Говорит шейх Мухаммад Ат Тамими: «Эти три аята содержат в себе три вопроса».

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:Речь идет о трех аятах, которые были упомянуты в начале послания: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!»(аль-Фатиха: 2-4).Они содержат в себе три вопроса.

Любви и ее видах.

Говорит шейх Мухаммад Ат Тамими:

«Первый аят: в нем любовь, потому что Аллах Благодатен, а Тот, кто дает блага, любим по степени благодати которую Он дает».

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:

«Вся хвала принадлежит Господу всех миров» вся хвала принадлежит Аллаху за что? Вся хвала Ему за всю Его благодать, Он восхваляем за Свою Сущность, за Его прекрасные имена, за Его прекрасные качества, за Его действия. Он Благодатен для своих рабов. Всякий же кто дает благо, он восхваляем по мере того, что он дает и располагает к тому, чтобы он был любим. Потому что сердца склонны любить того, кто лучше их. А Аллах ‘Азза уа Джалля самый Прекрасный и самый Благий к своим рабам. Дающий самое лучшее своим рабам. Любят Его сердца за Его милости за Его благость, за чистоту Его любви.

Поэтому самым великим поклонением из всех других видов поклонений является любовь. Слова «Вся хвала принадлежит Господу всех миров» содержит в себе любовь.

Дальше шейх Ат-Тамими (да смилостивится над ним Аллах) поведает нам о любви, о четырех ее видах:

Первый вид: любовь ширкийя – (любовь к ширку), то есть любовь к идолам, кумирам, истуканам, божествам и всему остальному чему поклоняются помимо Аллаха.

«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день, - что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании» (аль-Бакара:165).

Потому что любовь м’уминун (верующих) - это любовь к таухиду (единобожию) и искренность в поклонении (очищению от ширка).

Второй вид: любовь мухарома (запретная) любовь того, что ненавидит Аллах ‘Азза уа Джалля из всего порицаемого, недозволенного и запретного - это любовь к мушрикам (многобожникам) и кафирам (неверным).

Третий вид: любовь тоби’ыйя (естественная) – это любовь человека к своим детям, к отцам (родителям), к своей супруге, к своим друзьям. Это любовь естественная, за это человек не будет спрошен.

Четвертый вид: любовь уаджиба (обязательная) - любовь к приближенным Аллаха, это любовь ради Аллаха и дружба ради Аллаха ‘Азза уа Джалля.

Говорит шейх Мухаммад Ат Тамими:

«Любовь делится на четыре вида: Любовь ширкийя - это те, о которых сказал Аллах: «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха…(до слов)… Они никогда не выйдут из Огня». (аль-Бакара:165-167)».

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:

«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов]». (аль-Бакара: 165).

Эти люди уподобляют и приравнивают Аллаху других. И все чему они поклоняются помимо Аллаха, является ширком, то есть делать Ему соучастников и придавать Аллаху равных.

Мушрики любят сильной любовью тех, кому они поклоняются. Ради этого они умирают за них. Сражаются за них. Если бы они не любили их, то тогда они бы не сражались за них. Но, однако, они крепко держаться за них, любят их, так как этим пропитались их сердца. Прибегаю к Аллаху от этого!

«Когда произносят [имя] [Аллаха], сжимаются [от отвращения] сердца тех, которые не веруют в будущую жизнь. А когда произносят имена других богов помимо Него, то они ликуют». (аз-Зумар: 45).

«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день, - что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (аль-Бакара: 165).

Потому что мушрики любят Аллаха любовью смешанной и наряду с Ним они любят и поклоняются другим вымышленным божествам. А что касается любви верующих, у них любовь искренняя только ради Аллаха и касается только Аллаха.

«…О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день, - что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (аль-Бакара: 165).

Говорит Аллах ‘Азза уа Джалля: если бы они знали, что будут спрошены они и те, кому они поклонялись в Судный день, то у них бы отношение к этому было бы другое.

Потому что в Судный день они будут препираться друг с другом те, кто подчинялся и следовал, с теми, кому они подчинялись и за кем они следовали. Те, кому они подчинялись и следовали, признают их лжецами и скажут: мы не повелевали вам то, чтобы вы нам поклонялись. И мы не знали о том, что вы нам поклонялись.

«[В Судный день] идолы отрекутсяоттех, ктопоклонялся им, и постигнет[идолопоклонников]наказание, и всякие связи между теми и другими прервутся». (аль-Бакара:166).

Связи - это любовь, как об этом сказал Ибн Аббас: "Связи - эта любовь, которая была в этой дунья (в этой жизни) между ними и между теми, кому они поклонялись, прервется. Раньше эти связи были излюбленными в дунья, однако в том мире (ахира) они будут отвергнутыми".

«[Ибрахим] сказал: "Вы стали поклоняться вместо Аллаха идолам только из-за взаимной привязанности, которую питаете Друг к другу в этом мире. Но потом, в День воскресения, одни из вас станут отрекаться от других, одни будут проклинать других. И пристанище для вас - адский огонь, и не будет у вас защитников"».(аль-Анкабут: 25).

А что касается тех, кто поклоняется Аллаху и очищает перед ним свое поклонение, то поистине Аллах будет покровительствовать им в ахира (в той жизни) и проявит им свою щедрость и введет их в Джанна (рай). Это будет достоянием верующего в ахира, а у мушриков будет свое достояние в ахира, так как они были в этой дунья, поклоняющимися своим божествам, сражались за них, требовали кого-то умирать за них и сами погибали за них.

«Друг в тот день становится врагом другу, за исключением Богобоязненных». (аз-Зухруф:67).

Не останется добрых связей кроме, как только у богобоязненных, потому что у богобоязненных они построены на правильной основе, поэтому они в этой дунья и будут в ахира. А что касается положения мушриков и кафиров, то их связи прервутся и перейдут во вражду.

Говорит шейх Мухаммад Ат Тамими:

«Любовь вторая: это любовь ко лжи и ее приверженцам и ненависть к истине и ее приверженцам. Это описание мунафиков (лицемеров)».

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:

Любовь вторая: это любовь ко лжи и ее приверженцам и ненависть к Истине и ее приверженцам. В этих словах описание мунафиков (лицемеров), потому что они любят ложь и порицают Истину, любят куфар (неверных) и ненавидят верующих.

Лицемерие - это выставление напоказ Ислама и скрывание куфра (неверия).

Признаками мунафиков (лицемеров) является то, что они любят приверженцев лжи и ненавидят приверженцев Истины. Если ты увидишь того, кто ненавидит приверженцев истины, а именно сахабов (сподвижников) Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) ненавидит ученых этой уммы (общины) и имамов мусульман, знай что это мунафик. Даже если он выявляет Ислам и явно свидетельствует, что "нет никакого истинного божества достойного для поклонения кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и Посланник". Но, однако внутри он безбожник, неверный. Скрывает свою сущность за Исламом и «шахадатейн» (двумя свидетельствами). Эти свидетельства ему ничем не помогут - он неверный и будет находится в нижайших низовьях ада (огня).

Говорит шейх Мухаммад Ат Тамими:

«Любовь третья: естественная – это любовь к имуществу, любовь к ребенку, если это не отдаляет от подчинения Аллаху и не склоняет к греху в покорности Аллаху, то тогда это дозволено - «мубах» (то есть, нет за нее вознаграждения и нет за нее наказания)».

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:

Любовь третья: То есть по своим врожденным качествам и по своему естеству подвержен человек тому то, что любит человек своих родственников, любит своих детей, любит того, кто делает ему хорошее. Это любовь естественная не спрашивается за нее человек, если только он не будет ставить ее впереди любви к Аллаху и Его посланнику (салла Ллаху `алейхи уа салам), то тогда он окажется в грехе.

«Скажи[Мухаммад]: "Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, [если все это] милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело. То ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей"». (ат-Тауба:24).

Поистине если его любовь будет впереди того, что любит Аллах и Его Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам), то тогда он находится под угрозой наказания.

Говорит шейх Мухаммад Ат Тамими: «Любовь четвертая: любовь к приверженцам таухида (единобожия) и ненависть к приверженцам ширка (многобожия). Это и есть самая крепкая (надежная) связь (часть) веры, это - лучшее, чем поклоняется раб своему Господу».

Разъяснение шейха Аль-Фаузана:

Любовь четвертая: Любовь к приближенным Аллаха и вражда к врагам Аллаха. Чтобы была любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха. Любовь к приверженцам таухида (единобожия) и ненависть к приверженцам ширка (многобожия) - это есть самая крепкая вера.

Это и есть любовь ради Аллаха и вражда ради Аллаха - это любовь и непричастность. И это одно из самых тяжелых дел для человека. Если он будет любить приверженцев таухида и будет с ними дружить и ненавидеть приверженцев ширка и враждовать с ними, то это будет являться признаком твердой веры.

Наши рекомендации