Память как психический познавательный процесс

1111111111111111

Психика– это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психикапроявляется в психических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследуетанатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучаютнейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией –регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты – общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

2222222222222222222222222

Предмет и объект общей психологии

Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее.

Объект общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

  • психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
  • психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
  • психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
  • психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.

Предмет общей психологии тождественен универсальному предмету психологической науки в целом. Им выступает психический (душевный) план индивидуальной жизни как нечто единое и непрерывное, целостное и внутренне расчлененное, невозобновляющееся и устойчивое. В динамике психической жизни обнаруживается постоянство общей функции живущего человека: «быть в психической связи с миром». А в процессе реализации данной функции «психическое» приобретает способность быть свойством и потенцией индивида.

Исходную задачу общей психологии составляет исследование отношений психики, обращенных к миру, индивиду в его жизненной активности, к себе самой и соответственно преломленных сквозь «объект», «субъект» и «психическое ядро» индивида. Отношения рассматриваются при этом в качестве объективных, субъективных и внутрипсихических. Данное различение выглядит достаточно условным, если помнить о естественной неразрывности мира - индивидуальной - жизни, индивида -живущего -в- мире и психического способа - индивидуальной - жизни. В то же время, моделирование допускает некоторую жесткость дефиниций, и важнейшим его шагом является нахождение наиболее существенных содержаний, детерминирующих факторов и форм психических отношений. Это означает определение основных понятий общей психологии.

Психическое - способ внутренней жизни, соотнесения с миром и освоения его, способ самоизъявления и творчества индивида в мире. Специфика психического дана в непосредственном проживании; его познание выражается скорее в гипотезах, чем в объяснениях; самопознание психического дает эффекты поразительной глубины.

33333333333333333333

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта - в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Нарушение ощущений

Сенсорнаягипопатия — это нарушение чувствительности, которое выражается в резком изменении порогов ощущений, при этом как сильные, так и слабые раздражители вызывают одинаково слабые ощущения.

Сенсорнаягиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.

Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

· Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;

· Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;

· Идентификация (опознавательное действие) - отождествление объекта с уже имеющимися образами;

· Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии читайте здесь.

444444444444444444444

Внимание

Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

  • Обнаружение
  • Избирательное внимание
  • Распределённое внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:

  • Внешнее – направлено на окружающий мир;
  • Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
  • Моторное

Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует определенных волевых усилий.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

На мой взгляд, внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

555555555555555555

666666666666666666666666666666

Речь- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Как психический познавательный процесс речь представляет человеку возможность:
- взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
- получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения(правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
- изучать историю жизни на планете;
- обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
- обмениваться информацией с другими людьми.

Коммуникативная. Заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо.

Познавательная. Обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений.

Психодиагностическая. Состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая. Выражается в речевой поддержке индивидуально нуждающегося в психологической помощи. Как гласит народная поговорка: «Слово лечит, слово - калечит».

К речи предъявляется ряд требований:
- хорошо поставленный голос;
- сбапансированность по темпу;
- богатый словарный запас;
- сбалансированность длины предложений;
- уровень синтаксической сложности речи;
- насыщенность речи абстрактными выражениями, иностранными н специальными терминами;
- правильное употребление слов (переставьте слова в выражении «кровь с молоком»);
- словарный состав речи (должен соответствовать знаниям слуша-N [ей и социальным установкам);
- язык выступающего должен быть в известной мере близок языку иудитории;
- относительная простота языка;
- разумное применение штампов и стереотипов;
- краткость речи, длинная фраза плохо воздействует на слух аудитории и дыхание оратора. «Величайшее достоинство оратора не только i казать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон);
- точность выражений;
- образность речи;
- конкретность речи;
- поэтичность речи;
- прямое обращение, использование личных местоимений.

77777777777777777777777777----88888888888888888888

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре­чью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду­маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Выделяют следующие виды мышления:

- Наглядно-действенное– здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

- Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

999999999999999999999999

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от по­знавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Важно заметить, что одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают от­вращение, третьи — оставляют равнодушным. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что отраже­ние в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято назы­вать эмоциями и чувствами.

Деятельность работников юридического труда нередко протекает в ус­ловиях высокого нервного напряжения. По϶ᴛᴏму юристу крайне важно уметь управлять ϲʙᴏими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») — ϶ᴛᴏ переживание чело­веком ϲʙᴏего личного отношения к реальной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ некᴏᴛᴏᴩые эмоции человека совпадают с эмоциями жи­вотных, например ярость и страх. При этом ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, то есть чувства.

Отметим, что термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементар­ную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии или несоответ­ствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. В случае если пред­меты и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворе­нием потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, будут безразличными для него,

Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаи­мосвязаны, они имеют существенные различия. Переживания, связан­ные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей орга­низма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и живот­ным. При этом эмоции человека имеют ряд значимых отличий от эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием соци­ального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с кᴏᴛᴏᴩыми связана та или иная эмоция.

В процессе общественно-исторического развития социальной жизни людей в сфере их переживаний побудет особая форма и отражения и отношения к окружающему миру — чувства, специфически человечес­кие переживания, возникающие на базе удовлетворения или неудов­летворения потребностей человека как личности (таких, как потребнос­ти в общении, в познании, эстетические и т, п.). Чувства, например, товарищества, стыда и совести, долга и ответственности и т. д. присуши только человеку как общественному существу. Своеобразие эмоций и чувств пробудет в особой субъективности, зависящей от личност­ной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Важно заметить, что один и тот же предмет, ситуация, слу­чай, преступление в разное время могут вызывать у человека различные переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимо­связи эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и чувств.

В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процес­сах, пробудут наиболее существенные особенности личности. В от­личие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко прояв­ляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.

Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Отметим, что каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные пе­реживания, между кᴏᴛᴏᴩыми существует множество переходов. Так, радости противостоит горе, любви — ненависть, коллективизму — эго­изм и т. п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут пережи­ваться человеком с различной глубиной, в зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой личностью.

Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценки испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать.

Физиологической основой эмоций и чувств будут сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При ϶ᴛᴏм соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах различно. И.П. Павлов говорил по ϶ᴛᴏму поводу: ".. эмоция — ϶ᴛᴏ есть работа инстинкта, а чувство — горечь, печаль и т. д. — ϶ᴛᴏ уже статья другая, ϶ᴛᴏ связано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе"*.

10000000000000000000000000

Воля- процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровнеобразы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);

2) на произвольном уровнедействия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;

3) волевая регуляциявозникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания).

Волевая регуляция -это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевыедействия.

Воля выполняет четыре функции:

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения,в преодолении препятствий.

4.Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.

111111111111111111111111111111111

Профессиональноеповедениеюриста – соблюдениесовокупностиобязательныхюридически-определенныхиэтическихправилпрофессиональногоповеденияприисполнениислужебныхобязанностейиливнепосредственнойсвязисними (служебноеповедение), атакжесвязанныхсегонеслужебнымположениемлибообладаниемпрофессиональнойинформацией, профессиональныминавыками (внеслужебноеповедение).

Именновысокаястепеньвлиянияюристакаклица, осуществляющегопрофессиональнуююридическуюдеятельность, объясняеттотфакт, чтопрофессиональноеповедениеюристарегулируетсянормативно-правовымиактами. Нарушенияюридически-определенныхлибоэтическихправилпрофессиональногоповедениясоответственновлекутсанкциивотношенииюристов, допустившихэтинарушения. Например, всоответствиисп.7 и 9 ст.14 ЗаконаРФ«ОстатусесудейвРоссийскойФедерации»основаниямипрекращенияполномочийсудьисредипрочихявляются: занятиедеятельностью, несовместимойсдолжностьюсудьи, атакжесовершениепоступка, позорящегочестьидостоинствоилиумаляющегоавторитетсудебнойвласти.

Проблемапрофессиональногоповеденияюристаособенноостровозникаетприсовмещениивидовдеятельности, преждевсего, юридической, политической, предпринимательской, атакжевовсехслучаях, когдаюристы (осознанноилинет) стремятсяиспользоватьсвоеположениевличныхцелях.

Профессиональноеповедениеюристаможетвыражатьсяввидедействий: а) совершаемыхприисполнениислужебныхобязанностейиливнепосредственнойсвязисними (служебноеповедение); б) связанныхсегонеслужебнымположениемлибообладаниемпрофессиональнойинформацией, профессиональныминавыкамиипр. (внеслужебноеповедение).

Примерамиразличныхпозитивных, нейтральныхинегативныхвидовипроявленийпрофессионального (служебногоивнеслужебного) поведенияюристамогутбытьвчастности: ведениеполитическойагитации; лоббированиезаконопроектов; совершениевсвоихцеляхюридическизначимыхдействий; выступлениявсредствахмассовойинформацииипередгражданами; соблюдениенекоторыхобщихиспециальныхнормнравственности; со­вершениегражданско-правовыхсделоксиспользованиемдолж­ностноговлияния (приобретениеакций, покупкаквартиры) идр. Всеэтивидыповедениямогутпроявлятьсявслужебнойсфере, атакжевсфереполитики, экономическойдеятельности, вбыту. Смыслрегулированияпрофессиональногоповеденияюристовсостоитвтом, чтобы:

а) обеспечитьинтересыобществаиграж­дан, минимизироватьрискзлоупотреблениязначительнымивоз­можностямиюридическойпрофессии, особенновотдельныхеесферах (правоохрана, суд, прокуратураипр.)

б) защититьсамихюристовотпреувеличенныхтребований;

в) обосноватьнеобходи­мыеиразумныеметодысоциальногоконтролязадеятельностьююристов, посколькуначинающиеидажеопытныеюристывы­нужденысчитатьсястем, чтообществопостояннопроявляетповышенныйинтерескповедениююристов.

Профессиональноеповедениеюристовимеетправовуюрегламентацию. Используются 2 способаправовойрегламентациипрофессиональногоповеденияюриста, тесносвя­занныемеждусобой:

а) запретысовершатьопределенныедей­ствиялибонаноситьущербавторитетупрофессии;

б) предписа­ниявестисебядолжнымобразомвсоответствующихситуациях.

Всякийзапретприрегламентациипрофессиональногоповеде­нияюристадолженбытьобосновантем, чтозапрещаемоепове­дениеможетлибонарушатьправаисвободыдругихлиц, либоподорватьдовериекпрофессиональнойдеятельностиюристов. Безэтогоограничениесвободыповеденияюристовпротиворечи­лобыосновнымначаламконституционногозаконодательства. Втожевремявсюду, гденеограниченноеиспользованиеюристамисвоихправсоздаетопасностьдлядругихлицилипрямонаруша­етихправа, возможнозапрещающеевмешательствозакона. Такойподходпроявляетсявомногихстранах.

Действующеезаконодательстводовольноподробноииногдавесьмажесткорегламентируетпрофессиональноеповедениеюрис­товименнопутемзапретов. Рассмотримвначалеобщиепредпи­санияоповеденииюристов, азатемпредписания, относящиесякотдельнымсферамповедения.

Формальнотрудноговоритьоналичииправовогорегулированияповедениявсехгруппюристовкакединогоцелого. Разумеется, всеюристысвоимпрофессиональнымповедениемнемогутнарушатьКонституциюРФ, совершатьпра­вонарушения. Многиеположения, регулирующиепрофессиональноеповедениедолжностныхлицвсфереборьбыспреступностью, сформулированывдокументахООНимеждународныхсоглашениях.

Втожевремясуществуютобщиепредписания, определяющиеповедениеюристов, находящихсянагосударственнойслужбе. Они, нераспространяясьнаюристов–лицсвободнойпрофессии, всежевкакой-томеремогутбытьвпоследствиивключеныивзаконы, определяющиеположение«свободных»юристов, вкаждомслучае, разумеется, необходимособыйподход.

Применительнокпрофессиональномуповедениюследуетуказатьнарядограничений, воспринятыхотраслевымзаконодательством: запрещениезаниматьсядругойоплачиваемойдеятельностью (кромепедагогической, научнойиинойтворческой); бытьдепутатоморгановпредставительногоиместногосамоуправления; заниматьсяличноиличерездоверенныхлицпредпринимательскойдеятельностьюимногиедругие.

1111111111111222222222222222222

Понятие личности является одним из ключевых в психологии.В научной психологии термины,обозначающие представителей человеческого вида,имеют несколько разное значение и указывают на разные функциональные признаки:

• Человек -самое широкое понятие,обозначающее любого представителя виды homosapiens.

• Индивид обозначает конкретного представителя из вида homosapiens.

• Личность указывает на общественную сущность человека,т.к.может сформироваться только в социуме,приобретая характеристики,связанные с взаимодействием человека с миром людей:коммуникабельность,акцентуация характера,организаторские способности

• Индивидуальность -единичное,уникальное проявление личности,характерные только для данного конкретного индивида (например,речь).

Личность — это человек,взятый в системе таких его психологических характеристик,которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях,являются устойчивыми,определяют нравственные поступки человека,имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности:

• Способности (понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека,определяющие его успехи в различных видах деятельности)

• Темперамент (включает качества,от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства)

• Характер (содержит качества,определяющие поступки человека в отношении других людей)

• Волевые качества (охватывают несколько специальных личностных свойств,влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей)

• Эмоции (переживания)

• Мотивация (побуждения к деятельности)

• Социальные установки (убеждения и отношения людей)

Направленность личности -интересы,идеалы,убеждения,мировоззрение.

Теория личности А.Н. Леонтьева:

По мнению А.Н.Леонтьева,«личность человека создается общественными отношениями».Личность,по его мнению, -это психологическое образование особого типа,порождаемое жизнью человека в обществе.Соподчинение различных деятельностей создает основание личности,формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека -физическую конституцию,тип нервной системы,темперамент,биологические потребности,эффективность,природные задатки,а также прижизненно приобретенные знания,умения и навыки,в том числе профессиональные.Перечисленные выше категории,по его мнению,составляют индивидные свойства челове

Наши рекомендации