить не только их психологическую готовность к социально-профессиональным сферам деятельности, но и их личностное развитие – интеллектуальное, профессионально-техническое, творческое с применением как педагогических
тестов оценки качества знаний, так и разнообразных психологических тестов, валидных и стандартизированных. Так, о развитии мировоззрения у выпускаемых вузом специалистов можно судить по результатам выполнения ими субтеста «синергия» самоактуализационного теста [18], тестов Л.В. Шавининой «Экологический прогноз земли через 50 лет» [19] и Т. Лири «Типы межличностных отношений». Уровень развития интеллекта, интеллектуальных способностей школьников, применяя тесты: «ШТУР», детский тест Д.Векслера и др., а студентов по тестам: Г.Айзенка, Амтхауэра, Д.Векслера для взрослых, тестов: НИИКСИ оценки технического интеллекта, творческого потенциала, готовности к саморазвитию, самореализации, самоуправления, конкурентоспособности и т.д.
Рис. 4. Взаимосвязи личностных особенностей с пространственным мышлением и стилями представления и решения проблем
3. По результатам психологической диагностики индивидуально-
психологических (потенциальных, личностных, интеллектуальных) особенностей учащихся можно провести корреляционный, факторный анализы, позволяющие установить взаимосвязи и влияние одних характеристик на другие, что важно для анализа и прогнозирования результатов обучения при применении различных подходов, технологий, средств обучения. Например, на рис.1 представлен график, отражающий корреляционные связи одной из значимых интеллектуальных способностей – пространственного мышления с другими личностными особенностями и стилями представления и решения проблем.
4. При реализации в системах общего и профессионального образования системного психолого-педагогического подхода к обучению с применением соответствующих технологий и специально разработанных дидактических средств обучения обеспечивается активная, эффективная учебно-познавательная деятельность обучающихся, развитие их личностного потенциала, творческих, интеллектуальных, профессиональных способностей и качеств. Это подтверждено результатами исследований, выполненных автором, его аспирантами и соискателями.
5. Применение контекстно-компетентностного подхода к обучению с разработкой соответствующих технологий и дидактических материалов в виде УМК, способствуют формированию у студентов компетенций и компетентностей при подготовке к профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют результаты исследований, выполненных аспирантами и соискателями.
Таблица 2
Сопоставление принципов системного-психолого-педагогического
и личностно-развивающего подходов
№ п/п | Принципы обеспечения качества обучения, подготовки специалистов, развития и сохранения здоровья личности в системах общего и профессионального образования | Принципы личностно-развивающего профессионального образования по Э.Ф. Зееру |
1. | гуманизации образования | гуманистической направленности |
2. | образование в соответствии со склонностями к предметной, профессиональной деятельнос | вариативности образования |
3. | развития и саморазвития личности | центрации образования на развитии и саморазвитии личности |
4. | личностно-ориентированное и совместное в группах-диадах образование | сочетания автономности с коллективны ми (групповыми) формами образования |
5. | обеспечение качества обучения, подготовки специалистов, развития и сохранения здоровья личности в образовательных системах | соразвития личности, образования и деятельности |
6. | Реализации в образовательном процессе психологических концепций обучения | |
7. | сохранения здоровья личности в системах общего и профессионального образования |
3. По результатам психологической диагностики индивидуально-психологических (потенциальных, личностных, интеллектуальных) особенностей учащихся можно провести корреляционный, факторный анализы, позволяющие установить взаимосвязи и влияние одних характеристик на другие, что важно для анализа и прогнозирования результатов обучения при применении различных подходов, технологий, средств обучения. Например, на рис.1 представлен график, отражающий корреляционные связи одной из значимых интеллектуальных способностей – пространственного мышления с другими личностными особенностями и стилями представления и решения проблем.
4. При реализации в системах общего и профессионального образования системного психолого-педагогического подхода к обучению с применением соответствующих технологий и специально разработанных дидактических средств обучения обеспечивается активная, эффективная учебно-познавательная деятельность обучающихся, развитие их личностного потенциала, творческих, интеллектуальных, профессиональных способностей и качеств. Это подтверждено результатами исследований, выполненных автором, его аспирантами и соискателями.
Следует отметить, что реализация в системах образования предложенных нами принципов здоровьесбережения (следования законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека, поисковой активности, аксиологического, самореализации, самоидентификации) [24], являются основанием формирования культуры здоровья участников образовательного процесса, его организации,
прежде всего, посредством создания творческой образовательной среды, которая способствует развитию личностного потенциала, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Образовательная среда развития творческого потенциала личности
Впервые анализ образовательных сред был проведен педагогом Я. Корчаком, который выделил четыре образовательных среды, одна из которых была им названа «идейной». В этой образовательной среде личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности в процессе освоения какой-либо одной или разных областей знаний.
Позднее анализ образовательных сред был проведен психологом В.А. Ясвиным, который справедливо назвал «идейную» образовательную среду творческой, а три другие среды, где личность была активной, но зависимой – карьернойобразовательной средой; свободной, но пассивной – безмятежнойобразовательной средой; и пассивной, и зависимой – догматическойобразовательной средой (см. рис. 1.7) /161/.
Каковы же принципы создания творческой образовательной среды в учебном процессе вуза, в частности технического? Основные из них отражены в разработанной нами концепции повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе – это реализация в образовательном процессе посредством технологий (в том числе компьютерных), методов и форм обучения:
· принципов гуманизации образования, развития и саморазвития личности-индивидуальности студента;
· основных психологических концепций и дидактических принципов обучения, концепции психологической системы деятельности;
· учета индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности.
Кроме того, это психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся, основные среди них:
1. изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог становится не транслятором знаний, а направляющим познавательной деятельности студентов, а последние из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей учебной и др. информации;
Рис. 1.7. Анализ образовательных сред
2. наличие мотивации познавательной деятельности, вследствие того что эта деятельности осуществляется в соответствии со склонностями студентов к определенной предметной и профессиональной сфере;
3. обобщение педагогом учебной информации, ее систематизация и структуризация, представление крупными блоками (в виде схем: структурно-логических, информационно-логических, классификационных, ориентировочной основы действий) и по дедуктивному принципу;
4. применение активных методов и компьютерных технологий обучения, обеспечивающих индивидуальную и совместную самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Следует заметить, что изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает такой дидактический инструментарий, применяет такие технологии и методы его реализации в образовательном процессе и систему контроля, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, творческого характера. Таким дидактическим инструментарием могут быть учебно-методические комплексы (УМК), в том числе автоматизированные. Их компонентами являются: программы, учебники (электронные), учебные и методические пособия (в целом по курсу или его отдельным разделам), задачники, блоки контроля (тесты и тестовые задания по текущему и итоговому контролю, по оценке уровня развития интелектуальных и профессиональных способностей студентов). Примерами являются: автоматизированный УМК по теоретическим основам электротехники (ТОЭ), разработанный Н.П.Фикс /132/; дидактическое (компьютерное) обеспечение курса «Инженерная графика», созданное М.В. Матвеевой /65/; дидактическое, в том числе компьютерное, обеспечение курсов «Гидромеханика», «Насосы, вентиляторы, компрессоры» на основе структурно-логических схем, разработанное И.Ю. Соколовой /109, 111/ и др.
Однако, в процессе обучения не всегда может быть реализовано то многообразие потенциальных, творческих возможностей, которыми, как показали наши исследования /108, 109/, обладают многие студенты вуза. В связи с этим возникает необходимость создания в вузах многоплановых центров творчества, творчества и здоровья (ЦТЗ), способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а также сохранению и укреплению из здоровья.
Основная задача такого центра – создание условий для развития профессиональных способностей студентов, делающих их конкурентоспособными в рыночной экономике, формирования их общей культуры и культуры здоровья. Ядром такого центра может быть лаборатория психолого-педагогических исследований в инженерном образовании, в которой на основании результатов исследований (склонностей студентов к разным сферам профессиональной инженерно-технической, инженерно-гуманитарной деятельности, уровня развития их интеллектуального, творческого потенциала и т.д.) разрабатываются условия формирования культуры здоровья и развития профессиональных, эстетических, творческих способностей будущих специалистов в различных отделах ЦТЗ, структура которого представлена на рис. 1.7.
В структуру центра входят следующие отделы:
1) развития профессионального мастерства и творческих способностей субъектов образовательного процесса (преподавателей, аспирантов, студентов – будущих инженеров-педагогов с применением активных технологий, методов и форм обучения, в частности деловых игр;
2) развитие профессионально-технических и творческих способностей студентов, аспирантов, педагогов с применением ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ФСА (функционально-стоимостной анализ), «Изобретающей машины»;
3) развития творческих способностей в проектно-конструкторской деятельности, дизайне, моделировании на базе компьютерной графики;
4) развития детского и юношеского творчества (технического и эстетического в разных сферах деятельности) для детей сотрудников вуза, студентов и школьников со склонностями учиться в техническом вузе;
5) развития творческих способностей в предметной и межпредметных сферах деятельности (математика, физика, химия, инженерная графика, гуманитарные науки и т.д.) при выполнении комплексных заданий, курсовых и дипломных проектов, включающих вопросы по дисциплинам общенаучного, общетехнического и специального циклов;
Рис. 1.8. Структура центра творчества и здоровья в техническом вузе
6) развития детского и юношеского творчества (эстетического и технического в разных сферах деятельности) для детей сотрудников вуза и школьников, имеющих склонности к обучению в техническом вузе;
7) развития эстетического творчества (детей и взрослых): изобразительного, музыкального, сценического, танцевального, разных видов декоративно-прикладного искусства, графики и скульптуры;
8) формирования культуры здоровья (физической, физиологической, психической, интеллектуальной, духовной) участников образовательного процесса посредством проведения семинаров, тренингов, оздоровительных
практик и пр.;
В целом такой центр сможет обеспечивать реализацию творческого потенциала каждого студента и преподавателя, развитие их интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей в инженерно-технической и эстетической сферах деятельности.
В различных отделах этого центра могут проходить практику все желающие получить квалификацию «Преподаватель высшей школы» и «Международный педагог инженерного вуза».
Таким образом, творческая образовательная и здоровьесберегающая среда в вузе может быть создана посредством взаимодействия соответствующих образовательных сред в учебном процессе и в условиях центра творчества и здоровья.
Выводы
1. Анализ сравнительно небольшого количества литературных источников по проблеме качества подготовки специалистов показал, что в большинстве случаев качество подготовки определяется знаниями полученными в процессе обучения, сформированными навыками и умениями, что нашло отражение в соответствующих квалификационных характеристиках специалистов, выпускаемых вузами. Это вызывает затруднения в установлении критериев качества подготовки и его оценки.
2. Предложенное нами определение «качество подготовки специалистов в техническом вузе» и его структура, включающая общий интеллект, технический интеллект и сформированность психологической системы деятельности (ПСД), может применяться для оценки качества обучения, подготовки специалистов в любой образовательной системе.
3. В соответствии с разработанной концепцией, повышение качества подготовки специалистов в вузе возможно за счет применения технологий обучения, учитывающих индивидуально-психологические особенности студентов и реализующих принципы гуманизации образования и развития личности, основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепцию формирования (ПСД).
4. Критериями качества подготовки специалистов с различной профессиональной направленностью могут быть разработанные коллективом второв Санкт-Петербургского университета «Психологические требования к личности инженера различного должностного статуса».
5. Одним из значимых условий повышения качества подготовки специалистов в вузеявляется активная деятельность студентов в соответствующих их склонностям отделах Центра творчества и здоровья.
Вопросы
1. Каково наиболее распространенное представление об оценке качества подготовки специалистов в вузе?
2. Какова (с позиций системного психолого-педагогического подхода) структура качества подготовки специалистов в техническом вузе, ее компонентный состав?
3. Интеллект общий, вербальный и невербальный, роль последнего при
подготовке инженера?
4. Что такое интеллект, его структура (по М.А. Холодной)?
5. Интеллектуальные способности, их компонентный состав?
6. Что такое креативность, ее свойства, как их можно развивать?
7. Интеллектуальные критерии и интеллектуальный контроль?
8. Технический интеллект, его структура, условия развития?
9. Психологическая система деятельности, ее компонентный состав?
10. Понятие об информационной основе деятельности?
11. Что такое профессионально-важные качества?
12. Каковы основные формы принятия решений?
13. Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе?
14. В чем сущность концепции повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе?
15. Каковы условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов в техническом вузе?
16. В чем проявляется психологическая культура педагога?
17. Условия формирования психологической культуры студентов?
18. Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» образования?
19. Понятие об индивидуализации обучения?
20. Понятие о личностно-ориентированном обучении?
21. В чем проявляется профессионализм личности педагога?
22. В чем проявляется профессионализм деятельности педагога?
23. Какие способности характеризуют профессионализм педагога?
24. Специально-педагогическая компетентность педагога?
25. Социально-педагогическая компетентность педагога?
26. Дифференциально-психологическая компетентность педагога?
27. Каковы условия создания творческой образовательной среды в вузе?
28. Какая структура в вузе могла бы обеспечить более полное развитие
творческого потенциала субъектов образовательного процесса?
Подструктура поведения
В структуре учебной деятельности поведение студента имеет особое значение, оказывая влияние на познавательную деятельность, межличностные отношения в студенческой группе и психическое состояние ее членов, на взаимоотношения студента с преподавателями, успешность учебной деятельности в целом.
Оптимальным считается поведение, при котором студент способен управлять и регулировать свою деятельность и общение, в частности обладать хорошей самоорганизацией. Нашими исследованиями было установлено (и нашло подтверждение в исследованиях психофизиологов), что более высокий уровень самоорганизации свойственен эмоционально устойчивым и неустойчивым интровертам (соответственно флегматикам и меланхоликам) и эмоционально неустойчивым экстравертам (холерикам), а недостаточная самоорганизация чаще присуща эмоционально устойчивым экстравертам (сангвиникам). Наряду с этим, недостаточная самоорганизация студентов часто связана с тем, что приобретаемая специальность не соответствует их профессиональным склонностям, что, в свою очередь, не содействует развитию мотивации учебной деятельности, ее систематичности, развитию волевых черт характера, стремлению к достижению успеха.
Оптимальное поведение, на наш взгляд, должно формироваться у студентов в большей степени за счет самовоспитания на основе самопознания своих индивидуально-психологических особенностей и знаний: о структуре личности, ее нормальном и аномальном развитии; об особенностях психических познавательных процессов; структуре интеллекта и условиях развития интеллектуальных способностей; межличностных отношениях; особенностях общения и восприятия человека человеком и пр.
На формирование оптимального поведения студентов большое влияние
могут оказывать отношения сотрудничества и взаимопонимания с
преподавателями, между студентом и сокурсниками, обучение с учетом их
индивидуально-психологических особенностей и склонностей к определенной
профессиональной деятельности.
Таблица 2
Выводы
1. Анализ литературы по проблеме развития личности показал, что:
а) развитие личности происходит в деятельности, общении, установлении отношений при вхождении в новую социальную группу и интеграции в ней, в направленности на будущее;
б) развитие психических процессов и функций гетерохронно с наличием сензитивных периодов, одним из них является возраст 18–20 лет (возраст
студента I–III курсов);
в) развитие личности студента в процессе обучения в любой
образовательной системе может осуществляться в ориентации на структуру
личности К.К. Платонова, схему отношений природного и социального Э.А. Голубевой и структуру учебной деятельности Н.М. Пейсахова.
2. Сопоставление структуры личности со структурой учебной деятельности позволяет подчеркнуть, что формирование и развитие направленности личности в большей степени происходит в процессе общения студента с педагогом и сверстниками на уровне отношений учебной деятельности; развитие способностей к самоорганизации и саморегуляции – на уровне поведения; развитие психических процессов, функций и способностей – на уровне познавательной деятельности; эмоционально–волевых свойств – на уровне психических состояний.
3. Индивидуально-психологические особенности студентов оказывают влияние на функционирование подструктур учебной деятельности, в частности на:
· подструктуру отношений – темперамент, функцио