Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития

Практикум

по дисциплине:

«Психолого-педагогическая диагностика»

Выполнила студентка:Юкина З.Д.

Проверила:кандидат экономических наук, доцентКлимова Елена Юрьевна

Москва, 2017

Содержание

1. Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития ………………… ..……………. 2

2. Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями……………… …………… 6

3. Анализ индивидуальных результатов, полученных по констатирующим показателям психолого-педагогического статуса (ППС)…………..… 11

4. Группы детей класса на основании анализа критериальных и констатирующих показателейпсихолого-педагогического статуса (ППС) ……………………………………………………………………. 12

5. Диагностические выводы и рекомендации по отношению к группам детей, выделенным в ходе скринингового исследования …………..... 13

6. Ребёнок для углубленного психодиагностического обследования ….. 15

Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями

Критериальные показатели – это показатели, которые помогают сравнить уровень конкретного ученика с уровнем класса и нормами.

Мною был проведён ряд исследований уровня развития отдельных психических процессов ребёнка:

1. Восприятие:

· Методика «Чего не хватает?» - помогает выявить быстроту процесса восприятия

· Ребёнку предлагается набор картинок; на каждой из них что-то пропущено; необходимо как можно быстрее сориентироваться и заполнить пропуск; экспериментатор засекает время (в секундах), потраченное на каждую картинку

Количественные критерии оценки Ученик, который был выбран для исследования Общее исследование всего класса
     
10 баллов – 25 секунд на каждое задание   1 человек
8-9 баллов – 25-30 секунд на каждое задание   12 человек
6-7 баллов – 31-35 секунд на каждое задание Уровень выбранного дня исследования ученика 8 человек
4-5 баллов – 36-40 секунд на каждое задание   4 человека
2-3 балла – 41-45 секунд на каждое задание   2 человека
0-1 балл – более 45 секунд на каждое задание   1 человек


2. Внимание:

· Методика «Что не так?» - помогает узнать, как распределяется внимание ученика на занятии

· Детей просят посчитать вслух по порядку от такого-то до такого-то числа,при этом отвлекают внимание, считая параллельно с ним вслух в обратном порядке или давая дополнительное задание не называть определенную цифру

Количественные критерии оценки Ученик, который был выбран для исследования Общее исследование всего класса
Хороший уровень – 0-4 ошибки 5 человека
Средний уровень – 4-7 ошибок Уровень развития выбранного ученика 15человек
Ниже среднего – 7-10 ошибок   7 человек
Низкий уровень – 10-13 ошибок 1 человек

3. Память и восприятие:

· Методика «Услышь-увидь, запомни и повтори» - помогает узнать, какой тип памяти и восприятия являются ведущими у ребёнка

· Ребёнку предлагается ряд слов для запоминания по очереди разными способами (10 разных слов): для восприятия на слух идёт чтение с интервалом в 3 секунды, затем через 10 секунд после окончания чтения ребёнка просят повторить слова; 10 минут отдыха; далее идёт чтение про себя и воспроизведение через 10 секунд; снова 10 минут отдыха;чтение вслух слов экспериментатором сопровождается жестами и/или проговариваниеми снова воспроизведение через 10 секунд

Количественные критерии оценки Уровень ученика, выбранного для исследования Общее исследование всего класса
     
При слуховом восприятии 8 слов 15 человек -7 слов
При зрительном восприятии 9 слов 17 человек –8 слов
При моторно-слуховом восприятии 7 слов 20 человек –6 слов
При комбинированном восприятии 5 слов 25 человек – 5 слов

4. Память:

· Методика «Запомни и повтори» - помогает узнать объём памяти ребёнка

· Ребенку предлагается ряд чисел для запоминания (10 штук), он повторяет числа в прямом и обратном порядке



Количественные критерии оценки Уровень ученика, выбранного для исследования Общее исследование всего класса
     
Хороший уровень (5-6 чисел при воспроизведении в прямом порядке и 4-5 чисел при воспроизведении в обратном порядке) 4 числа при воспроизведении в прямом порядке и 3 числа при воспроизведении в обратном порядке При воспроизведении в прямом порядке: 17 человек – 5-6 чисел 1 человек – 8 чисел 10 человек – 4 и менее чисел   При воспроизведении в обратном порядке: 12 человек – 4-5 чисел 2 человека – более 5 чисел 14 человек – 3 и менее чисел

5. Развитие речи:

· Методика «Испорченный телефон» - помогает изучить уровень словарного запаса ребёнка и сформированность звукопроизношения и грамматического строя речи

· Ребёнку предлагается ряд слов для объяснения

Количественные критерии оценки Уровень ученика, выбранного для исследования Общее исследование всего класса
     
Хороший уровень – 8-10 баллов   5 человек
Средний уровень – 7-10 баллов Уровень ученика, выбранного для исследования 20 человек
Низкий уровень –3-0 балла   3 человек

Анализ результатов: если оценивать общий уровень развития ребёнка, то можно сказать, что по большинству критериев он находится на средней ступени развития; однако уровень развития воспринятая находится ближе к низкому; преобладает зрительное восприятие.

Практикум

по дисциплине:

«Психолого-педагогическая диагностика»

Выполнила студентка:Юкина З.Д.

Проверила:кандидат экономических наук, доцентКлимова Елена Юрьевна

Москва, 2017

Содержание

1. Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития ………………… ..……………. 2

2. Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями……………… …………… 6

3. Анализ индивидуальных результатов, полученных по констатирующим показателям психолого-педагогического статуса (ППС)…………..… 11

4. Группы детей класса на основании анализа критериальных и констатирующих показателейпсихолого-педагогического статуса (ППС) ……………………………………………………………………. 12

5. Диагностические выводы и рекомендации по отношению к группам детей, выделенным в ходе скринингового исследования …………..... 13

6. Ребёнок для углубленного психодиагностического обследования ….. 15

Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития

Для того, чтобы выделить параметры психологического и педагогического статуса школьника обратимся к общей методике диагностики социального статуса школьника в целом и конкретным методикам, направленным на выявление уровня развития отдельных психических процессов.

Остановимся на каждом критерии по подробнее:

I. Уровень развития познавательной сферы:

1. Сформированность всех психических процессов: здесь важны не только уровень развития самих процессов и их объём, но также и уровень развития произвольности этих процессов. К психическим процессам относятся: мышление, восприятие, внимание, память, воображение и основные навыки и умения в учебной деятельности (обобщение, классификация, аналогия, выделение и т. д.)

2. Развитие речи:сюда входят и понимание смысла слов и правильное их произношение и употребление, и умение пользоваться словами в процессе мышления, и богатый словарный запас, и разнообразие грамматических структур, их правильность и точность употребления

3. Развитие моторики, особенно мелкой:под этим понимается сформированность у ребёнка навыков и умений различных видов ручного труда, развитие навыков письма, аккуратность оформления

4. Соотношение умственной деятельности и темпа обучения:очень важно и то, как ребёнок работает на уроках, сохраняется ли активность в течение всего занятия, успевает ли ребёнок работать в едином темпе со всем классом и т. п.

II. Уровень развития поведенческих навыков и умений, общения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:

1. Взаимоотношения со сверстниками: здесь важно обращать на то, как ребёнок играет и учится в коллективе, готов ли он к групповым формам работы, строит ли позитивные дружеские отношения с одноклассниками или наоборот, возникают ли конфликты при общении и как они разрешаются, способен ли ребёнок дружить и т. п.

2. Взаимоотношения с педагогами:в данном случае отмечают, как ребёнок общается с учителями, уважает ли он из, способен ли строить отношения «ученик-учитель» и действовать согласно им.

3. Сформированность культурных, социальных и этических норм: не менее важно, чем все остальное, насколько ребёнок усвоил навыки этикета, принятых норм и правил повеления в обществе, личной гигиены и т. д.

4. Регуляция своих действий и поведения:исследуется также уровень владения навыками и умениями самоконтроля, понимания последствия своих действий и их морально-этической стороны, регуляции своих эмоций и особенно негативных проявлений

5. Активность: под этим понимается уровень развития самостоятельности деятельности ребёнка, причём, как познавательной, так и социально-бытовой, а также уровень активности действий

III. Уровень развития мотивационной сферы:

1. Учебная мотивация: наличие или отсутствие у ребёнка желания учиться (мотивации к обучению) и уровень его сформированности, какие задания предпочитает выполнять на уроках (посложнее или попроще), стремится ли познавать или лучше работать с готовыми заданиями, проявляет ли интерес и самостоятельность в процессе познания

2. Эмоциональное состояние: очень важно последить, с какими эмоциями ребёнок приходит в школу, как относится к урокам и выполнению заданий, какие эмоции проявляет по отношению к педагогам и сверстникам, а также уровень владения этими эмоциями

IV. Отношение ребёнка к окружающему миру и самому себе:

1. Взаимоотношения со сверстниками:здесь исследуются, умения и навыки ребёнка заводить друзей, важность их мнения для него

2. Взаимоотношения со сверстниками: здесь важно не как именно ребёнок строит отношения с педагогами, а как он реагирует, какие эмоции при построении таких взаимоотношений испытывает

3. Отношение к процессу обучения: отмечают также, как ребёнок реагирует на сам процесс обучения и его эмоции по данному поводу, понимает ли он важность и необходимость получения знаний для своего развития

4. Отношение к себе: изучаюсь ещё и самооценка ребенка, уровень её адекватности, принятие собственной личности самим ребёнком его эмоции по отношению к самому себе

Все вышеперечисленные факторы очень важно рассматривать во всей полноте и в комплексе, так как они влияют на формирование положительной и адекватной самооценки и просто оценки ребёнком учебного процесса, от них зависит формирование соответствующей и позитивной одновременно мотивации к обучению, получение удовольствия и положительных эмоций, а также желания ученика к познанию. Ещё комплексная оценка всестороннего развития помогает найти правильный подход к обучению каждого ученика с учётом всех его возрастных и индивидуальных особенностей и дать необходимые рекомендации родителям и п педагогам для того, чтобы сделать процесс обучения максимально понятным, доступным, интересным и приносящим только положительные эмоции.

В процессе диагностики мною будут рассматриваться ученики начальной школы. Для них наиболее важными показателями при оценке психолого-педагогического статуса являются уровень сформированности и развития психических процессов познавательной сферы и особенности мотивационно-личностной сферы. Именно в начале процесса обучения необходимо сформировать положительную мотивацию и адекватную оценку к данному процессу, а также все психические процессы. Это позволит избежать трудностей в обучении в дальнейшем. Затем по степени важности идёт оценка поведенческой сферы и общения. Замыкает ранжирование по значимости оценка отношения ребёнка к миру и самому себе.

Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями

Критериальные показатели – это показатели, которые помогают сравнить уровень конкретного ученика с уровнем класса и нормами.

Мною был проведён ряд исследований уровня развития отдельных психических процессов ребёнка:

1. Восприятие:

· Методика «Чего не хватает?» - помогает выявить быстроту процесса восприятия

· Ребёнку предлагается набор картинок; на каждой из них что-то пропущено; необходимо как можно быстрее сориентироваться и заполнить пропуск; экспериментатор засекает время (в секундах), потраченное на каждую картинку

Количественные критерии оценки Ученик, который был выбран для исследования Общее исследование всего класса
     
10 баллов – 25 секунд на каждое задание   1 человек
8-9 баллов – 25-30 секунд на каждое задание   12 человек
6-7 баллов – 31-35 секунд на каждое задание Уровень выбранного дня исследования ученика 8 человек
4-5 баллов – 36-40 секунд на каждое задание   4 человека
2-3 балла – 41-45 секунд на каждое задание   2 человека
0-1 балл – более 45 секунд на каждое задание   1 человек

2. Внимание:

· Методика «Что не так?» - помогает узнать, как распределяется внимание ученика на занятии

· Детей просят посчитать вслух по порядку от такого-то до такого-то числа,при этом отвлекают внимание, считая параллельно с ним вслух в обратном порядке или давая дополнительное задание не называть определенную цифру

Количественные критерии оценки Ученик, который был выбран для исследования Общее исследование всего класса
Хороший уровень – 0-4 ошибки 5 человека
Средний уровень – 4-7 ошибок Уровень развития выбранного ученика 15человек
Ниже среднего – 7-10 ошибок   7 человек
Низкий уровень – 10-13 ошибок 1 человек

3. Память и восприятие:

· Методика «Услышь-увидь, запомни и повтори» - помогает узнать, какой тип памяти и восприятия являются ведущими у ребёнка

· Ребёнку предлагается ряд слов для запоминания по очереди разными способами (10 разных слов): для восприятия на слух идёт чтение с интервалом в 3 секунды, затем через 10 секунд после окончания чтения ребёнка просят повторить слова; 10 минут отдыха; далее идёт чтение про себя и воспроизведение через 10 секунд; снова 10 минут отдыха;чтение вслух слов экспериментатором сопровождается жестами и/или проговариваниеми снова воспроизведение через 10 секунд

Количественные критерии оценки Уровень ученика, выбранного для исследования Общее исследование всего класса
     
При слуховом восприятии 8 слов 15 человек -7 слов
При зрительном восприятии 9 слов 17 человек –8 слов
При моторно-слуховом восприятии 7 слов 20 человек –6 слов
При комбинированном восприятии 5 слов 25 человек – 5 слов

4. Память:

· Методика «Запомни и повтори» - помогает узнать объём памяти ребёнка

· Ребенку предлагается ряд чисел для запоминания (10 штук), он повторяет числа в прямом и обратном порядке

Количественные критерии оценки Уровень ученика, выбранного для исследования Общее исследование всего класса
     
Хороший уровень (5-6 чисел при воспроизведении в прямом порядке и 4-5 чисел при воспроизведении в обратном порядке) 4 числа при воспроизведении в прямом порядке и 3 числа при воспроизведении в обратном порядке При воспроизведении в прямом порядке: 17 человек – 5-6 чисел 1 человек – 8 чисел 10 человек – 4 и менее чисел   При воспроизведении в обратном порядке: 12 человек – 4-5 чисел 2 человека – более 5 чисел 14 человек – 3 и менее чисел

5. Развитие речи:

· Методика «Испорченный телефон» - помогает изучить уровень словарного запаса ребёнка и сформированность звукопроизношения и грамматического строя речи

· Ребёнку предлагается ряд слов для объяснения

Количественные критерии оценки Уровень ученика, выбранного для исследования Общее исследование всего класса
     
Хороший уровень – 8-10 баллов   5 человек
Средний уровень – 7-10 баллов Уровень ученика, выбранного для исследования 20 человек
Низкий уровень –3-0 балла   3 человек

Анализ результатов: если оценивать общий уровень развития ребёнка, то можно сказать, что по большинству критериев он находится на средней ступени развития; однако уровень развития воспринятая находится ближе к низкому; преобладает зрительное восприятие.

Наши рекомендации