Выявление фундаментальных убеждений о самих себе
Вновь обратитесь к записям в «Дневнике мыслей». Выберите какую-нибудь одну запись, касающуюся ситуации, когда вы испытывали сильные эмоции. Завершите выполнение упражнения тогда, когда придете к категоричному, безусловному утверждению о самих себе. В отношении любой автоматической мысли вы можете спросить себя: «Если это правда, что в этом такого плохого? Что это говорит обо мне?». Возможно, вам придется задать себе вопрос «Что это говорит обо мне?» большее количество раз, чем в задании, а может быть, вы придете к фундаментальному убеждению, задав этот вопрос всего один-два раза. Периодически задавая себе вопрос: «Что это говорит обо мне?», вы сможете понять фундаментальные убеждения, которые лежат в основе выявленных прежде автоматических мыслей.
Например: Не думаю, что нравлюсь Марше
(Что в этом такого плохого?)
||
Когда бы я ни сходился с людьми, это заканчивалось тем,
что я начинал вызывать у них антипатию.
(Что это говорит обо мне?)
||
У меня ни с кем не будет близких отношений.
(Что это говорит обо мне?)
||
Я не могу нравиться.
Это пример иллюстрирует способ выявления исходных предположений и фундаментальных убеждений человека относительно самого себя. Метод «сверху вниз» можно также использовать для выявления представлений о других людях или о мире в целом, если немножко изменить вопросы. Например, представления о других людях можно выявить, спросив себя: «Что эта ситуация говорит о других людях?» Исходные представления или фундаментальные убеждения о мире можно выявить, задав вопрос: «Что эта ситуация говорит об окружающем мире?»
ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕМ
Вернувшись к записям в своем «Дневнике мыслей», попытайтесь увидеть темы, которые бы связывали две и более записей. Обратите особое внимание на записи в третьей графе - «Автоматические мысли». Обобщите различные мысли, завершите предложения из письменного задания 9.1.
Письменное задание 9.1
ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕМ
Я____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Другие люди _________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Окружающий мир _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕТОД «СВЕРХУ ВНИЗ»: ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ О САМИХ СЕБЕ
Ситуация (из «Дневника мыслей)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Что это говорит обо мне?
||
____________________________________________________________
Что это говорит обо мне?
||
____________________________________________________________
Что это говорит обо мне?
||
____________________________________________________________________________________________
Что это говорит обо мне?
||
_____________________________________________________________________________________________
Что это говорит обо мне?
||
_____________________________________________________________________________________________
Что это говорит обо мне?
||
_____________________________________________________________________________________________
ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ О ДРУГИХ ЛЮДЯХ
Выберите из «Дневника мыслей» запись, касающуюся ситуации, когда вы испытывали сильные эмоции. Выполните письменное задание 9.3, опираясь на «Дневник мыслей». Возможно, вам придется задать себе вопрос «Что это говорит о других людях?» большее количество раз, чем в задании, а может быть, вы придете к фундаментальному убеждению, задав этот вопрос всего один-два раза.
Письменное задание 9.3
МЕТОД «СВЕРХУ ВНИЗ»: ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
УБЕЖДЕНИЙ О ДРУГИХ ЛЮДЯХ
Ситуация (из «Дневника мыслей)
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Что это говорит о других людях?
||
_____________________________________________________________________________________________
Что это говорит о других людях?
||
_____________________________________________________________________________________________
Что это говорит о других людях?
||
_____________________________________________________________________________________________
Что это говорит о других людях?
||
_____________________________________________________________________________________________
ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Выберите из «Дневника мыслей» запись, касающуюся ситуации, когда вы испытывали сильные эмоции. Выполните письменное задание 9.4 опираясь на «Дневник мыслей». Завершите выполнение упражнения тогда, когда придете к категоричному, безусловному утверждению, касающемуся окружающего мира. Возможно, вам придется задать себе вопрос «Что это говорит об окружающем мире?» большее количество раз, чем в задании, а может быть, вы придете к фундаментальному убеждению, задав этот вопрос всего один-два раза.
Письменное задание 9.4
МЕТОД «СВЕРХУ ВНИЗ»: ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
УБЕЖДЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Например: Ситуации. Начальник пригласил Мариссу
на аттестационную беседу.
Автоматические мысли. Я опять сделала ошибку.
Он собирается меня уволить.
«Сверху вниз»
(Что эта говорит об окружающем мире?)
||
Со мной всегда случаются неприятности.
(Что это говорит об окружающем мире?)
||
Мир жесток.
(Что это говорит об окружающем мире?)
Мир настроен против меня.
МЕТОД «СВЕРХУ ВНИЗ»: ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
УБЕЖДЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Ситуация (из «Дневника мыслей)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Что это говорит об окружающем мире?
||
__________________________________________________________________________________________
Что это говорит об окружающем мире?
||
___________________________________________________________________________________________
Что это говорит об окружающем мире?
||
___________________________________________________________________________________________
Что это говорит об окружающем мире
____________________________________________________________________________________________
Что это говорит об окружающем мире
____________________________________________________________________________________________
Что это говорит об окружающем мире
____________________________________________________________________________________________