Раздел 2. ЖИВОЕ РАССУЖДЕНИЕ МАЗЫКОВ
В этом разделе я бы хотел рассказать о том, что узнал во время своих этнографических поездок к мазыкам. Второй из моих мазыкских учителей, имевший обрядовое прозвище Дядька, что значит Наставник, создал даже целую Науку Думать, в память о Суворовской Науке побеждать. В ней немало внимания было уделено рассуждению.
К сожалению, у меня не было возможности вести записи. Когда я тайком включал магнитофон в кармане куртки, Дядька просто прекращал говорить о деле, очевидно, чувствуя, что я не в нужном состоянии сознания. Вести записи в блокноте он просто запрещал, потому что хотел, чтобы я не записывал, а понимал.
Конечно, я пытался вначале записать то, о чем говорили, по отъезде, чаще всего в поезде. Но обычно возвращался я утомленным и невыспавшимся. И в поезде меня смаривало. А дома наваливались дела, накопившиеся за недельный отъезд. Так я и не смог составить полноценного описания того, чему учил старый мазыка.
Но это и было его требованием. Он не хотел, чтобы я помнил, он хотел передать умения, а не знания. Поэтому он даже не рассказывал, он учил, и учил так, чтобы ничего не запоминалось, но все усваивалось. Фокус этот я понял лишь в конце обучения. И он не сложен.
Дело в том, что у нас два хранилища знаний о мире: память и образ мира. То, что хранится в памяти, требует усилия для удерживания образов, но зато его можно извлечь именно так, как положил. В образе же мира хранятся, в сущности, такие же знания про мир, но качество их иное. Они как бы проверены нами и больше не вызывают сомнений. Поэтому мы их словно бы не помним, а «так видим мир», то есть мы его «ими и видим», в сущности, узнаем, конечно.
За счет перехода в это хранилище, которое обеспечивает наше выживание, образы становятся «легче», в том смысле, что их не надо как-то особо помнить, делая усилие. За меня это усилие совершает сам образ мира, как основа Разума. В итоге я всегда владею всем, что лежит в нем, владею и пользуюсь естественно, без усилия и не задумываясь. И оно никогда и никуда не теряется.
Но зато его и не вспомнить по желанию. Как часто бывает трудно вспомнить что-то совсем привычное. Вроде того, в какую сторону надо поворачивать ключ в замке вашей двери или ручки на газовой плите. «Руки сами помнят». На самом деле, конечно, не руки, а разум, но это сейчас не важно.
В общем, Дядька говорил, всегда обращаясь к образу мира, так чтобы я знал, а не помнил. В итоге я могу, но мне трудно вспоминать. Поэтому придется просто пройти от какого-то начала по ходу естественно разворачивающегося рассуждения. Оно и вытащит все нужные воспоминания из образа мира.
В таком подходе есть один недостаток, который является преимуществом: это простой рассказ о простых вещах.
Глава 1. С чего начать
Начать рассказ можно с самых разных вещей. Рассуждение, как учил Дядька, начинается с того, что ты хочешь.
Это отличает живое рассуждение от научного, которое не просто может начинаться прямо с каких-нибудь формул, по поводу которых автор решил высказать свои мысли, но и принципиально исключает Я из рассуждения.
Живое рассуждение всегда ведется отличной цели, и это важно, потому что разум — это орудие выживания. Моего выживания в этом мире.
Глава 2. Что я хочу
Цель живого рассуждения всегда явно присутствует в нем. Она не обязательно заявляется, но она либо очевидна, либо может быть названа самому себе в любой миг.
Сказанное мною, наверное, звучит странно, поскольку люди считают, что всегда знают, зачем они делают то или иное дело. Это большой самообман и большая редкость!
Как психолог-прикладник я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди либо вообще не понимают, почему они поступают так, а не иначе, либо они не могут назвать свою скрытую цель даже самим себе. Самый простой случай, это когда человек хочет доказать что-то вроде теоремы Ферма. И поскольку он хочет её доказать, то ему кажется, что именно это и есть его цель. Но задайте ему вопрос: а зачем? — и он теряется.
А зачем вы хотите то, что хотите и делаете? Ступенькой к чему будет исполнение вашего желания? Вот оно и является истинной целью, которая правит всем вашим поведением и, что сейчас особенно важно, вашим рассуждением.
Рассуждение есть лишь способ думать. Но, хотя рассуждает и рассудок, думает с его помощью разум. А разум всегда решает лишь те задачи, которые необходимы либо для нашего выживания, либо для лучшей жизни. Выживание — это сохранение жизни тела. Но тело нужно душе для решения какой-то задачи на Земле. Без него никак нельзя.
Однако, как только выживание обеспечено с достатком, появляется возможность оторваться от телесных забот и заняться душой. И тут же мы начинаем улучшать жизнь. Жизнь лучшая, чем нужно для телесного выживания, это жизнь души. А лучшая она потому, что душа жаждет даже здесь на земле привычной среды обитания, в которой она испытывает негу и блаженство. Именно их и должны обеспечить те улучшения, которые мы делаем за пределами битвы за выживание.
При этом мы очень плохо осознаем свою душу, а порой просто считаем, что ее и совсем нет. Поэтому душевные порывы воспринимаются нами как какие-то желания личности. Но личностные желания — это личные слабости. В обществе их принято скрывать, чтобы не дать возможности нанести себе удар. И мы скрываем свои настоящие цели.
Причем скрываем мы их с раннего детства, учась лгать и отводить глаза. И так успешны в том, что однажды отводим их даже самим себе. Душа при этом все равно есть и правит нашей жизнью. Только мы либо не видим её, либо прячем, потому что она — самое болезненное место в человеке.
Соответственно, какое бы рассуждение я ни начал, оно ведет к какой-то цели, которая родилась из душевного желания. Я скрываю ото всех присутствие души в моем рассуждении, убирая из него то, что намекает на душу. Из-за этого рассуждение становится невнятным, оно теряет ясность и четкость.
Но я еще и стараюсь отвести глаза от того, что рассуждение строилось ради души, добавляя лишние слова, например, о справедливости, математических идеалах или о спасении человечества. И рассуждение становится мутным.
Как вы видите, теперь в нем не меньше трех слоев, из которых два отделяют нас от строгого и точного рассуждения.
На деле слоев может быть и больше. К тому же эти слои могут состоять из множества усложнений и украшений.
Живое рассуждение начинается с четкого и однозначного определения цели, ради которой оно ведется. Но это невозможно, если не увидеть, что для абсолютно точного рассуждения нужно заявить окончательную цель. Свою окончательную цель!
Это не сделать, не познав себя. Поэтому приходиться применять упрощающий прием: приходиться заявлять двойную цель: я хочу этого, потому что хочу достичь того-то. Я хочу заработать денег, потому что хочу быть счастлив. Я хочу написать роман, потому что хочу освободиться от мучающего меня творческого порыва. Я хочу построить дачный домик, потому что хочу иметь место, куда сбегать от жены…
Это очевидно, решение вашей задачи может лежать в том, чтобы построить дом, а может быть в том, чтобы вернуть любовь…
Ответ скрыт в точном рассуждении, а оно недоступно, пока мы не скажем, чего же в действительности хотим.