Научное исследование его сущность и особенности
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий, разработанных механизмов, методов, инструментов, методик.
Особенности:
1.Обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач.
2. Процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
3. Характеризуется систематичностью. Упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты.
4. Процессу присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Научное исследование: сущность и особенности
Основные средства научно-теоретического исследования:
1. Совокупность научных методов, всестороннеобоснованных и сведенных в единую систему.
2. Совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, диссертациях), в разработанных методиках, методах и т.д.
3) Основные термины науки
4) Методологические основы определения уровня развития науки в различных странах
Уровень развития национальных систем «науки и техники» стал на рубеже веков одним их основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их роль и место в системе мирового хозяйства
Основной состав ресурсных показателей науки
Основной показатель эффективности науки
Научно-информационный критерий – единственный универсальный критерий эффективности науки, ибо он отражает то существенное, что присуще каждому действительно научному результату, независимо от того, получен ли он в сфере фундаментальных или прикладных исследований, найдет ли он практическое применение или только пополнит сокровищницу человеческих знаний.
Оценка уровня развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение, т.е. ресурсные, "входные", показатели науки. Они могут быть выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсолютным показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, занятых в НИОКР, совокупные финансовые затраты, их распределение по областям знаний и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.
Во-вторых, индикаторы, оценивающие основной "выход" научных исследований — производство некого научного знания (фундаментального и прикладного), т.е. позволяющие определить полученный вклад в науку, степень "приращения" нового знания в определенной научно-технической области. Все количественные меры научного "выхода" базируются на предположении, что "выход" науки соответственно отражен в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны (общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно населения страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
Какие изобретения ищут в первую очередь инвесторы в настоящее время
Сущность и составляющие компоненты мироздания человека
Сущность термина «наука»
Наука как форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.
Отличительными признаками науки являются:
- выявление глубинных, сущностных связей и отношений Объективного мира, формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории;
- общезначимость научного знания;
- предвидение, прогнозирование изменения объекта;
- строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов;
- отсутствие ссылок на авторитет;
- непрерывное самообновление;
- наличие профессионально подготовленных кадров;
- наличие специального языка и методов исследования;
- строгая структурированность.
Функции науки:
- Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.
- Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.
- Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.
- Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.
- Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.
- Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.
- Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.