Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений с взрослыми и сверстниками, тем сильнее в ребенке укрепляется сознание своего нового положения школьника. Этому способствуют и особый школьный режим, и школьная одежда, и приготовление уроков дома, и форма организации школьных уроков, на которых все делают одну и ту же работу, подчиняются одним и тем же правилам поведения.
Главным при этом является новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка выступает как полномочный представитель общества, обладающий всеми средствами контроля и оценки.
Итак, первой характерной чертой, школьного обучения является то, что поступлением в школу ребенок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую общественно оцениваемую деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности.
К сожалению, воспитывающее значение обучения, его функция в формировании личности часто недооцениваются, имеющаяся у ребенка к моменту поступления в школу тенденция к осуществлению общественно значимой общественно оцениваемой деятельности не поддерживаются.
Именно поэтому, что учебная деятельность общественна по содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественна по смыслу ( она является общественно значимой и общественно оцениваемой), общественна по форме осуществления ( она реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами), она - ведущая в младшем школьном возрасте.
Под ведущей в современной детской психологии понимается такая деятельность, « в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития».
Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, ее функции на каждом этапе различны. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.
Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе.
Большая часть этих правил направлена на обеспечение продуктивности работы и класса и каждого отдельного ученика. Например, такие правила: не шуметь на уроке, не заниматься посторонними делами, при необходимости спросить о чем-либо учителя или ответить на вопрос поднимать руку, входить в класс и выходить из него в определенном порядке. Многие правила служат организации учебной работы каждого ученика - сидеть прямо, содержать тетради и учебники в порядке, делать записи в тетрадках определенным образом и т.д. Некоторые правила имеют целью регулирование отношений учеников между собой и с учителем.
По своей природе эти правила - общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие продуктивность работы всего классного коллектива, и, следовательно, они общественно направлены по содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе класса. В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующая от каждого определенного отношения к работе коллектива в целом.
В первое время пребывания в школе правила связаны у ребенка с новой позицией ученика и с выполнением этой новой роли. Это очень сходно с выполнением правила в школе и в классе, то тем самым он хороший ученик, прежде всего в собственных глазах. Однако недостаточно, чтобы выполнение правил выражало только отношение ученика к себе и его отношения с учителем. Важно, чтобы выполнение правил поведения в классе выражало отношение ученика к своим товарищам.
Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребенка умение регулировать свое поведение и, с другой, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.
Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребенка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. Однако прежде чем усваивать знание о чем-то, необходимо выделить это нечто из непосредственно воспринимаемого набора свойств.
Многие дети, приходя в школу, знают буквы, умеют складывать из букв слова и даже их прочитывать. В школе их учат называть отдельные буквы. Таким образом, дети, читая, имеют дело с буквами и их названиями. Школьники относительно быстро понимают, что чтение есть быстрое название букв. Однако в действительности дело обстоит совсем не так. В результате такого чисто практического обучения у детей складывается неправильное представление о соотношении между звуками языка и буквами, их обозначающими. Многие дети, которые приходят в школу читающими, вообще ничего не знают о звуках; для них буквы - это значки, предметы, имеющие свои названия.
Такие дети сталкиваются с большими затруднениями при дальнейшем усвоении языка, знаний о его строении. Они путают звуки и буквы, произношение и написание. Для них грамматические правила выступают как внешние и формальные, не вытекающие из закономерных отношений между речью и языком.
Аналогичным образом обстоит дело с изучением математики. Большинство детей приходят в школу, уже владея практическим счетом и представлениями о количестве. Однако особенности этого счета, опирающегося на непосредственные представления о количестве отдельных предметов в группе, не совпадают математическими характеристиками количественных отношений.
Для ребенка, умеющего считать, число есть только название количества предметов, причем отдельный предмет принимается за единицу счета. В школе приходиться перестраивать доматематические представления ребенка о числе и превращать их в математическое понятие, предметом которого являются определенные отношения количеств.
Важной чертой усвоения наук является то, что научные понятия представляют собой систему и их нельзя изучать в случайной последовательности. Система научных понятий иерархична, - одни понятия входят в другие как подчиненные.
Вопрос о том, как построить систему научных понятий в каждом предмете, какие понятия исходные, до настоящего времени не совсем ясен. Это объясняется тем, что система понятий каждой науки может коренным образом изменяться вместе с приобретением новых фундаментальных знаний.
Четвертая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребенку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.
Это относиться, прежде всего, к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно интерпретировать оценки, которые дает учитель действиями, производимым учениками, и их результатами. Такие умения не приходят сразу, детей приходиться учить этому.
Содержание учебной деятельности - овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Только таким образом широкие социальные мотивы наполняются содержанием, конкретно связанным с учебной деятельностью. Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно значимую деятельность.
Таким образом, важнейший элемент учебной деятельности - учебно-познавательные мотивы. Их формирование - важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Младший школьник выступает как субъект учебной деятельности. Проектируя образование, идет ориентация на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Сложность заключается в том, что нельзя с уверенностью назвать ни одной возрастной границы, которая не была бы обусловлена культурно исторически. Сегодня изменились представления о границах самостоятельности младших школьников. В программе начальной школы записано требование, воспитывать их учебную самостоятельность и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем, а получив аттестат зрелости, обнаруживают свою незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире.
Умение учиться резко выделяется в списке общешкольных умений - читать, писать, считать. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей.