Письменное высказывание. Основные компоненты текста. Структура письменного высказывания.

Текст -последовательность предложений и слов, построенных согласно правилам данного языка и данной знаковой системы.

Доминанта текста- это уровень преобразования текста после перекодирования прочитанного содержания с помощью ключевых и смысловых рядов.

Опорные слова- логическая основа текста (эти слова никогда и ничем нельзя заменить)

Предикаты текста- это слова-процессы (глаголы, наречия)

Этапы формирования письменного высказывания:

1. Этап размышлений (начальный) – работа над содержанием в условиях индивидуальной деятельности ведется в плане внутренней речи. Ис­пользование письма выступает в качестве внеш­него средства фиксации промежуточных продуктов процесса размышления. Написанные слова, фразы, схемы выступают смысловыми опорами для дальнейшего размышления, основная функция которых связана не столько с запоминанием уже пройденного размышления в пути, сколько с задачами порождения будущего текста (фиксация прошлого для будущего). Первый этап заканчивается созданием плана будущего текста.

Все содержание будущего текста на этом этапе не может быть окончательно определено.

Операции:

а) определение границ темы;

б) решение задачи:

– поиск и формулирование проблемы;

– выдвижение возможных гипотез;

– выбор наиболее достоверной гипотезы;

– обоснование выбранной гипотезы;

в) обсуждение и формулирование за­мысла текста;

г) составление плана будущего текста.

2. Этап порождения первоначального текста (первона­чальное написание всего текста) - выражение, реализацию замысла в языковой форме. Осмысливаются ранее найденные и выделяются новые стороны содержания, которые еще не были осознаны на 1-м этапе. Впервые формулируется задача единства содержания и фор­мы текста, вступают в силу определенные (конструктивные и языковые) законы построения письменного научного высказывания. Первона­чальный замысел может быть изменен и даже отбро­шен как неподходящий для целей данного научного высказывания. В ходе написания текста может перестраи­ваться уже намеченный план текста, появляются но­вые идеи. Развитие идей, определенных еще на 1-м этапе, может привести к перераспределению акцен­тов в содержании, к перестройке всей намеченной автором логики развертывания текста, так как полное развертывание и формулирование на­меченных идей и организация их в определенную систему зачастую ведут к выявлению несоответствий, противо­речий, к выявлению необходимости доработки или переделки одних, расширения или сокращения других частей текста и т. д.

Все вышесказанное относится к порождению самостоятельного научного высказывания в том случае, когда текст субъективно труден для автора. Если задача по порождению текста, является субъективно легкой, то все вышеуказанное может не проявиться в полной мере: и намеченный замысел и развертка содержания могут быть почти без изменения выражены в написанном тексте. Субъ­ективная сложность или легкость порождения тек­ста связаны со сложностью рассматриваемых в тек­сте проблем, трудностью задач, поставленных авто­рами перед собой, с уровнем сформированности умений порождения текстов.

Операции:

а) выделение семантических границ высказывания (контекстная связ­ность);

б) смысловая связность единиц высказывания;

в) логико-грамматическая связность фраз;

г) обеспечение коммуникативной на­правленности высказывания.

3. Доработка и редактирование письменного высказывания (заключительный этап) -в процессе доработки и редактирования, которые могут происходить неоднократно, продолжается работа над планом содержания. Доработку и редактирование лучше всего начинать через какое-то время после создания первоначального варианта текста, когда возникает некоторая «отстране­нность» от собственного текста, когда он начинает видеться как бы «другими глазами» и значительно легче выявляются недостатки его содержательной сто­роны, а также случаи нарушения связности и т. д. Возникшая «отстраненность» дает автору (адресанту) возможность встать на позицию адресата своего текста и тем самым оценить и отредактировать его с точки зрения доступности и понятности.

Этап доработки и редактирования текста интере­сен еще тем, что на нем возможен диалог автора с самим собой: диалог между «собой бывшим» – авто­ром созданного текста и «собой настоящим» – редактирующим этот текст.

Операции:

а) редактирование плана содержания;

б) редактирование плана выраже­ния.

13. Познавательные процессы — это некая форма отражения субъектом окружающей действительности. Виды познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление.

Наши рекомендации