Некоторые пользы, извлекаемые из суры аль-Фатиха.

Автор:

Шейху-ль-Ислам Мухаммад ат-Тамими.

[Источник: "ад-Дурару ас-Сания", 13/73].

Разъяснение:

Шейха Салиха ибн Фаузана ибн АбдиЛлаха Аль-Фаузана.

Содержание:

Предисловие переводчика. Стр.: 2.

Общее разъяснение смысла суры Аль-Фатиха Шейхом Аль-Фаузаном. Стр.: 3.

Любви и ее видах. Стр.: 6.

Любовь, надежда и страх из видов поклонения Аллаху, у кого они соберутся, то тогда это станет основой поклонения, а тот, кто поклоняется Аллаху на основе одного из этих трех, тот заблудший. Стр.: 9.

Два вида Таухида извлекаемые из смысла 5 аята суры Фатиха. Стр.: 11.

Опровержение нововведенцам и виды прямого пути. Стр.: 12.

Три группы людей: те на кого пала Милость Аллаха, те на кого пал гнев Аллаха и заблудшие и по какой причине это произошло. Стр.: 12.

Над всем силен и мощен только Аллах. Стр.: 14.

Посредством размышления над смыслом суры Фатиха, человек познает своего Господа и самого себя. Стр.: 14.

Последствия некоторых атрибутов Аллаха переходят на творения, если их смысл связан с творениями. Стр.: 15-16.

Предисловие переводчика.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Автором этого послания, является один из известнейших ученых нашей современности достопочтенный шейх ‘алляма (ученый) Салих ибн Фаузан ибн АбдиЛлах Аль-Фаузан, да хранит его Аллах, является разъяснением на книгу «Некоторые пользы извлекаемые из суры аль-Фатиха» автором которого является шейху-ль-Ислам Мухаммад ат-Тамими, да смилостивится над ним Аллах.

В этом послании рассматриваются, как указано в заглавии некоторые пользы суры аль-Фатиха, с четкими доводами и краткими разъяснениями.

Передается что Ибн 'Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «(Однажды) когда Джибриль, мир ему, сидел у пророка он услышал раздавшийся сверху звук (открывающихся дверей). Джибриль, мир ему, поднял взгляд на небо и сказал: "Этот (звук издали) врата (нижнего) неба, которые были открыты сегодня, а до сегодняшнего дня не открывались никогда, и через (эти врата) спустился ангел, который пришел к пророку и сказал: "Радуйся. Дарованы тебе два света, которые не были дарованы ни одному из пророков (живших) до тебя, порадуйся же им! Это (сура) "Аль-Фатиха" и заключительная часть суры "Аль-Бакара", и что бы из них ты ни прочел, тебе обязательно будет даровано это!" Текст этот принадлежит Насаи, который передал его в своем «Сунане» (2/138), а у Имама Муслима текст схожий в «Сохихе» (№806).

В настоящее время для призыва к единобожию необходимы переводы книг, в которых содержатся простые и доходчивые разъяснения основ Таухида (Единобожия), правильный Манхадж (пути) пророков Аллаха, основы вероубеждения и основы Фикха, принадлежащие перу известнейших ученых Ислама, которые были бы понятны любому простому мусульманину и вообще любому человеку желающему, познать суть Ислама.

Чтобы он смог совершить первый свой шаг из мраков невежества, ширка и ереси (нововведений) к ослепительно-яркому свету Таухида (Единобожия) и «Пречистой Сунне» последнего Посланца Аллаха Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) посланного на эту землю, как великой милостью Аллаха ко всем Своим творениям.

Прошу Аллаха Тауфийк (содействия) и помощи, чтобы эта книга стала полезной для мусульман.

В заключение я прошу Всевышнего Аллаха принять наши благие дела и сохранить нам награду за их совершение вплоть до того Дня, когда мы с Ним встретимся.

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочными сердцами». (Сура аш-Шу’ра:88-89).

Хвала Аллаху, Господу миров, обращенная к Нему Одному прежде всякой вещи и в завершение всего.

Абу ‘Имран Мухаммад Дамаджий г. Сургут. 1436 г. Хиджры.

Общее разъяснение смысла суры Аль-Фатиха Шейхом Аль-Фаузаном.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Шейх Мухаммад Ат Тамими приводит Аяты из суры аль-Фатиха:

Хвала Аллаху Господу всех миров.

Милостивому, Милосердному.

Властелину Дня Воздаяния.

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:

Вся хвала принадлежит Аллаху Господу всех миров! Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду его роду и всем его сподвижникам.

Это послание было написано для разъяснения некоторых польз извлекаемых из великой суры аль-Фатиха. Это сура называется аль-Фатиха (открывающая), потому что ею открывается «Священное писание». Она идет по счету первой в Кур’ане. Также она называется «семь (аятов) славных», потому что состоит из семи аятов.

«Мы даровали тебе семь повторяемых (аятов) и великий Кур’ан».(аль-Хиджр: 87).

В этом аяте упоминается о семи аятах славных.

Или говорят, например: я заучил «славные». Это потому что они постоянно повторяются в каждом рак’ате молитвы. Также она называется «Мать книги», подобно тому, как называют, например какую-то вещь «мать чего-то», подразумевая, что определенные вещи по своей сути основываются к ней, так как Кур’ан по своему смыслу возвращается к содержанию этой суры. Также она называется мольбой.

Это стало известно из хадиса «кудси» (священный хадис, передаваемый от Аллаха), который передал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам), что Аллах Свят Он и Возвышен говорит: «Поделил Я мольбу между Мною и Моим рабом напополам (аль-Фатиху). Когда раб говорит: «вся хвала принадлежит только Аллаху Господу всех миров»,Аллах говорит:«восхвалил Меня мой раб».Когда раб говорит:«Милостивый, Милующий»,Аллах говорит:«восславил Меня раб Мой».Когда раб говорит:«Властелин Судного Дня».Аллах говорит:«возвеличил Меня раб Мой».Когда он говорит:«только Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи»,Аллах говорит:«Это между Мной и Моим рабом напополам, и для Моего раба то, что он просит»». (Хадис передал Муслим №395 от Абу Хурейры).

В суре аль-Фатиха семь аятов, из нее три с половиной аята для Аллаха, которые восславляют Его ’Азза уа Джалля и из нее три с половиной аята для Его раба, со слов «И только Тебя мы просим о помощи» и до самого конца суры.

Это и есть смысл слов Аллаха ’Азза уа Джалля «поделил я мольбу пополам», то есть суру аль Фатиха «Между Мной и Моим рабом напополам».

Также ее называют «достаточная», «заклинающая» потому, что однажды группа сподвижников находилась в одном из районов проживания арабов и попросили местных жителей, чтобы они проявили к ним гостеприимство. Однако жители этого селения отказали им в гостеприимстве. В это время один из уважаемых жителей этого селения был укушен скорпионом, после чего жители селения пришли и обратились к сподвижникам с просьбой прочитать им заклинание для укушенного. Один из сподвижников сказал им: "Мы сделаем ему заклинание, но вы отказали нам в гостеприимстве, поэтому мы прочитаем заклинание только за вознаграждение. Жители селения принесли им часть барана, после чего сподвижники прочитали над укушенным суру аль-Фатиха. После чего он встал так, как будто бы освободился от оков. Затем они пришли к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) и сообщили ему о том, что с ними произошло. Он сказал: «А кто вам сообщил вам, что она заклинающая?».(Хадис передал аль-Бухари №2276,5007,5736,0749 и Муслим №2201 от Абу Са’ида аль-Худри).

Поэтому эта сура после этого случая стала называться «заклинающая».

Эта сура великая! На ее величие указывает тот факт, что Аллах сделал ее чтение обязательным, рукном (столпом) из арканов (столпов) молитвы. Она постоянно повторяется в каждом рака’ате. Что указывает на ее величие.

Она содержит в себе величественные смыслы. В ней содержится три вида таухида (единобожия):

Первое: «Вся хвала принадлежит Аллаху Господу всех Миров»в этом аяте таухид ар-рубубия (единобожие Аллаха в господстве);

Второе: «Милостивому Милующему, Властелину Судного Дня» в этих аятах таухид аль-асмау уа ас-сыфат (единобожие Аллаха в Его именах и качествах);

Третье: «Тебе мы только поклоняемся и тебя только просим о помощи» в этом аяте таухид аль-‘убудийя (единобожие Аллаха в поклонении).

Это значит, что она содержит все три вида таухида.

Также эта сура содержит в себе виды ду’а (мольбы), которые делятся на два вида:

1) Дуа - поклонение;

2) Дуа - просьба.

Ду’а-поклонение - это восхваление Аллаха, поминание Аллаха например в виде: (молитвы, выплаты закята, поста в месяц рамадан, хадж и др.)

Ду’а-просьба - это испрашивание того, в чем ты нуждаешься, как это приходит в суре аль-Фатиха «веди нас по прямому пути, путем тех. кого ты облагодетельствовал» - это просьбы и мольбы.

Поэтому является одобряемым (мустахаб) после завершения чтения аль-Фатихи, произнести слово «амин» (то есть смысл его «О, Аллах ответь!»), а слово «амин» говорят после ду’а. Поэтому сура аль-Фатиха полностью является ду’а: ду’а-мольбой и ду’а – поклонением.

В ней содержится подтверждение всех посланий, которое содержится в словах Аллаха:«Господь всех миров».Господь - Он Тот, кто исправляет своих рабов, воспитывает и печется о них.

Воспитание их содержится в том, что Он посылает к ним посланников, чтобы вывести их на истинный путь (худа), для того, чтобы воспитать их - это входит в таухид-рубубия (господство Аллаха).

В нем содержится (хидайя) ведение по истинному пути, которое содержится в словах «Веди нас путем истинным».Невозможно выведение на истинный путь без посланников, мир им и благословение, поэтому в этой суре утверждается миссия посланников.

В этой суре содержится опровержение различным отклоняющимся сектам, опровержение безбожникам (атеистам), которые утверждают, что бытие существует без Творца, сотворившего его.

В этой суре опровержение им и утверждение того, что Господь – Он Творец всего сущего в словах «Господь всех миров». Господь - его смысл, что Он – Творец, Воспитатель всего сущего через свои милости. Исправляющий, Властелин все это входит в смысл «Господь»‘Азза уа Джалля - в этом опровержение всем безбожным еретикам.

В этой суре также есть опровержение мушрикам (многобожникам), которые поклоняются кому-либо или чему-либо помимо Аллаха ‘Азза уа Джалля. В словах «Тебе мы только поклоняемся»поклонение только Аллаху и очищение этого поклонения от любого поклонения другим вымышленным божествам помимо Него. В этом и есть опровержение мушрикам, которые поклоняются помимо Аллаха другим вымышленным божествам.

В ней также опровержение сектам из этой уммы (общины), которые отклонились от дороги истины, такие как «джахмия», «мут’азиля», «аль-‘ашарийя», которые заблудились в вопросах предопределения и предписания.

В ней опровержение тем, кто отрицает качества Аллаха (а это): «му’атыля», которые изменяют имена и качества Аллаха из сект «джахмии», «мут’азиля», «’ашаиро», «мут’азиля», «матуридия» и другие, которые отвергают и изменяют смысл имен и качеств Аллаха. Это сура является опровержением им.

В суре аль-Фатихе в аяте «Властелину Судного Дня»утверждается воскрешение людей после смерти.«Судный День» здесь приходит со смыслом «День Расчета» и смыслом «День Предстояния»все это входит в смысл «Судный День» (явмуддин). Потому что в этот «День» Аллах будет рассчитывать своих рабов и вознаграждать их за дела.

В суре аль-Фатиха опровержение яхудам (иудеям) тех на которых лежит гнев Аллаха и все те, кто встал на их путь, любые из ученых, которые обладают знанием, но не практикуют его, не делая дел на основе этого знания.

В суре аль-Фатиха опровержение «насоро» (христианам), которые поклоняются Аллаху, не находясь на истинном пути.

В суре аль-Фатиха опровержение различным «мубтади’а» (вносящие нововедения в религию), которые поклоняются Аллаху без довода (т.е. придумывают виды поклонений) и также всем тем, кто уподобляется им в этом. Потому что заблудший - это тот, кто поклоняется Аллаху, находясь на пути заблуждения.

«Насоро», «мубтадиа», и «хурофиин» (истолковывающие по своим страстям) все они входят под понятие «заблудшие», потому что поклоняются Аллаху, внося в него нововведения и новшества, наряду с заблудшими истолкованиями, на которые Аллах не ниспосылал никакого довода.

В ней опровержение "ученым заблуждения", которые меняют смысл священных контекстов, переставляя их с места в другое место, изменяя их истинный смысл. Используя их под свои страсти, изменяя ту цель, которую вложил в них Аллах. Впереди всех преуспели в этом яхуды и все те, кто последовал за ними.

Также больше всего преуспели в нововведениях «насоро». Как сказали некоторые ученые нашей общины: Тот, кто заблудился из наших ученых, то это из-за того что в них была шубха (сомнение) от яхудов, а те, кто заблудился из наших поклоняющихся, то это из-за того что в них была шубха (сомнение) от насоро.

Суть этой суры великая. Дальше шейху-ль-Ислам (да смилостивится над ним Аллах), поведает нам о важных пользах этой суры в стихе, который мы приведем позже в этом послании.

Наши рекомендации