В каких случаях применяется библиографический построенный тематический ?

Би6лиографический список, построенный тематически, применяется, когда необходимо отразить большое число библиографических описаний. Такое построение позволяет быстро навести справку на книги на одну из тем, в то время как при алфавитном или хронологическом построении для этого пришлось бы прочитывать весь список, отыскивая книги на нужную тему.

Расположение описаний в таком списке может быть различным:

а) по темам глав произведений с выделением в отдельную рубрику общих работ, охватывающих все или значительную часть тем;

б) по рубрикам того или иного раздела тематической классификации литературы, который соответствует общей теме диссертации.

В тематическом библиографическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть:

а) по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием);

б) по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным);

в) по виду издания и алфавиту фамилий авторов илипервых слов заглавий.

Форма связи описания с основным текстом делается здесь по номерам записей в списке.

Основные формы связи библиографического описания с основным текстом

В диссертациях используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения.

Основные особенности научного познания

Особенности научного познания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного знания, отличия его от ненаучного: 1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности и их систематизация. 2. Целью научного познания является – объективная истина. 3. Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги. 4. Логическая выводимость одних знаний из других. 5. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность. 6. Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания. 7) Возможность контроля над самой процедурой получения знания и возможность ее повторения. 8) Однозначность языка описания исследовательских процедур. 9) Опытная проверяемость (верифицируемость). 10) Непротиворечивость элементов системы научного знания. Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.

Формы вненаучного знания

Пинято выделять следующие формы вненаучногознания:

1) ненаучное, т. е. несистематизированное, неформализованное, входящее в противоречие с научной картиной мира;

2) паранаучное, т. е. околонаучное, несовместимое с гносеологическими стандартами науки и критериями научного знания;

3) лженаучное, т. е. использующее сознательно домыслы, предрассудки, неверные толкования явлений;

4) антинаучное, т. е. утопическое, искаженное представление о действительности;

5) псевдонаучное, т. е. некая интеллектуальная активность по поводу сенсационных положений (снежного человека, чудовища озера Лох-Несс, НЛО и пр.);

6) квазинаучное, т. е. поддерживаемое насильственными, идеологическими методами (например, лысенковщина);

7) знание паранормальных явлений.

В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (от греч. - внутренний; тайное, скрытое знание). Это познание претендует на статус науки, но таковым не является. Оно часто использует научную терминологию, но в действительности несовместимо с наукой. Это прежде всего так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др. Возникнув в эпоху поздней античности и получив развитие в средние века, они не исчезли в настоящее время, несмотря на развитие и распространение научных знаний. Этому явлению есть как гносеологические, так и социальные причины. Несмотря на рост научного знания, существует еще много «белых пятен», которые наука не в силах объяснить. Это порождает вненаучные толкования. С другой стороны, социальные кризисы способствуют росту оккультного знания. В переломные эпохи, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному. Возрождается вера в колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, спиритизм. Так было в годы кризиса, порожденного первой мировой войной, когда возникли «теория психотрансмутации» Г.Ю. Годжиева, антропософия Р. Штейнера, теософия Е.П. Блаватской и др. учения. В 60-е годы ХХ столетия во время кризиса в странах Запада оказались модными эзотерические учения. Кризис в нашей стране, порожденный перестроечными процессами, создал духовный вакуум, который быстро заполнился «учениями» далекими от науки. Даже телевидение стало пропагандировать экстрасенсов и других целителей.

Основные элементы теории

Основные функции теории

Научная теория выполняет целый ряд гносеологических (познавательных) и прагматических функций, содействующих достижению целей, которые стоят перед теорией. А. Эйнштейн отмечал, что "теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть “логической единственностью”".

Из зафиксированных А. Эйнштейном целей теории вытекают следующие ее функции.

Гносеологическая (познавательная) функция является главной и состоит в стремлении теории (как и науки в целом) к открытию законов изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть и научной теории.

В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

а) объективной, так как выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, поскольку присуща всем без исключения процессам данного класса, выражает их глубинную сущность;

в) необходимой, ибо в соответствующих условиях "пробивает дорогу" через цепь случайностей;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области;

д) повторяющейся и устойчивой.

Понятно, что выявить законы исследуемой области может достаточно развитая наука.

Синтетическая (систематизирующая) функция. Ее реализация заключается в процессе анализа, классификации и систематизации многочисленных фактов и первоначально разрозненных фрагментов научных знаний. Такие факты и фрагменты в теории приводятся в логическую взаимосвязь. Системность заключается в том, что разрозненные компоненты знания теория стремится вывести по дедуктивным правилам из общих посылок, в качестве которых выступают аксиомы, основные эмпирические и теоретические законы науки.

Очевидно, процесс такого рода систематизации никогда не может быть завершен и в первую очередь в таких теориях, которые опираются на наблюдения, эксперименты и эмпирические факты. Действительно, новые наблюдения и опыт, равно как и общественно-историческая практика, часто предоставляют ученым такие новые факты (существенно отличающиеся от прежних), которые вынуждают исследователей модифицировать теорию для их объяснения.

Тем не менее системный идеал теории ориентирует исследователей на поиск логической связи между различными компонентами теории, на попытки выведения основного содержания теории из минимального числа аксиом, основных законов и принципов теории. На этом направлении достигается целостное и системное представление изучаемой области науки.

Методологическая функция теории может быть рассмотрена двояким образом. Во-первых, развитая теория позволяет выработать эффективные методы деятельности в различных сферах социальной практики. В этом аспекте методологическая функция смыкается с праксеологической функцией научной теории. Во-вторых, теории высокой степени абстрактности выполняют методологическую роль для теорий меньшей степени обобщения, позволяя путем дедуктивных выводов выявлять характеристики конкретных объектов. Так, общая социология является методологическим основанием для построения социологических теорий среднего уровня: социологии политики, социологии семьи, социологии социальной сферы и др.

Объяснительная функция. Важнейшая гносеологическая функция теории заключается в том, что с ее помощью удается (или не удается, в случае неадекватности теории поставленным задачам) истолковать, объяснить и понять конкретные факты природной, социальной и технической действительности.

Простое накопление и описание фактов еще не делает науку наукой. Факты необходимо осмыслить и истолковать, объяснить с помощью теории.

Прогностическая функция теории проявляется в ее способности предсказывать новые состояния и тенденции исследуемых систем и тем самым прогнозировать будущее развитие событий. Отметим, что для некоторых наук такая функция теории является доминирующей. Примером может служить метеорология.

Основные особенности теории

Наши рекомендации