Вынесение категории профессиональной психологической пригодности.

Путем математической обработки для каждой категории специалистов нами были выделены критерии выставления категории профессиональной психологической пригодности. Также был составлен алгоритм вынесения категории ППП.

Для начала определим, что означает каждая из категорий профпригодности.

I категория профпригодности означает, что кандидат рекомендован на должность в первую очередь, поскольку его индивидуально-психологические качества полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

II категория профпригодности означает, что кандидат рекомендован на должность, поскольку его индивидуально-психологические качества в основном соответствуют предъявляемым требованиям.

III категория профпригодности означает, что кандидат рекомендован условно, поскольку его индивидуально-психологические качества лишь частично соответствуют предъявляемым требованиям.

Кандидаты, отнесенные к этой категории, рекомендуются к приему на работу при недостатке кандидатов первой и второй категорий.

IV категория профпригодности означает, что кандидат не рекомендован на данную должность, поскольку его индивидуально-психологические качества не соответствуют предъявляемым требованиям.

Алгоритм вынесения категории профпригодности таков:

1. Посчитать количество ПВК, анти-ПВК и Резервных ПВК, набранных кандидатом. При этом качество учитывается, только если его выраженность совпадает с требуемым диапазоном значения, приведенным в описании психограммы специалиста соответствующей специальности (Приложения 1-10).

2. Вынести категорию профессиональной психологической пригодности по таблице «Выставление категории профессиональной психологической пригодности» в конце соответствующего приложения.

Для этого:

· Найти уровень выраженности ПВК и категорию, соответствующую данному уровню.

· Соотнести уровень выраженности анти-ПВК и категории, соответствующей данному уровню. Если категории, соответствующие уровням выраженности ПВК и анти-ПВК не совпадают, то выставляется более низкая категория ППП.

· Соотнести уровень выраженности Резервных ПВК и категории, соответствующей данному уровню. Если категории, соответствующие уровням выраженности анти-ПВК и Резервных ПВК не совпадают, то общая категория профпригодностивыставляется по более низкой.

3. Следующим этапом происходит вынесение категории по маркерам факторов риска. Если категория, выносимая по маркерам факторов риска не совпадает с категорией, выносимой по таблице «Выставление категории профессиональной психологической пригодности»,то общая категория профпригодности выставляетсяпо более низкой.

4. Для категорий специалистов, чьи психограммы отсутствуют в данном руководстве, например, бухгалтеров, делопроизводителей и т.д., выставление категории ППП происходит только по маркерам факторов риска.

Пример выставления категории:

Допустим, данные кандидата на должность спасателя таковы:

Таблица 2. Данные психологического тестирования кандидата на должность спасателя.

№ п/п Название методики Показатели, результаты
1. Тест возрастающей трудности Дж. Равена 115 с.б./ 7 стен
2. Методика «Установление закономерностей» 15 правильных ответов
3. Методика «Пространственное мышление» 8 правильных ответов
4. Методика «Счет по Крепелину» Vвнимания = 87, Квнимания = 93%, Увнимания = 0,8
5. Методика «Интеллектуальная лабильность» 7 ошибок
6. Методика «10 слов» 8, 9, 9, 10, 9
7. Методика «Индивидуальные стили мышления» С = 55, И = 55, П = 52, А = 61, Р=47
8. Методика «Ориентировочная анкета» НС = 29, ВД = 23, НЗ = 38
9. Анкета «Прогноз» Д = 5, НПУ- 16 с.б. / 7 стен
10. Методика «Оценка коммуникативных и организаторский склонностей» КС: 17 / K=0,85 / Q=5 ОС: 14 / K=0,7 / Q=3
11. Методика «16-pf опросник Кеттелла» A - 12/5, B - 8/6, C - 22/10, E - 11/5, F - 17/8, G - 16/7, H - 20/9, I - 16/7, L - 4/1, M - 12/6, N - 8/3, O - 9/4, Q1 - 3/2, Q2 - 9/4, Q3 - 18/10, Q4 - 4/1
12. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину L - 4/48, F - 6/48, K - 21/65, 1 - 3/49, 2 - 22/45, 3 - 25/59, 4 –17/57, 5 - 32/50, 6 - 7/40, 7 - 10/48, 8 - 5/43, 9 - 16/53, 0 - 23/40

Для наглядности и удобства оценка наличия и количества ПВК, анти-ПВК и Резервных ПВК производилась при помощи построения таблицы (см. Таблицу 3 ниже).Однако составление подобной таблицы не является обязательной процедурой обработки данных.

В таблицу 3 в графы «Оценка ПВК у кандидата», «Оценка анти-ПВК у кандидата» и «Оценка резервных ПВК у кандидата» вносилась цифра «1», если качество было в наличие у кандидата, и цифра «0», если качества не было у кандидата. В итоговой строке подсчитывалась сумма цифр в каждом из упомянутых столбцов, что отражало соответственно общее количество ПВК, анти-ПВК и резервных ПВК.

Как мы видим, у данного кандидата в наличие 5 ПВК, 1 анти-ПВК, и 5 резервных ПВК.

Из таблицы«Выставление категории профессиональной психологической пригодности спасателям МЧС России» в конце Приложения 1 следует, что хотя наличие 5 резервных ПВК соответствуют I категории профпригодности, 5 ПВК и 1 анти-ПВК соответствует II категории профпригодности. Значит категория, выносимая по таблице – II (вторая).

Далее смотрим, какие маркеры факторов риска в наличие у респондента (см. Приложение 11). Допустим, в беседе у кандидата выявлено неоднократное употребление легких наркотиков (марихуаны) 5-6 раз более четырех лет назад. Соответственно выставляем маркер –2.1.21.– в 2 (два) балла. Таким образом, по маркерам факторов риска у кандидата III(третья) категория ППП.

Общая категория профпригодности по результатам подсчета по таблице и маркерам – III (третья).

Таблица 3. Пример выставления категории профессиональной психологической пригодности кандидату на должность спасателя.

ПВК Оценка ПВК у кандидата Анти-ПВК Оценка Анти-ПВК у кандидата Резервные ПВК Оценка Резервных ПВК у кандидата
1. Тест возрастающей трудности Дж. Равена (6-9 ст.). Тест возрастающей трудности Дж. Равена (1-5 ст.). 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор B (7-10 ст.).
2. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 51 б.). Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 52 б.). Методика «Установление закономерностей» (11-16 правильных ответов).
3. 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор М (4-7 ст.). 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор М (1-3 ст.). Методика «Пространственное мышление» (7-16 ответов).
4. 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор Q4 (1-3 ст.). 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор Q4 (4-10 ст.). Методика «Счет по Крепелину»: концентрация внимания (91-100%).
5. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (45-64 Т-баллов). Анкета «Прогноз»: НПУ (1-8 ст.). 16 PFКеттелл, форма A: фактор L (1-4 ст.).
6. Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≥ 31 балла). Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»: КС (1-3 Q). 16 PFКеттелл, форма A: фактор O (1-5 ст.).
7. - - Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (≥ 65 Т-баллов). Анкета «Прогноз»: НПУ (9-10 ст.).
8. - - Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≤ 30 баллов). - -
  Итого Итого Итого

Наши рекомендации