Нумерация страниц, деление текста на главы и разделы
Все страницы работы (за исключением приложений) должны иметь сквозную нумерацию. Страницы с рисунками, графиками, таблицами, титульный лист и содержание не нумеруются, но учитываются. Первым листом работы считается титульный лист. Номер страницы ставится на нижнем поле страницы арабскими цифрами справа, без каких-либо дополнительных обозначений (букв, тире, скобок).
Обычно работа делится на главы, все главы должны быть озаглавлены, и иметь порядковую нумерацию, обозначаемую римскими цифрами, например: Глава I. …………...
Если глава делится на разделы и подразделы, то их нумеруют арабскими цифрами. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделённых точкой. Номер подраздела состоит из номера главы, раздела и подраздела. В конце номера должна быть точка, например: 2.4.3. (третий подраздел четвёртого раздела второй главы). После номера идёт название раздела (подраздела) с заглавной буквы.
Введение, заключение и каждая из глав начинаются с новой страницы. Разделы и подразделы с новой страницы не начинаются, а продолжаются по тексту. Заголовки печатаются с абзацного отступа (красной строки) или располагаются по центру страницы. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой (или необходимым знаком препинания). Перенос слов в заголовках и тексте курсовой или выпускной квалификационной работы не допускается. Названия заголовков не следует подчёркивать, их выделяют более крупным или более жирным шрифтом. Расстояние между заголовком главы и заголовком раздела, заголовком подраздела и предыдущим и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Названия разделов и подразделов нельзя помещать в нижней части страницы без сопровождающего текста.
Объём глав должен быть примерно одинаков. Не должно быть непропорционально объемных или маленьких глав. Названия глав не должны полностью повторять название самой работы.
Цитаты и ссылки
Цитата воспроизводит точное изречение автора. Цитирование должно производиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой в квадратных скобках или между двумя косыми чертами. В скобках указывается номер источника по списку литературы и, через запятую, страница с которой взята цитата, например: «Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции, и многое другое» [32, С.28], [86, C. 31-32]. Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием.
Ссылка на автора может быть приведена после собственной интерпретации его данных. Ссылки делаются на источники статистических данных, таблиц, формул и т.п. В этих случаях ссылки ставятся в конце предложения после точки. Точка после ссылки в скобках в названии рисунка или таблицы не ставится, например:
Рис.1. Смертность на территории Сургутского района за 2005-2011 гг. (по Александрову В.Н.) [21, С.86]
Не допустимо цитирование и использование чужих мыслей и информации без ссылки на авторство.
Если как источник рассматривается мнение нескольких авторов по вопросу, то ссылка ставится после перечисления фамилий, без указания номера страницы, например:
По мнению Н.Н. Баранского, В.П. Максаковского [4, 36] следует...
Если таблица, рисунок, карта и т.п. составлены автором по разнообразным источникам, то после их названия в круглых скобках указывается «составлено по ...» и перечисляются ссылки на источники, например:
Рис. 2.Частота заболеваемости школьников г. Сургута и района (составлено по Иванову В.В. [5, С.7], Андрееву Г.В. [38, С.6])
Оформление таблиц и иллюстраций
При использовании в работе таблиц необходимо каждой из них присвоить номер в порядке расположения в работе. В верхнем правом углу пишется «Таблица 1», затем ниже строчкой по центру идёт заголовок, и затем сама таблица. Заголовки таблиц печатаются полужирным шрифтом 14 размером с заглавной буквы. Сама таблица печатается 14 или 12 шрифтом. Межстрочный интервал в таблице – 1 или 1,5.
При использовании в работе большого количества разнообразных таблиц возможна нумерация таблиц в каждой главе. При этом сначала идет номер главы, а затем номер таблицы.
Например: Таблица 2.3. (третья таблица второй главы).
Если таблица содержит не более пяти горизонтальных строк и/или пяти вертикальных колонок, то она может быть помещена в работу по тексту, после первой ссылки на неё. При этом таблица не должна разрывать предложений и абзацев текста.
Если таблица содержит более пяти горизонтальных строк и/или пяти вертикальных колонок, то её выносят на отдельный лист, на котором проведены стандартные рамки по полям. Лист с таблицей помещается в работу после первой ссылки на неё. Листы с таблицами, заполняющими весь лист, не нумеруются, но учитываются.
Широкие таблицы размещают по ширине листа (альбомная ориентация). При этом левое поле (шириной 30-35 мм) должно находиться над заголовком таблицы.
Таблицы, продолжающиеся на трёх и более листах, выносятся в Приложение. При этом они нумеруются по расположению в Приложении.
При выполнении таблиц ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, слов и символов не допускается. Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе (колонке) ставится прочерк. Графы (колонки) вообще без данных не приводятся. Не допускаются таблицы, в которых цифровой материал размещён в одну горизонтальную строку.
При ссылке на таблицу по тексту допускается сокращение, в заголовках слово «таблица» не сокращается, например: «Результаты эксперимента представлены в таблице 3». Сокращение допускается только в том случае, если ссылка на таблицу дается в скобках, например: «Были проанализированы основные показатели естественного движения населения за период 1900-2000 гг. (табл. 3.)».
Пример оформления таблицы дан в Приложении 4.
Для большей наглядности изложения материала рекомендуется прибегать к иллюстрациям. К ним относятся диаграммы, графики, схемы, фотоснимки и т.п.
Размер листов должен соответствовать тому формату, на котором пишется текст работы. Все графические материалы должны иметь стандартные рамки по полям толщиной 1-1,5 мм. Фотоснимки наклеиваются на отдельные листы того же формата, что и текст либо печатаются на бумаге соответствующего формата.
Все иллюстрации, независимо от их характера, обозначаются одним наименованием «Рисунок». Они нумеруются арабскими цифрами по порядку расположения в работе. Каждому рисунку даётся тематическое название. В названии не следует указывать вид графического материала, например: «Детский травматизм в г. Сургуте за 2000-2010 гг.».
Тематическое название подписывается под рисунком (а не над ним) с указанием его номера. При подписях слово рисунок даётся в сокращении «Рис.», а номер без знака №, например: Рис.1. Подписи под рисунком выполняются тем же шрифтом, что и весь текст работы, примечания к таблицам и рисункам могут быть набраны более мелким шрифтом (10 или 8). Шрифт подписей на протяжении всей работы должен быть одинаковым.
Все рисунки в работе выполняются в компьютерных редакторах. Использование фломастеров и цветных карандашей недопустимо.
Пример оформления рисунка приведен в Приложении 5.
При необходимости в работе могут быть представлены светокопии (ксерокопии) рисунков, фотографий, карт. Но злоупотреблять ими не следует. По возможности, их следует заменять самостоятельно выполненными графическими материалами.
Листы с рисунками в работе размещают непосредственно за страницей, на которой они упоминаются впервые. При ссылке на иллюстративный материал слово «рисунок» может даваться сокращённым, например: «Динамика роста ЗППП в регионе представленная в виде графика (рис.4)».
В случае необходимости листы с картами и таблицами могут иметь формат больше А4. В этом случае они складываются и подшиваются в Приложение так, чтобы края не выступали за листы основной части работы.
При наборе работы на компьютере графические материалы могут быть выполнены в различных графических редакторах и системах. В этом случае все иллюстрации должны быть выполнены в компьютерном варианте.
Оформление графической наглядности
При защите работы студент демонстрирует графические материалы, которые наглядно подтверждают защищаемые положения. Графическая наглядность может быть представлена в виде таблиц, графиков, схем и т.п. Они выполняются по стандартным правилам оформления компьютерных презентаций. Возможно выполнение наглядности в виде слайдов, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint и др. В этом случае для демонстрации наглядности применяется мультимедиа проектор с экраном или широкоформатный монитор.
При построении графических материалов рисунок располагается на слайде симметрично относительно всех сторон листа и должен занимать не менее 80-85% его площади.
Все виды графической наглядности должны иметь тематический заголовок, который приводится в верхней части листа параллельно верхней рамке. Шрифт заголовка должен иметь высоту не менее 40 мм, шрифт надписей – не менее 20 мм. Лучше убавить количество текста, чем употреблять мелкий шрифт.
При выполнении графической наглядности рекомендуется использовать цветовую гамму.
Для демонстрации на защите следует представить только ту графическую наглядность, которая используется при докладе. Минимальное количество наглядности для курсовой работы – 5, для выпускной квалификационной работы – 7 слайдов.
Глава IV. Требования к оформлению списка литературы и Приложения
Под термином «источники литературы» понимаются все печатные и рукописные документальные материалы, выступающие в качестве научно-теоретической базы для собственного исследования автора. Следует чётко представить себе, что является источником для данной отрасли знания и для данной темы исследования.
Исследования опираются на разнообразные источники сведений, в том: нормативные акты, статистические отчеты, методики исследования, обзоры научной и методической литературы и т.д.
Всю информацию, содержащуюся в различных источниках, можно разделить на:
· фактическую – данные об экспериментальных исследованиях различных объектов;
· теоретическую – результаты исследований закономерностей функционирования и развития объектов;
· библиографическую – сведения о научных трудах по безопасности жизнедеятельности.
С точки зрения происхождения фактическая информация может быть первичной и вторичной.
Первичную информацию исследователь собирает самостоятельно из документов, фондов, научных отчётов различных организаций и органов статистики.
Вторичная информация содержится в справочных и информационных опубликованных материалах и др.
Теоретическая информация содержится в различных научных трудах, изданиях, посвящённых проблемам соответствующей отрасли науки.
Библиографическая информация содержится в реферативных журналах, где даются краткие сведения о научных изданиях и статьях. Разновидностью источников библиографической информации являются библиотечные каталоги (в том числе и электронные), в которых можно получить сведения об имеющейся в данной библиотеке литературе.
Оформление списка литературы
Список литературы должен содержать перечень всех использованных в работе источников, не зависимо от того, опубликованы они или нет.
Весь список нумеруется – от первого до последнего названия. Описание каждого источника начинается с абзаца.
Алфавитное расположение – наиболее простая форма организации библиографических описаний и наиболее часто применяется в работах. При алфавитной группировке описания книг и статей их располагают в общем, алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг и статей (если автор не указывается). Им легко пользоваться в отрыве от основного текста работы и легко установить, все ли работы того или иного автора учтены в нём. Алфавитный способ группировки литературы оправдан, когда список невелик по объёму и касается узкого вопроса. Разновидностью алфавитного расположения является способ группировки, когда сначала вносятся источники «озаглавленные по авторам», а затем источники «озаглавленные по названию».
При использовании источников на иностранных языках, их описание приводится в конце списка (на языке оригинала).
Если в работе была использована информация, полученная через систему Интернет, то необходимо указать ссылку на точный адрес. Адреса сайтов в системе Интернет указываются в конце списка после источников на иностранных языках. Адрес должен представлять собой законченную ссылку, перейдя по которой можно выйти на использованную в работе страницу.
Библиографическое описание
Библиографическое описание – это сведения о книге, статье, карте и т.д., включающее информацию об авторе, заглавии, времени и месте публикации, позволяющие найти данный документ и не спутать его с другими, близкими по содержанию или названию. Правила библиографического описания установлены государственным стандартом (ГОСТ):
· ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
· ГОСТ Р 6.30-2003. УС ОРД. Требования к оформлению документов. М.: Изд-во стандартов, 2003.
Библиографическое описание книги включает следующие сведения:
· автор (авторы);
· заглавие;
· подзаголовок (если он есть);
· дополнительные сведения об авторстве;
· сведения о повторном издании;
· место издания;
· издательство (издатель);
· год издания;
· число страниц.
Например:
Мастрюков Б.С.Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. - М.: АСАДЕМIА, 2003.- 331с.
Все сведения о книге берутся не с обложки или переплёта, а только с титульного листа (или его оборота). На обложке сведения могут быть даны в сокращении или вообще отличаться от данных на титульном листе.
Для автора сначала указывается фамилия, затем инициалы (хотя на титульном листе чаще бывает наоборот). Для иноязычных авторов указывается полное имя или несколько имён. Если авторов несколько, то они приводятся в том порядке, в котором упомянуты на титульном листе. Авторы разделяются запятой, в конце ставится точка.
Например: Лебедев М.И., Сухорукова Н.А., Анкудимова И.А.
Когда авторов более четырех, в библиографическом описании указываются только первые три, а дальше пишется «и др.». Например: Лебедев М.И., Сухорукова Н.А., Анкудимова И.А.и др.
Если имеются дополнительные сведения об авторстве (фамилия редактора, составителя, переводчика и т.п.), то после полного названия книги ставится косая черта, и перечисляются необходимые сведения. Затем ставится точка и тире.
Например:
Педагогика: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др./Под. ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 288 с.
Место издания (город) пишется полностью, за исключением общепринятых сокращений: Москва – М., Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб., Киев – К., Минск – Мн. Если после места издания идёт название издательства, то ставится двоеточие, если издательство не указано, то запятая. Название издательства приводится без кавычек.
Например:
Крыжановский С.А. Клиническая фармакология: Учеб. для студ. сред. мед. заведений.- М.: Мастерство, 2001. – 400 с.
Если слово «издательство» входит в состав его названия (Издательство Московского университета), то его сокращают: «изд-во», например: Изд-во МГУ, Изд-во Моск. ун-та.
После сведений о том, где и кем выпущена книга, и следующей за ней запятой приводится год издания; сокращение «г.» после года не пишется, ставятся точка и тире. Затем указывается число страниц, ставится строчная буква «с» и точка. Число страниц обычно указывается на обороте титульного листа; когда же оно не указано, определите число страниц самостоятельно. Последней страницей книги считается последняя страница оглавления (если оно в конце книги), а выходные данные книги, сведения о планах издательства, нередко помещаемые в конце книги, в счёт не идут.
Библиографическое описание статьи из сборника (книги) включает автора (авторов), название статьи, а затем после двойной косой черты (//), с интервалом в один печатный знак до и после, сведения о книге, в которой помещена статья. При описании части книги, статьи, раздела и т.п. полное количество страниц издания не приводится, а ставится прописная буква «С», точка и через тире указываются номера страниц, на которых находится статья, например:
Ракшина Н.С., Говорухина А.А. Региональные аспекты фармакологического обеспечения спортсменов в Среднем Приобье //Актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях модернизации высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. В.И. Павлова, В.Г. Макаренко. – Челябинск: Изд-во Урал ГАФК, 2007. – С. 138 – 141.
Библиографическое описание статьи в журнале или газете включает фамилию автора (авторов), заглавие, а далее после знака две косые черты, название журнала или газеты (без кавычек), год, том (если есть), номер и страницы, на которых помещена статья.
Например:
Воронина Т.А., Середенин С.Б. Ноотропные препараты, достижения и новые проблемы // Экспериментальная и клиническая фармакология – 1998. – Т. 61. - № 4. – С. 3 – 9.
Пример описания диссертаций:
Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 Москва, 2012. – 197 с. – РГБ ОД, 61:06-19/77.
Библиографическое описание неопубликованных источников включает автора (если указан), заголовок, подзаголовок, инвентарный (архивный) номер (если есть), место написания, год написания, объём.
Например:
Отчёт муниципального образования Черниговского района Приморского края: Объяснительная записка. № 25389-98; Инв. № 0283664. - Черниговка, 2008. - 56 с.
Информация, полученная через глобальную систему Интернет, оформляется следующим образом: необходимо указать точный адрес сервера, с которого взята информация и затем, указать в скобках на русском языке название сайта. Если использовались материалы изданий, полученных через Интернет, то они оформляются точно так же, как было указано выше.
Например:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1/http://www.consultant.ru/popular/edu/ (Консультант плюс).
Законодательные акты, нормативные правовые документы, полученные не через глобальную сеть Инернет, цитируются следующим образом:
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 – ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28.10.2002 г.).
Оформление Приложения
В Приложении следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.
Приложение включает промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, рисунки, диаграммы, инструкции, методики, конспекты уроков, занятий и другие, усиливающие значимость текста работы документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчёты, результаты исследований и т. д.
В качестве приложения могут использовать документы, имеющие самостоятельное значение, образцы анкет, бесед и интервьюирования, протоколы наблюдения, с помощью которых проводилось исследование.
Приложение к выпускной квалификационной работе может содержать:
· материалы, используемые в ходе эксперимента: методики и протоколы наблюдений, бесед, используемая в ходе экспериментальной работы наглядность, опросники, анкеты, тесты;
· результаты экспериментальной работы: таблицы с результатами эксперимента, диаграммы, графики, фотографии;
· описание того, что исследователь хочет получить- эталоны выполнения ситуационных задач, описание основных существенных и несущественных признаков, отличающих их составные части и другие возможные особенности решений.
Правила представления приложения:
· все приложения располагаются в конце выпускной квалификационной работы;
· каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный (тематический) заголовок;
· приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение» без знака №;
· приложения должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц;
· на все приложения в основной части выпускной ВКР должны быть ссылки.
В выпускной квалификационной или курсовой работе могут быть представлены вспомогательные указатели, в их состав могут входить:
· список сокращений;
· список условных обозначений;
· указатель авторов;
· указатель таблиц;
· указатель иллюстраций;
· указатель приложений и др.
Состав вспомогательных указателей выпускной квалификационной работы определяется студентом-дипломником и научным руководителем исходя из особенностей представления её содержания.
Список сокращений оформляется в виде алфавитного перечня принятых в тексте ВКР сокращений и аббревиатур и соответствующих им полных обозначений понятий.
Список условных обозначений оформляется в виде перечня используемых в тексте условных обозначений соответствующей их расшифровки.
Указатель авторов оформляется в виде алфавитного перечня фамилий и инициалов авторов документов, использованных при подготовке текста работы с указанием соответствующих им порядковых номеров документов в списке литературы.
Указатель таблиц и приложений оформляется в виде перечня названий таблиц (приложений), упорядоченных в соответствии с их порядковыми номерами, с указанием страниц, их места расположения в тексте выпускной квалификационной работы.
Глава V. Проверка, подготовка и защита работы
5.1. Проверка и подготовка работы к защите
После того, как работа проверена руководителем, устранены все его замечания, работа оформлена, необходимо провести окончательную проверку.
Законченную работу необходимо внимательно прочесть, обратив внимание на последовательность и правильность оборотов речи. Такой анализ позволит устранить ошибки в работе, которые в черновике трудно было заметить, и сделать точными формулировки.
После тщательной проверки работа предоставляется на рассмотрение научному руководителю. После проверки и подписания титульного листа руководителем, работа может быть переплетена. При этом следует проверить последовательность расположения страниц работы.
Законченная и подписанная руководителем курсовая работа допускается к защите.
Цель предварительной защиты - определение степени готовности ВКР. Задачи предзащиты: заслушать выступление дипломника, отметить сильные и слабые места, выявить погрешности работы в результатах или процедуре изучения и раскрытия темы, задать все возможные вопросы, возникшие у слушателей в ходе доклада студента. В исключительных случаях в качестве предзащиты может быть принято выступление студента-дипломника на межвузовской студенческой научной конференции, если тема его выступления полностью совпадает с темой ВКР. Выступление студента-курсовика на любой студенческой научно-практической конференции или неделе науки в колледже по теме курсовой работы может быть зачтено как защита курсовой решением МО.
К предварительной защите текст работы должен быть окончательно готов в черновом варианте. На предзащите студент демонстрирует графическую наглядность и делает доклад на 7-10 минут. В докладе сообщается тема работы, её актуальность, цели, задачи, основные положения и выводы по работе. Доклад может включать содержание введения, основных положений исследования и заключения. По окончании доклада слушатели (преподаватели кафедры и студенты) задают вопросы, делают критические замечания по содержанию и форме доклада, оформлению и содержанию графической наглядности, манере держаться и т.д.
После предзащиты дипломник приступает к оформлению и окончательной проверке работы.
После окончательной проверки выпускной квалификационной работы руководитель пишет отзыв о работе. После этого работа передается на рецензирование. В противном случае работа возвращается на доработку до определённого срока (одна неделя).
В качестве рецензента могут выступать преподаватели других учебных заведений, медицинских учреждений или преподаватели колледжа. Образцы бланков отзыва научного руководителя и рецензии приведены в Приложении 6, 7, 8
В период рецензирования выпускной квалификационной работы студент редактирует свой доклад с учётом замечаний, сделанных на предзащите.
На защиту студент предоставляет один сшитый и подписанный экземпляр работы с рецензией и отзывом руководителя.
Защита работ
Дата защиты определяется учебной частью, расписание государственной итоговой аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала испытаний и утверждается директором колледжа.
Защита ВКР проводится в соответствии с расписанием государственной аттестационной комиссии. Порядок защиты определяется председателем комиссии. Присутствие на защите научного руководителя обязательно, рецензента - по его усмотрению.
Для успешной защиты необходим грамотно составленный доклад. На доклад при защите курсовой работы студенту отводится 5-7 минут, на доклад по ВКР 7-10 минут. Своё выступление выпускник начинает с обращения к председателю и членам ГАК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты! Разрешите представить Вашему вниманию доклад на тему»... и далее строит своё выступление согласно подготовленному докладу. Выступление на защите ВКР должно быть лаконичным, содержательно точным, эмоционально окрашенным и убедительным. Доклад не следует читать с листа. Необходимо помнить об использовании графической наглядности, сопровождая своё выступление показом. Говорить нужно чётко, уверенно, достаточно громко, правильным литературным языком.
После доклада студенту могут быть заданы вопросы по его работе и теме исследования. Отвечать на них необходимо корректно, сжато, не уклоняясь от темы вопроса. Предварительно нужно поблагодарить слушателя, задавшего вопрос. Необходимо помнить, что вопросы и ответы могут носить характер свободной дискуссии.
После ответов студента на вопросы на защите ВКР секретарем ГАК зачитываются рецензия и отзыв руководителя (если руководитель присутствует на защите, он может зачитать отзыв сам). Слово предоставляется рецензенту, который характеризует качество оформления, оценку полученных результатов и анализ недостатков.
Структура ответа студента рецензенту: первое, что делает дипломник - благодарит рецензента за его труд, внимание, проявленное к его работе. Затем выбирает замечания для ответа. Как правило, с большинством замечаний соглашается и для ответа выбирает только принципиальные замечания, которые являются проявлением позиции дипломника, например: «Соглашаясь с замечаниями (имя…, отчество)…, в целом, мне бы хотелось остановиться на некоторых из них и высказать свою точку зрения…». Или: «Замечания…(имя…, отчество) будут учтены, но некоторые я бы хотел проанализировать для более точного изложения своей позиции» и т. д. Ответ на замечания рецензента длится не более 5-7 минут. Нет необходимости отвечать на каждое замечание рецензента. Отвечая на некоторые из них, студент подчёркивает тем самым, что с остальными он согласен.
После выступлений рецензентаи научного руководителя председатель выясняет, удовлетворён ли рецензент, научный руководитель и члены ГАК ответами студента и просит присутствующих выступить по существу выпускной квалификационной работы. Должен идти свободный обмен мнениями по теме выпускной квалификационной работы. В нём могут принять участие председатель и члены ГАК, руководитель, консультанты, рецензенты, студенты и другие лица, присутствующие на защите.
Ответное слово студента участникам дискуссии: краткое выступление (не более пяти – семи минут), в процессе которого необходимо поблагодарить всех, кто проявил интерес к работе, а также защитить или разъяснить положения, которые встретили возражения или вызвали недоумения слушателей, ответить на сделанные замечания, представить необходимые справки, протоколы и т. п.
Далее следует заключительное слово студента: слова благодарности председателю и членам ГАК, рецензенту, научному руководителю, консультанту и т.д.- кого студент сочтёт необходимым назвать. Строится заключительное выступление в произвольной форме и должно занять не более 1-2 минут.
Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГАК по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. Открытым голосованием, простым большинством голосов определяется оценка. Голосуют только члены комиссии.
При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студента, качество выполнения расчётов, самостоятельность обсуждения полученных результатов, качество оформления и ход защиты работы.
Каждый член ГАК даёт свою оценку работы, председатель собирает оценки всех членов комиссии и после обсуждения выносит окончательное решение о выставляемом балле. При равенстве голосов, голос председателя является решающим.
По завершении обсуждения в аудиторию приглашаются студенты, защитившие дипломные работы, и все гости. Председатель ГАК подводит итоги защиты дипломных работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные исследования.
Решение об оценке ВКР принимается на закрытом заседании государственной комиссии путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично
Количество защит ВКР в день не должно превышать 10.
Оценка результатов работ
Оценка результатов работы проводится дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценку «отлично» ставят за работу, в которой:
· грамотно определены цели и задачи (для методических работ – предмет и объект);
· введение включает обоснование актуальности, новизны, методов и методологии исследования, гипотезу, теоретическую и практическую новизну и т. д.;
· структура соответствует целям и задачам;
· теоретическая часть работы раскрывает современное состояние проблемы;
· полностью раскрыта заявленная тема, достигнуты цели работы;
· результаты собственного исследования отражены в Приложении;
· отмечается высокий исследовательский уровень (применение различных методов, глубокий анализ материала, наличие собственной научной позиции);
· оформление полностью соответствует государственным стандартам;
· выступление логично, содержательно и не превышает установленный регламент;
· выпускник владеет профессиональными компетенциями, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
·
· выпускник свободно владеет темой исследования, научную эрудицию, умело использует наглядность.
Оценку «хорошо» ставят за работу, в которой:
· грамотно определены компоненты научного аппарата;
· введение включает все необходимые элементы, но могут быть допущены неточности;
· структура соответствует цели и задачам исследования;
· теоретическая часть раскрывает современное состояние проблемы;
· раскрыта заявленная тема, достигнуты основная цель и задачи работы, но могут быть незначительные несоответствия между выводами всех глав и общего заключения;
· оформление полностью соответствует государственным стандартам;
· выступление логично, содержательно и не превышает установленный регламент;
· выпускник свободно владеет темой исследования, научную эрудицию;
· выпускник владеет профессиональными компетенциями, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
· в работе могут быть допущены незначительные методические ошибки или недочёты.
Оценку «удовлетворительно» ставят при соблюдении следующих критериев:
· есть ошибки в определении компонентов научного аппарата, несоответствие структуры работы поставленным целям;
· не полностью и не вполне логично прописано введение;
· теоретическая часть работы не характеризует полностью разработку темы в современной науке;
· цель, в основном, достигнута, но существуют погрешности в решении заявленной проблемы;
· оформление полностью соответствует государственным стандартам;
· выступление логично, содержательно;
· выпускник свободно владеет темой исследования;
· выпускник владеет 70% профессиональных компетенций, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
· в работе могут быть допущены нарушения логики и взаимосвязи частей.
Суммарный критерий оценки «неудовлетворительно»:
· допущены грубые нарушения методов и методологии исследования, например, необоснованное использование методов или использованные методы не соответствуют виду исследования;
· цель работы не достигнута, полученные результаты (выводы) её не отражают;
· выступление не отражает основного содержания работы и не вписывается в установленный регламент;
· выпускник не владеет темой исследования, не отвечает на заданные вопросы или даёт неточные ответы;
· выпускник не владеет профессиональными компетенциями, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
· работа не соответствует требованиям к оформлению.
Если выпускник на защиту не явился или вообще не предоставил работу в установленные сроки, также ставится оценка «неудовлетворительно».
Оценка за курсовую работу вносится руководителем в зачётную книжку. Студенты, не защитившие курсовую работу, не допускаются к экзаменационной сессии и не переводятся на следующий курс. Если курсовая работа защищена на «неудовлетворительно», то она возвращается студенту на доработку. Сроки защиты в данном случае устанав