Игры на выделение части и целого
Наиболее распространенными играми на выделение части и целого являются разрезные картинки и кубики для складывания целостного изображения. Такие пособия родители и педагоги могут не только приобрести в магазинах, но и изготовить самостоятельно. Многие из разрезных картинок выпускаются с рамками, позволяющими самостоятельно упражняться и исправлять ошибки, неизбежно возникающие на начальном этапе освоения игры. Разрезные картинки для детей до 3 лет содержат только две части, которые составляют целостный образ предметов и могут быть разделены по горизонтали, вертикали, диагонали. По мере развития ребенка увеличивается количество частей, из которых следует собрать изображение: 4 части – для младших дошкольников, 6-9 частей – для детей пятого года жизни; 12-24 части – к шести годам. С возрастом усложняются как сами образы, так и различные способы деления на части.
Для некоторых детей собрать картинку из кубиков достаточно трудно, так как изображение раздроблено на отдельные составляющие, а части расположены на определенных сторонах всех кубиков. Важно различить общий фон картинки и иметь образец целого предмета. Перед складыванием изображения из кубиков можно предложить собрать картинку по образцу, части которой расположены на двух сторонах утолщенной пластины. Можно предложить ребенку закрыть часть рисунка рукой, листом бумаги, выкладывая другую часть изображения, постепенно открывая картинку до полного составления образца.
Возникновению интереса к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей, образцы архитектуры, живописи.
Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части и целого являются игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Каждая из предлагаемых игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. Возрастной диапазон таких игр достаточно велик, часто без помощи взрослого построить изображение бывает сложно. Наибольшую трудность для детей с ОВЗ представляют игры, в которых элементы окрашены одинаково с двух сторон, и для правильного решения игровой задачи следует перевернуть некоторые части.
Игры на развитие логического мышления включают игры на классификацию и на сериацию. Рассмотрим их подробнее.
Игры на классификацию
Дети достаточно рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства (цвет, форму, величину, пространственное расположение). Этому способствуют игры, предлагаемые уже на третьем году жизни. Для усвоения основных цветов существуют игры «Шапка, варежки и шарф» (собрать куклу на прогулку), «Разноцветные окошки» (подбираются ставни к окнам в домиках соответствующего цвета). После четырех лет, когда знания основных цветов обогащаются оттенками, закрепляется их различение и называние, можно предложить лото «Разложи по цвету», «Радуга», «Краски». Существуют разнообразные игры-вкладыши с удобным способом удержания и вкладывания деталей «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». Важно, что ребенок может сам проверить правильность усвоения и выполнения инструкции (при ошибке деталь не совпадает с прорезью). Не следует спешить, помогая малышу освоить способ вкладывания изображения, а дать возможность попытаться ребенку самому решить игровую задачу. Следует объяснить ребенку, в чем она заключается, оказывая эмоциональную поддержку и словесную помощь в случае неуспеха, подсказывая, а при необходимости и показывая правильные действия.
Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом. Зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора. Например, что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два - сложнее, но попробуйте на три. Например, что может быть маленьким, овальным, зеленым? Для детей пяти-шести лет полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное. Ребенку необходимо подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер.
Часто в играх требуется умение выделять форму в предмете, собирая затем из знакомых форм образ, единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, быстро собирать после окончания игры, создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях.
Игра «Четвертый лишний» способствует развитию мышления, умению выделить основание, по которому из всех предметов на картине один не подходит. Например, изображены люди и кукла, объяснение ребенка может быть таким: «Здесь все люди живые, а кукла – нет, потому что она игрушечная».
Интерес для детей пяти – шести лет представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например – машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие. Ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления.
Игры на сериацию
Они позволяют младшим дошкольникам выстраивать предметы в определенной последовательности. Например, можно выстроить семейки елок, расположить под ними грибы – большой, средний, маленький, снова большой, после чего спросить ребенка: «Какой теперь?». Любимая народная матрешка, пирамидка – яркий пример сериации для самых маленьких. При выстраивании сериации используется чередование цвета, формы, величины элементов в определенном порядке. Детям в возрасте пяти-шести лет подойдут лото «Веселый клоун» на материале картинок с изображениями человеческих чувств и их мимических проявлений (веселье, грусть, удовольствие); «Самый быстрый»-различение животных по способу и скорости передвижения; «Самый тяжелый» -сравнение по весу различных тел. Во всех подобных играх признак задан, играющие только раскладывают в определенном порядке свои карточки. Но не следует увлекаться лишь верным выбором карточек, не менее важно услышать объяснение ребенком своего выбора.
Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.