Монокулярный параллакс движения

Монокулярный параллакс движения (от греческого слова parataxis — перемена, изменение) — это монокулярный источник информации о глу­бине я взаимном расположении объектов в поле зрения, возникающий в результате перемещения наблюдателя или объектов. Более точное опре­деление монокулярного параллакса движения таково: параллакс движе­ния — это изменения во взаимном расположении ретинальных изображе­ний объектов, лежащих на разном удалении от наблюдателя, вызванные поворотом его головы. Когда наблюдатель фиксирует свой взгляд на какой-нибудь точке, находящейся в поле зрения, а его голова совершает движе­ние (пусть даже незначительное), ему начинает казаться, что объекты, лежащие ближе точки фиксации, перемещаются быстрее, чем более уда­ленные объекты. Короче говоря, ему кажется, что более близко располо­женные предметы перемещаются быстрее, нежели более удаленные.

Кроме того, кажущееся направле­ние движения близко расположенных объектов отличается от кажущегося на­правления движения удаленных объек­тов. Наблюдателю кажется, что объекты, расположенные ближе точки фиксации взгляда, перемещаются в направлении, противоположном направлению движе­ния его головы, а направление движения объектов, лежащих за точкой фиксации, совпадает с направлением движения его головы. Следовательно, и относительная скорость, и направление воспринимаемо­го движения зависят от местоположения точки фиксации взгляда наблюдателя. Вместе эти параметры являются постоян­но действующим источником информа­ции о взаимном расположении объектов в поле зрения.

Экспериментальное подтверждение

Параллакс движения

Существование параллакса движения легко доказать следующим обра­зом. Закройте один глаз и расположите на линии взгляда один за дру­гим два предмета, например два пальца, так, чтобы один был ближе к вам примерно на 10 дюймов (около 25 см), чем другой. Если, зафик­сировав взгляд на более удаленном пальце, вы повернете голову, вам покажется, что палец, который ближе, перемещается в направлении, противоположном направлению движения головы. Если же вы зафик­сируете взгляд на том пальце, который ближе, вам покажется, что бо­лее удаленный палец перемещается в том же направлении, что и ваша голова.

Параллакс движения — относительное кажущееся движение объек­тов в поле зрения — является важным источником информации о глуби­не и удаленности и особенно эффективен в тех случаях, когда речь идет о таких ситуациях, как восприятие объектов, выступающих на фоне объектов, находящихся на заднем плане. Как станет ясно из материала следующего раздела (при обсуждении зрительно воспринимаемого обры­ва), параллакс движения используется многими видами животных (вклю­чая и насекомых) как очень важный признак, помогающий им избегать всевозможных углублений и обрывов.

Динамическая перспектива

Описанные в предыдущей главе паттерны оптического потока <...> являются еще одним источником информации о глубине и удаленности, получаемой за счет движения. Вспомните, что паттерны оптического по­тока, создаваемые движением по направлению к поверхностям или па­раллельно им, дают информацию о скорости и направлении движения. В них также содержится информация об относительной удаленности объектов от движущегося наблюдателя. Дж.Дж.Гибсон назвал содержа­щийся в паттернах оптического потока источник информации о расстоя­нии, на котором находятся объекты, динамической перспективой (motion perspective). Например, когда наблюдатель приближается к фронтальной поверхности, он благодаря изменяющейся перспективе может оценить взаимное расположение объектов по отношению к нему1. Это чувство знакомо всем: где бы вы ни шли, вам кажется, что объекты, расположен­ные ближе к вам, проносятся мимо быстрее, чем более удаленные, созда­вая на сетчатке последовательность «проплывающих» или стремительно «текущих» друг за другом изображений и тем самым снабжая вас надеж­ной информацией об относительной удаленности.

Аккомодация

Аккомодация была описана нами <...> как механизм образования на сетчатке четкого изображения в результате фокусировки хрусталика ресничными мышцами, получающими соответствующий сигнал от оку-ломоторной, или глазодвигательной, мышцы. Поскольку аккомодация при фокусировке взгляда на близлежащих объектах отличается от акко­модации при его фокусировке на удаленных объектах, окуломоторные сигналы (т.е. степень сокращения мышцы) могут служить источником информации о положении в пространстве того объекта, за которым ве­дется наблюдение. Поскольку «настройка» хрусталика определяется рас­стоянием, на котором находится объект наблюдения, аккомодация так­же может служить источником информации о глубине и удаленности. Следует, однако, помнить, что возможности аккомодации как источника пространственной информации весьма ограничены. Оценить с помощью аккомодации глубину и удаленность можно лишь в том случае, если рас­стояние, отделяющее наблюдателя от объекта, не превышает 2 м.

Прежде чем перейти к обсуждению бинокулярных признаков, мы расскажем еще об одном, дополнительном, источнике информации, на этот раз — когнитивной природы, который также может вносить свой вклад в восприятие пространства, — о знакомом размере.

Знакомый размер

Когда мы смотрим на знакомые объекты, мы пользуемся не только их визуальными признаками глубины и расстояния, но и информацией невизуального характера, например представлениями об их величине и форме, приобретенными нами благодаря предшествующему опыту. Мы хорошо знаем размеры окружающих нас объектов и достаточно точно можем оценить их, основываясь на своих воспоминаниях. Хотя знакомый размер объекта и не является визуальным признаком глубины или уда­ленности в строгом смысле этого понятия, он может играть заметную роль в восприятии пространства, а вот ответить на вопрос, в какой мере мы используем подобную информацию, — непросто.

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что роль знакомого размера объекта в определении его кажущегося размера зави­сит прежде всего от условий, в которых ведется наблюдение. Возможно, что если суждения о размере знакомых объектов выносятся в обычных условиях наблюдения, при которых визуальные признаки четко выраже­ны, информация о знакомом размере и не используется1. Когда же на­блюдение за объектами проводится в неблагоприятных условиях, т.е. когда признаки затененности и светимости, а также удаленности выра­жены слабо или вовсе отсутствуют, знание размеров объектов, другими словами знакомый размер, может иметь важное значение для решения вопроса об их габаритах. Иначе говоря, информация о величине объек­тов, основанная на предшествующем знакомстве с их аналогами, исполь­зуется тогда, когда визуальные признаки удаленности либо выражены недостаточно четко, либо вовсе отсутствуют.

Бинокулярные признаки

Монокулярные признаки дают богатую пространственную информа­цию, и на базе монокулярного зрения могут выполняться многие опера­ции, успех которых зависит от зрения. Однако восприятие пространствен­ной информации от некоторых источников требует активности обоих глаз. Некоторые функциональные и структурные аспекты бинокулярно­го зрения описаны нами в предыдущих главах. Сейчас мы приступаем к описанию бинокулярных признаков — тех видов пространственной ин­формации, которые могут быть получены за счет восприятия окру­жающей обстановки обоими глазами.

Конвергенция

Конвергенцией называется тенденция глаз к сближению при ско­ординированной фиксации на объектах, расположенных вблизи от наблю­дателя.

Объекты, расположенные далеко от наблюдателя, напротив, рас­сматриваются им таким образом, что линии взглядов обоих глаз практи­чески параллельны. Поскольку конвергенция контролируется глазодви­гательными мышцами, степень их напряженности может служить при­знаком глубины или удаленности: чем ближе объект, тем более они напряжены. Однако, как и аккомодация, конвергентные движения гла­за в качестве источника информации о глубине или удаленности полез­ны только в тех случаях, когда речь идет об объектах, расположенных вблизи от наблюдателя.

Бинокулярная диспаратностъ

Как правило, животные с фронтально расположенными глазами, и в первую очередь хищники и приматы, обоими глазами видят относитель­но большую часть поля зрения (т.е. у них относительно большие области бинокулярного перекрывания, см. рис. 16). Однако в пределах области бинокулярного перекрывания два глаза получают несколько отличные друг от друга изображения одной и той же объемной композиции.

У человека это происходит потому, что его глаза удалены друг от друга примерно на 2—3 дюйма (около 5—8 см). В том, что два изображе­ния немного отличаются друг от друга, легко убедиться, если рассматри­вать какой-либо находящийся поблизости объект поочередно каждым гла­зом. В зависимости от местоположения точки фиксации взгляда поле зрения одного глаза несколько отличается от поля зрения другого.

Эта разница между двумя ретинальными изображениями называет­ся бинокулярной диспаратностъю (или иногда — бинокулярным парал­лаксом).

Восприятие времени. Биологическая основа восприятия времени. Когнитивные теории восприятия времени.

X. Шиффман

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Шиффман X. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.

Ниже будут рассмотрены два основных объяснения восприятия вре­мени: одно из них имеет биологическую основу, второе — когнитивную. Эти объяснения не являются ни взаимоисключающими, ни исчерпываю­щими.

Наши рекомендации