Во сколько лет ребенок должен говорить?
Когда сольются воедино все компоненты, необходимые для возникновения речи, ребенок начнет произносить свои первые слова, приводя в восторг уставших от ожидания родителей. У каждого малыша это происходит в «свое» время. И нет никакого смысла сравнивать речевые успехи своего крохотунчика с успехами деток-ровесников. Но определенные данные, на которые ориентируются психоневрологи и логопеды, конечно, существуют.
Доречевое и речевое развитие детей:
1-6 месяцев – малыши сосредотачиваются, при звуках мамочкиного голоса начинают гулить, оживляются при общении со взрослыми (активное гуление) и учатся отличать неречевые звуки от голоса родных;
6-7 месяцев -- малыш «доростает» до лепета и начинает понимать обращенную речь;
8-9 месяцев – кроха реагирует не только на обращение мамы и папы, но и на речь незнакомых людей. В лепете появляются не просто слоги, а так называемые лепетные слова («ма-ма», «ба-ба»), однако, они еще не соотносятся с предметами и людьми. Ребенок активно общается жестами, играет в «ладушки», знает свое имя.
10-12 месяцев – в словарном запасе крохи имеется уже 3-5 лепетных слов, которыми малыш пользуется. Также малыш понимает простые инструкции типа «поцелуй маму», «нельзя», «возьми».
15 месяцев – понимание простых инструкций, увеличение словарного запаса до шести слов;
1,5 года – малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 15 слов;
1 год 9 месяцев – ребенок показывает 3 части тела, употребляет слова «я», «ты» (местоимения) и использует фразу из 2 слов («мама, ди» (мама, иди) , «дай ляля» (дай куклу) и др.);
2 года – словарный запас увеличивается до 40 слов, малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).
2-2,5 года – ребенок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности. Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т.е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них.
2,5-3 года – словарный запас ребенка варьирует от 250 до 500 слов. Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке с опорой на картинку или без нее, начинает активно задавать вопросы (возраст «почемучек»).
Многие мамочки могут, взяв вышеперечисленные данные на вооружение, начать считать, сколько слов употребляет кроха при общении. Но не стоит торопиться. Если один малыш в возрасте 3 лет знает 850, а другой 200 слов, это еще ни о чем не говорит. У взрослых людей тоже может быть совершенно разный словарный запас (любой из нас в сравнении с Элочкой Людоедкой - просто гений, но в то же время «нагнать» Пушкина вряд ли кому удастся).
Игра – это жизнь | Версия для печати |
Вы уже привыкли, дорогие мамочки, находить на страницах нашей газеты интересные и полезные игры, которыми с удовольствием делится с нашими читательницами директор центра «ИГРА» Жанна Дешук. Сегодня мы поговорим о том, чем же можно занять с пользой для дела вашего годовалого малыша
Однажды, когда меня спросили, что такое игра, мне пришлось серьезно задуматься. Нет, то, что это основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, это неоспоримо, еще приходит в голову, что это занятие, которое служит для развлечения и отдыха, но ведь главное не это….
Обложившись словарями, я начала искать толкование этого простого слова, и среди всего прочего я обнаружила, что есть такое понятие: "теория игр". Это математическая дисциплина, которая изучает схемы наилучшего выбора решений участниками тех или иных ситуаций. Проще говоря, моделируя жизненные ситуации, ребенок или взрослый ищет оптимальный вариант поведения в них. Это серьезная наука.
Предлагая своему ребенку новую игру, не торопите его приступить к действию, дайте возможность понять и принять те правила, по которым вы хотите с ним играть. И вот когда это произойдет, результат вас не просто порадует, он вас восхитит.
Ну а сейчас давайте поговорим, в какие же игры можно играть с годовалыми детками и двухлеточками. Независимо от того, какого возраста у вас малыш, ему легче воспринимать информацию через знакомый образ, будь то зайка или мишка.
Возьмите игрушечного зайчика и птичек и разыграйте с ним мини-спектакль, пусть малыш смотрит и внимательно слушает (этим вы развиваете речь ребенка, его внимание и память).
"Зайка вышел на прогулку. Идет Зайка по дорожке и вдруг слышит:
-Чик-чирик! Чик-чирик!
-Здравствуйте, птички! -закричал зайчик.
-Чик-чирик! Чик-чирик! -закричали в ответ птички.
-Кушать хотите? Сейчас я вас угощу! -сказал зайка.
Он опустил лапку в кармашек. А у него в кармашке…Что там? Конечно, это вкусные зернышки! Клюйте, птички! Приятного аппетита!"
Ну а теперь можно и поиграть.
Сегодня для самых маленьких мы предлагаем игры с крупами.
"Прятки для ручек"
Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку к вам присоединиться: " Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?
Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ребенку найти игрушку.
"Пересыпь"
Пересыпаем крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
"Покорми птичек"
Возьмите игрушечную курочку и рисовую крупу. "Вот к нам курочка пришла, "ко-ко-ко". Насыпь ей зернышки. Покажите, как надо брать зернышки тремя пальцами и сыпать на тарелочку".
"Колотушка"
Возьмите пластиковую бутылку и покажите, как можно в нее бросать фасоль, а затем стучать.
А теперь игры для деток постарше.
"Бабочка, лети"
Изготовьте из легкой бумаги бабочек (скрутите как бантик) и, сложив их на стол, подуйте вместе с малышом. Они разлетятся, а вы предложите собрать и посадить их на цветочки (заранее нарисуйте их на листке бумаги). Бабочек следует садить на цветок соответствующего цвета и на каждый только по одному. Эта простая игра развивает сенсорное восприятие, внимание, мелкую моторику и дает представление о математическом понятии "столько же".
"Во саду ли в огороде"
Покажите ребенку картинки огорода и сада. Опишите их, затем показываем и называем овощ или фрукт. Сопровождайте это движением ручек: ручками показываем "низко", когда вы говорите об овоще, "высоко" -- о фрукте.
Когда эти понятия закрепились, пусть ребенок сам разберется, повесив фрукты на веревочку с помощью прищепок, а овощи складывая на ковер.
"Приготовим крем"
В миску налито немного воды и несколько капель шампуня. Надо взбить венчиком пену. Сначала покажите, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левой рукой придерживайте миску.
"Сказка"
Прочитав малышу сказку, задайте вопросы, ответом на которые могут послужить картинки.
Это только маленькая часть игр, которые послужат для развития вашего ребенка, но мамочки всегда смогут придумать что-то новенькое и интересное. Ну а если это не совсем получается, центр гармоничного развития "Игра" всегда рад ВАМ. Поверьте, он не оставит равнодушным никого. ТЕЛ 8029 .6-444-101, 8029 33-44-101.
Дешук Жанна
Игры для маленьких погодок | Версия для печати |
Конечно же, помимо огромной радости, воспитание деток-погодок доставляет родителям и определенные трудности. Да и сам процесс воспитания детишек с разницей в год-полтора имеет свои нюансы. Ведь с такими проблемами, как лидерство, ревность, соперничество, возникающими между младшим и старшим малышом, приходится сталкиваться каждой семье, где растут детки с небольшой разницей в возрасте. Причем независимо от того, что погодки привыкают друг к другу с рождения, позиции старшего и младшего в их взаимоотношениях будут присутствовать всегда. И только от мамочки с папочкой и от общей атмосферы в семье будет зависеть, насколько успешным будет воспитательный процесс
Пожалуй, любая мамочка, воспитывающая погодок, согласится, что самым трудным периодом в их семье были первые несколько лет после рождения второго малыша. Это происходит потому, что в этом возрасте не совпадают процессы их развития. Старший малыш, когда ему почти исполнился год, начинает активно развиваться как физически, так и интеллектуально. Каждый день он открывает для себя что-то новое, делает первые самостоятельные шаги и осваивает новые слова. И, безусловно, ему в этот период просто необходимы помощь и внимание со стороны мамочки и папочки. Однако точно так же проявления любви, заботы и внимания необходимы и младшему малышу. Поэтому в этот сложный, ответственный период мамочкам и папочкам необходимо запастись огромным терпением, чтобы ни один из малышей не чувствовал себя обделенным.
В первые два года необходимо выстроить режим дня так, чтобы внимание деткам оказывалось в равной степени. Ближе к 2-3-м годам детки практически выравниваются в развитии. Они начинают "сдруживаться", могут увлекаться совместными играми и занятиями. И не так важно, чем именно вы хотите увлечь малышей, главное - каким образом организовать совместные занятия.
Конечно, с детьми-погодками дома лучше заниматься вместе. Это гораздо интереснее как для малышей, так и для мамочки, а, кроме того, это более продуктивно. Но даже при совместных занятиях ваш подход все равно должен оставаться индивидуальным. Вы, несомненно, должны учитывать возможности каждого из малышей. Естественно, занимаясь со старшим, вы будете уделять ему большее внимание, а младший, присутствуя на этих занятиях, тоже будет получать ту часть информации, которая ему сейчас интересна и по силам. Наверняка, многие мамочки замечали, что младший ребенок развивается как бы немного быстрее первенца. Это происходит потому, что младший получает большую часть информации опосредованно. Т.е. подражая старшему, он все постигает намного быстрее, чем просто учась у мамочки с папочкой.
Игры и занятия для деток-погодок в возрасте двух-трех или трех-четырех лет можно предлагать самые разнообразные. И одному и второму будут интересны такие занятия, как лепка из пластилина или теста, мозаика и конструирование.
Особое внимание необходимо уделить рисованию, которое отлично развивает фантазию малышей и благоприятно воздействует на мелкую моторику. Рисовать с детками можно мелками, карандашами, обычными или пальчиковыми красками. Но необходимо помнить, что требования в процессе таких занятий должны соответствовать возрасту каждого из малышей.
Интересными и полезными для обоих малышей раннего возраста будут игры на физическое развитие: "Велосипед" (лежа на спине, детки поднимают ножки вверх и "крутят педали"), "Гуси-гуси" (дети ходят на корточках друг за другом), "Лошадки" (быстро бегаем друг за другом, высоко поднимая коленки) и т.д.