Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития
Практикум
по дисциплине:
«Психолого-педагогическая диагностика»
Выполнила студентка:Юкина З.Д.
Проверила:кандидат экономических наук, доцентКлимова Елена Юрьевна
Москва, 2017
Содержание
1. Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития ………………… ..……………. 2
2. Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями……………… …………… 6
3. Анализ индивидуальных результатов, полученных по констатирующим показателям психолого-педагогического статуса (ППС)…………..… 11
4. Группы детей класса на основании анализа критериальных и констатирующих показателейпсихолого-педагогического статуса (ППС) ……………………………………………………………………. 12
5. Диагностические выводы и рекомендации по отношению к группам детей, выделенным в ходе скринингового исследования …………..... 13
6. Ребёнок для углубленного психодиагностического обследования ….. 15
Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями
Критериальные показатели – это показатели, которые помогают сравнить уровень конкретного ученика с уровнем класса и нормами.
Мною был проведён ряд исследований уровня развития отдельных психических процессов ребёнка:
1. Восприятие:
· Методика «Чего не хватает?» - помогает выявить быстроту процесса восприятия
· Ребёнку предлагается набор картинок; на каждой из них что-то пропущено; необходимо как можно быстрее сориентироваться и заполнить пропуск; экспериментатор засекает время (в секундах), потраченное на каждую картинку
Количественные критерии оценки | Ученик, который был выбран для исследования | Общее исследование всего класса |
10 баллов – 25 секунд на каждое задание | 1 человек | |
8-9 баллов – 25-30 секунд на каждое задание | 12 человек | |
6-7 баллов – 31-35 секунд на каждое задание | Уровень выбранного дня исследования ученика | 8 человек |
4-5 баллов – 36-40 секунд на каждое задание | 4 человека | |
2-3 балла – 41-45 секунд на каждое задание | 2 человека | |
0-1 балл – более 45 секунд на каждое задание | 1 человек |
2. Внимание:
· Методика «Что не так?» - помогает узнать, как распределяется внимание ученика на занятии
· Детей просят посчитать вслух по порядку от такого-то до такого-то числа,при этом отвлекают внимание, считая параллельно с ним вслух в обратном порядке или давая дополнительное задание не называть определенную цифру
Количественные критерии оценки | Ученик, который был выбран для исследования | Общее исследование всего класса |
Хороший уровень – 0-4 ошибки | 5 человека | |
Средний уровень – 4-7 ошибок | Уровень развития выбранного ученика | 15человек |
Ниже среднего – 7-10 ошибок | 7 человек | |
Низкий уровень – 10-13 ошибок | 1 человек |
3. Память и восприятие:
· Методика «Услышь-увидь, запомни и повтори» - помогает узнать, какой тип памяти и восприятия являются ведущими у ребёнка
· Ребёнку предлагается ряд слов для запоминания по очереди разными способами (10 разных слов): для восприятия на слух идёт чтение с интервалом в 3 секунды, затем через 10 секунд после окончания чтения ребёнка просят повторить слова; 10 минут отдыха; далее идёт чтение про себя и воспроизведение через 10 секунд; снова 10 минут отдыха;чтение вслух слов экспериментатором сопровождается жестами и/или проговариваниеми снова воспроизведение через 10 секунд
Количественные критерии оценки | Уровень ученика, выбранного для исследования | Общее исследование всего класса |
При слуховом восприятии | 8 слов | 15 человек -7 слов |
При зрительном восприятии | 9 слов | 17 человек –8 слов |
При моторно-слуховом восприятии | 7 слов | 20 человек –6 слов |
При комбинированном восприятии | 5 слов | 25 человек – 5 слов |
4. Память:
· Методика «Запомни и повтори» - помогает узнать объём памяти ребёнка
· Ребенку предлагается ряд чисел для запоминания (10 штук), он повторяет числа в прямом и обратном порядке
Количественные критерии оценки | Уровень ученика, выбранного для исследования | Общее исследование всего класса |
Хороший уровень (5-6 чисел при воспроизведении в прямом порядке и 4-5 чисел при воспроизведении в обратном порядке) | 4 числа при воспроизведении в прямом порядке и 3 числа при воспроизведении в обратном порядке | При воспроизведении в прямом порядке: 17 человек – 5-6 чисел 1 человек – 8 чисел 10 человек – 4 и менее чисел При воспроизведении в обратном порядке: 12 человек – 4-5 чисел 2 человека – более 5 чисел 14 человек – 3 и менее чисел |
5. Развитие речи:
· Методика «Испорченный телефон» - помогает изучить уровень словарного запаса ребёнка и сформированность звукопроизношения и грамматического строя речи
· Ребёнку предлагается ряд слов для объяснения
Количественные критерии оценки | Уровень ученика, выбранного для исследования | Общее исследование всего класса |
Хороший уровень – 8-10 баллов | 5 человек | |
Средний уровень – 7-10 баллов | Уровень ученика, выбранного для исследования | 20 человек |
Низкий уровень –3-0 балла | 3 человек |
Анализ результатов: если оценивать общий уровень развития ребёнка, то можно сказать, что по большинству критериев он находится на средней ступени развития; однако уровень развития воспринятая находится ближе к низкому; преобладает зрительное восприятие.
Практикум
по дисциплине:
«Психолого-педагогическая диагностика»
Выполнила студентка:Юкина З.Д.
Проверила:кандидат экономических наук, доцентКлимова Елена Юрьевна
Москва, 2017
Содержание
1. Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития ………………… ..……………. 2
2. Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями……………… …………… 6
3. Анализ индивидуальных результатов, полученных по констатирующим показателям психолого-педагогического статуса (ППС)…………..… 11
4. Группы детей класса на основании анализа критериальных и констатирующих показателейпсихолого-педагогического статуса (ППС) ……………………………………………………………………. 12
5. Диагностические выводы и рекомендации по отношению к группам детей, выделенным в ходе скринингового исследования …………..... 13
6. Ребёнок для углубленного психодиагностического обследования ….. 15
Параметры психолого-педагогического статуса школьника и их вес на конкретном этапе обучения и развития
Для того, чтобы выделить параметры психологического и педагогического статуса школьника обратимся к общей методике диагностики социального статуса школьника в целом и конкретным методикам, направленным на выявление уровня развития отдельных психических процессов.
Остановимся на каждом критерии по подробнее:
I. Уровень развития познавательной сферы:
1. Сформированность всех психических процессов: здесь важны не только уровень развития самих процессов и их объём, но также и уровень развития произвольности этих процессов. К психическим процессам относятся: мышление, восприятие, внимание, память, воображение и основные навыки и умения в учебной деятельности (обобщение, классификация, аналогия, выделение и т. д.)
2. Развитие речи:сюда входят и понимание смысла слов и правильное их произношение и употребление, и умение пользоваться словами в процессе мышления, и богатый словарный запас, и разнообразие грамматических структур, их правильность и точность употребления
3. Развитие моторики, особенно мелкой:под этим понимается сформированность у ребёнка навыков и умений различных видов ручного труда, развитие навыков письма, аккуратность оформления
4. Соотношение умственной деятельности и темпа обучения:очень важно и то, как ребёнок работает на уроках, сохраняется ли активность в течение всего занятия, успевает ли ребёнок работать в едином темпе со всем классом и т. п.
II. Уровень развития поведенческих навыков и умений, общения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:
1. Взаимоотношения со сверстниками: здесь важно обращать на то, как ребёнок играет и учится в коллективе, готов ли он к групповым формам работы, строит ли позитивные дружеские отношения с одноклассниками или наоборот, возникают ли конфликты при общении и как они разрешаются, способен ли ребёнок дружить и т. п.
2. Взаимоотношения с педагогами:в данном случае отмечают, как ребёнок общается с учителями, уважает ли он из, способен ли строить отношения «ученик-учитель» и действовать согласно им.
3. Сформированность культурных, социальных и этических норм: не менее важно, чем все остальное, насколько ребёнок усвоил навыки этикета, принятых норм и правил повеления в обществе, личной гигиены и т. д.
4. Регуляция своих действий и поведения:исследуется также уровень владения навыками и умениями самоконтроля, понимания последствия своих действий и их морально-этической стороны, регуляции своих эмоций и особенно негативных проявлений
5. Активность: под этим понимается уровень развития самостоятельности деятельности ребёнка, причём, как познавательной, так и социально-бытовой, а также уровень активности действий
III. Уровень развития мотивационной сферы:
1. Учебная мотивация: наличие или отсутствие у ребёнка желания учиться (мотивации к обучению) и уровень его сформированности, какие задания предпочитает выполнять на уроках (посложнее или попроще), стремится ли познавать или лучше работать с готовыми заданиями, проявляет ли интерес и самостоятельность в процессе познания
2. Эмоциональное состояние: очень важно последить, с какими эмоциями ребёнок приходит в школу, как относится к урокам и выполнению заданий, какие эмоции проявляет по отношению к педагогам и сверстникам, а также уровень владения этими эмоциями
IV. Отношение ребёнка к окружающему миру и самому себе:
1. Взаимоотношения со сверстниками:здесь исследуются, умения и навыки ребёнка заводить друзей, важность их мнения для него
2. Взаимоотношения со сверстниками: здесь важно не как именно ребёнок строит отношения с педагогами, а как он реагирует, какие эмоции при построении таких взаимоотношений испытывает
3. Отношение к процессу обучения: отмечают также, как ребёнок реагирует на сам процесс обучения и его эмоции по данному поводу, понимает ли он важность и необходимость получения знаний для своего развития
4. Отношение к себе: изучаюсь ещё и самооценка ребенка, уровень её адекватности, принятие собственной личности самим ребёнком его эмоции по отношению к самому себе
Все вышеперечисленные факторы очень важно рассматривать во всей полноте и в комплексе, так как они влияют на формирование положительной и адекватной самооценки и просто оценки ребёнком учебного процесса, от них зависит формирование соответствующей и позитивной одновременно мотивации к обучению, получение удовольствия и положительных эмоций, а также желания ученика к познанию. Ещё комплексная оценка всестороннего развития помогает найти правильный подход к обучению каждого ученика с учётом всех его возрастных и индивидуальных особенностей и дать необходимые рекомендации родителям и п педагогам для того, чтобы сделать процесс обучения максимально понятным, доступным, интересным и приносящим только положительные эмоции.
В процессе диагностики мною будут рассматриваться ученики начальной школы. Для них наиболее важными показателями при оценке психолого-педагогического статуса являются уровень сформированности и развития психических процессов познавательной сферы и особенности мотивационно-личностной сферы. Именно в начале процесса обучения необходимо сформировать положительную мотивацию и адекватную оценку к данному процессу, а также все психические процессы. Это позволит избежать трудностей в обучении в дальнейшем. Затем по степени важности идёт оценка поведенческой сферы и общения. Замыкает ранжирование по значимости оценка отношения ребёнка к миру и самому себе.
Анализ индивидуальных результатов полученных по критериальным показателям психолого-педагогического статуса школьника (ППС) и соотнесение развития важнейших психических процессов ребёнка с различными нормативными показателями
Критериальные показатели – это показатели, которые помогают сравнить уровень конкретного ученика с уровнем класса и нормами.
Мною был проведён ряд исследований уровня развития отдельных психических процессов ребёнка:
1. Восприятие:
· Методика «Чего не хватает?» - помогает выявить быстроту процесса восприятия
· Ребёнку предлагается набор картинок; на каждой из них что-то пропущено; необходимо как можно быстрее сориентироваться и заполнить пропуск; экспериментатор засекает время (в секундах), потраченное на каждую картинку
Количественные критерии оценки | Ученик, который был выбран для исследования | Общее исследование всего класса |
10 баллов – 25 секунд на каждое задание | 1 человек | |
8-9 баллов – 25-30 секунд на каждое задание | 12 человек | |
6-7 баллов – 31-35 секунд на каждое задание | Уровень выбранного дня исследования ученика | 8 человек |
4-5 баллов – 36-40 секунд на каждое задание | 4 человека | |
2-3 балла – 41-45 секунд на каждое задание | 2 человека | |
0-1 балл – более 45 секунд на каждое задание | 1 человек |
2. Внимание:
· Методика «Что не так?» - помогает узнать, как распределяется внимание ученика на занятии
· Детей просят посчитать вслух по порядку от такого-то до такого-то числа,при этом отвлекают внимание, считая параллельно с ним вслух в обратном порядке или давая дополнительное задание не называть определенную цифру
Количественные критерии оценки | Ученик, который был выбран для исследования | Общее исследование всего класса |
Хороший уровень – 0-4 ошибки | 5 человека | |
Средний уровень – 4-7 ошибок | Уровень развития выбранного ученика | 15человек |
Ниже среднего – 7-10 ошибок | 7 человек | |
Низкий уровень – 10-13 ошибок | 1 человек |
3. Память и восприятие:
· Методика «Услышь-увидь, запомни и повтори» - помогает узнать, какой тип памяти и восприятия являются ведущими у ребёнка
· Ребёнку предлагается ряд слов для запоминания по очереди разными способами (10 разных слов): для восприятия на слух идёт чтение с интервалом в 3 секунды, затем через 10 секунд после окончания чтения ребёнка просят повторить слова; 10 минут отдыха; далее идёт чтение про себя и воспроизведение через 10 секунд; снова 10 минут отдыха;чтение вслух слов экспериментатором сопровождается жестами и/или проговариваниеми снова воспроизведение через 10 секунд
Количественные критерии оценки | Уровень ученика, выбранного для исследования | Общее исследование всего класса |
При слуховом восприятии | 8 слов | 15 человек -7 слов |
При зрительном восприятии | 9 слов | 17 человек –8 слов |
При моторно-слуховом восприятии | 7 слов | 20 человек –6 слов |
При комбинированном восприятии | 5 слов | 25 человек – 5 слов |
4. Память:
· Методика «Запомни и повтори» - помогает узнать объём памяти ребёнка
· Ребенку предлагается ряд чисел для запоминания (10 штук), он повторяет числа в прямом и обратном порядке
Количественные критерии оценки | Уровень ученика, выбранного для исследования | Общее исследование всего класса |
Хороший уровень (5-6 чисел при воспроизведении в прямом порядке и 4-5 чисел при воспроизведении в обратном порядке) | 4 числа при воспроизведении в прямом порядке и 3 числа при воспроизведении в обратном порядке | При воспроизведении в прямом порядке: 17 человек – 5-6 чисел 1 человек – 8 чисел 10 человек – 4 и менее чисел При воспроизведении в обратном порядке: 12 человек – 4-5 чисел 2 человека – более 5 чисел 14 человек – 3 и менее чисел |
5. Развитие речи:
· Методика «Испорченный телефон» - помогает изучить уровень словарного запаса ребёнка и сформированность звукопроизношения и грамматического строя речи
· Ребёнку предлагается ряд слов для объяснения
Количественные критерии оценки | Уровень ученика, выбранного для исследования | Общее исследование всего класса |
Хороший уровень – 8-10 баллов | 5 человек | |
Средний уровень – 7-10 баллов | Уровень ученика, выбранного для исследования | 20 человек |
Низкий уровень –3-0 балла | 3 человек |
Анализ результатов: если оценивать общий уровень развития ребёнка, то можно сказать, что по большинству критериев он находится на средней ступени развития; однако уровень развития воспринятая находится ближе к низкому; преобладает зрительное восприятие.