Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности

ЭССЕ

Эссе- это свобода построения, легкая, неспешная манера изложения, неожиданные отклонения от темы, ассоциации. Метафоры, каламбуры, ритм, приемы риторики, возможности искусства слова - все выдержано в стиле, способствующему более рельефному отражению личности автора.

Во многих зарубежных странах, написание эссе часто используется как способ тестирования и конкурсного отбора. Испытание в виде написания эссе, позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств. При этом не столь важен объем знаний или предмет исследования. В этом смысле эссе - антипод традиционного теста.

Прежде чем писать эссе, естественно определиться: о чем, сколько, как писать.

Если тема задана, считаем первую проблему решенной. Если тема эссе свободная, надо расслабиться, попытаться представить, о чем Вам было бы приятно или интересно рассказать. Что Вас удивило, поразило, шокировало. О чем Вы думали, мечтали. Не стоит зажиматься. Тема эссе действительно может быть любой

При выборе темы не следует забывать: оценивать вашу работу будут главным образом не по названию, а по тому, насколько интересно и самобытно будет представлено ваше восприятие заявленной темы.

Если Вы пишете эссе впервые, скорее всего вас занимает вопрос: Как писать эссе, каким языком? Прежде всего, не стоит стремиться удивить, поразить любой ценой. Вычурность, надуманность не заменят искренности, подлинности чувств, переживаний. Только искренность, личностное отношение к описываемому событию, делают обычный текст тем, что принято называть эссе. Помните, эссе это выражение только вашего мнения, это отклик только вашей личности на данное событие, явление. Поэтому объем, форма, структура не имеют жесткого формального регламента.

Тем не менее, исходя из общепринятых норм, можно порекомендовать следующее.

Объем. Краткость - сестра таланта. Обычно, бывает достаточно нескольких страниц текста. Но если мысли, чувства, желания переполняют вас - дерзайте.

Структура. Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать в той последовательности, в которой считаете нужной. Эссе не требует оглавления, введения, глав, заключения, выводов. Никакой актуальности, цели, задач, списка использованной литературы. Главное, что бы текст передал ваши мысли, ощущения, чувства, родившиеся у вас в процессе рассуждений, переживаний - связанных с предметом вашего эссе.

Язык. Пусть вас не смущает, что это учебная или тестовая работа. Вы пишете эссе, следовательно, язык не должен быть наукообразным. Не нужны точные числовые данные, аналитические выкладки и тому подобное. Вы пишете не для экзаменатора, а делитесь своими наблюдениями с близкими вам людьми. Не зажимайтесь. Постарайтесь добиться гармонии между словесным, образным описанием своих чувств и мыслей, и теми ощущениями, которые возникали у вас в реальности.

РЕФЕРАТ

Под термином «реферат» объединены два разных вида ра­боты:

1. Рефератом называется краткое проблемное изло­жение содержания книги или статьи.

2. Реферат самая простая форма самостоятельной письменной студенческой работы.

В реферате не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Реферат - работа поверхностная, лишь касающаяся какой-то одной достаточно узкой темы и обозначающая основные общепринятые точки зрения на данную тему. Это относится к любому студенческому реферату.

Реферат должен включать оглавление, введение, несколько разделов (глав), заключение и список литературы. Желательно наличие ссылок, хотя можно обойтись и без них. Ссылки в реферате, как впрочем, и в других студенческих работах (курсовых и дипломах), можно делать двумя способами - внизу страницы или в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы. Первый вариант удобнее и нагляднее. Нормальное количество ссылок для реферата - от 2 до 8. Список литературы для реферата обычно должен включать до 10 позиций (нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет-ресурсы).

Как правило, реферат достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Формально к оформлению реферата предъявляются следующие требования:

· Объем реферата - до 15 стр. - сюда не включаются титульный лист и возможные приложения.

· Шрифт обычно Times New Roman, кегль (или размер шрифта) – 14.

· Интервал (расстояние между строчками) - 1,5.

· Поля - стандартные для Microsoft Word.

· Текст реферата размещается с центрированием «по ширине страницы».

· Абзацы выделяются красной строкой с отступом не менее 1,5 см.

План реферата должен включать введение, несколько глав, заключение, библиографический список (список литературы) и, может быть, приложения. Утверждать у руководителя план реферата не принято, хотя в редких случаях такое практикуется.

Во введении реферата указываются актуальность темы реферата, цель реферата, задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть указанной цели. Кроме того, во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников (литературы). Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы.

Главы реферата могут делиться на параграфы, однако если реферат небольшой, то лучше этого не делать.

В заключении реферата приводятся ответы на поставленные во введении задачи, дается общий вывод и делается заключение о достижении цели реферата. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр.

Каждая из этих частей начинается с новой страницы. Заголовки указанных частей реферата пишутся заглавными буквами и размещаются по центру строки. Между заголовком и последующим текстом должна быть пустая строка.

Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист считается, но номер на нем не ставится. Номер страницы проставляется по-разному, чаще всего - в верхнем правом углу.

ДОКЛАД

Доклад— это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сооб­щения. Как правило, текст доклада оформляется так же, как и текст реферата, снабжается аналогичным титуль­ным листом и планом и сдается преподавателю после уст­ного выступления.

Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость уст­ного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст дол­жен быть правильно построен и оформлен, грамотно на­писан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Уст­ное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для ауди­тории подано.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, так как у некоторых преподавателей этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки докла­да.

Не меньшее внимание, чем написанию само­го доклада, следует уделить отработке его чтения. Напи­сав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе вслух. При этом чи­тать необходимо, не торопясь, но и без излишней медлительно­сти, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам все вре­мя контролировать темп своей речи, и она все равно са­мопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Так что если ваш текст окажет­ся невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое бы­стрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов — там, где без них можно обойтись. Если не удается уложиться в рег­ламент, значит, нужно что-то радикально менять в струк­туре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главно­му) , сжать основную часть, в заключительной части уб­рать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Не пытайтесь высту­пить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленно­го текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента.

В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане прояв­ления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если док­лад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые шаги специально в этом направлении. Перемежайте слож­ные идеи, требующие напряженного внимания, шутка­ми из разряда «научных» или забавными притчами, выс­вечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, «ели по­зволяет регламент.

При подготовке доклада, в отличие от других форм сту­денческих работ, достаточно часто используется метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподава­тель может дать сразу нескольким (двум—трем) студен­там одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, вы можете каждый подго­товить по докладу в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной док­ладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основ­ной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за - ним с критическими замечаниями, дополнениями и оцен­кой его выступления. Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Это традици­онная форма контроля усвоения учебного материа­ла, принятая и в школе, и в вузе. Разница между конт­рольной и другими видами студенческих письменных работ заключается, прежде всего, в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Прове­ряя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение пра­вильно оформлять научный текст.

При выполнении контрольной работы задача студента гораз­до проще. Контрольная — не научная работа, даже в са­мом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным ма­териалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бы­вают:

· аудиторные (выполняемые во время аудиторных за­нятий в присутствии преподавателя),

· домашние, кото­рые задаются на дом к определенному сроку,

· текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме,

· экзаменационные, оценка по кото­рым имеет статус итоговой,

· фронтальные, которые одно­временно выполняет вся группа,

· индивидуальные.

При заочной форме обучения контрольные работы яв­ляются основной формой межсессионного контроля сту­денческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентами очного отделения:

1. Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподава­теля списку.

2. Во-вторых, написание такой контрольной ра­боты больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, состав­ляются выписки или конспект, выстраивается план изло­жения, наконец, в соответствии с вопросами плана пи­шется текст.

Объем контрольной работы должен составлять не бо­лее десяти печатных страниц. Необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернуто­го плана. Что касается критериев оценки содержания, то условием положительной оценки является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопро­сов. Разумеется, работа не может быть засчитана, если преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника. Однако осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Написание курсовой работы — деятельность качественно иного уровня, чем в случае реферата, доклада, контрольной. Курсовая, в отличие от всех перечислен­ных видов работ, не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за рефе­рат или контрольную, лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетнуюкнижку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.

Ккурсовой работе предъявляются качественно иные требования. Написание курсовой предусмотрено ГОС только по специальным предметам. В течение учебного года пишется одна курсовая работа. Как правило, курсовые ра­боты входят в учебный план, начиная со второго курса.

Курсовая работа — это студенческое научное ис­следование, которое пишется по специальному предмету по избранной студентом специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько послед­ний овладел навыками самостоятельной научной де­ятельности. Именно поэтому свободу студента в разра­ботке темы курсовой никак не ограничивают. Пользу­ясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студент в течение нескольких месяцев про­ходит подготовительный этап работы и пишет текст, ко­торый затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки. Во многих вузах практикуется защита студентами курсовых работ на кафедре специализации. Та­кая защита — как бы генеральная репетиция защиты выпускной квалификационной работы.

Поскольку курсовая работа — это уже самостоятель­ное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Об­щие советы относительно выбора темы письменной ра­боты мы уже приводили выше. Отметим только, что во введении к курсовой работе актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована.

Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов. Так, если вы пишете работу теоретического характера, не име­ющую выхода в практику, следует соответствующим об­разом выстроить ее структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состо­яние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изу­чения темы. Работа практического характера, как прави­ло, делится на две основные главы, первая из которых по­священа изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена необходимым иллюстратив­ным материалом. Работа опытно-экспериментального ха­рактера также имеет вводную теоретико-методологичес­кую часть, за которой следует изложение условий, мето­дов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Невзирая на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существу­ющим канонам и иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, и заключение. Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно 25—30 печатных страниц. Из этого объема около 10 % обычно занимает введение, от 5 до 10% — заключение.

Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее, здесь основная задача состоит в том, чтобы сделать его убеди­тельным. Речь может идти не только об актуальности в узко научном смысле, то есть о сложившейся внутри на­уки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Вы можете там, где это уместно, под­твердить актуальность своего выбора и аргументами со­циального плана, обосновать ее с точки зрения накопив­шихся социальных проблем и т. п.

Далее следует остановиться на описании степени раз­работанности темы в научной литературе. Здесь необхо­димо привести названия основных источников, охарак­теризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, так, чтобы было понят­но, с какой целью лично вы за нее беретесь.

Затем нужно переходить к довольно трудному этапу — формулировке цели и задач своей работы. Эта формули­ровка должна быть по возможности четкой и краткой. Ее назначение — определить стратегию и тактику написа­ния работы. Безусловным требованием к тексту курсо­вой является соответствие сформулированной цели и вы­полнение поставленных задач. Наконец, необходимо коснуться методологии и мето­дов исследования. Достаточно будет просто их назвать.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной ча­сти выделяется две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. О структуре основной части мы уже говорили выше.

Заключение содержит сделанные автором работы вы­воды, итоги исследования. Хорошо, если в конце за­ключения вы остановитесь на дальнейших перспекти­вах исследования данной темы.

Вслед за заключением идет список использованной ли­тературы, который должен быть составлен в соответ­ствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и их следует про­нумеровать.

Необходимо помнить, что, в отличие от рефератов, док­ладов и контрольных, к курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, кото­рая желательна во всех перечисленных случаях, а само­стоятельность научной мысли — насколько это допуска­ет уровень профессионализма студента. Конечно, от студенческой работы никто не требует уровня диссертации, которая предполагает наличие в тексте действительных элементов новизны, нетривиальных тезисов и т. п. Одна­ко студент в своей курсовой работе должен продемонст­рировать, насколько он овладел начальными навыками научного мышления и методологической рефлексии. Для этого вполне достаточно про­сто квалифицированно и грамотно сформулировать проблему, объект и предмет исследования поставить задачи — это уже первый шаг в науку.

Курсовая работа пишется не один раз за период обучения. Такие работы вы будете писать ежегодно, и, естественно, требования к ним будут возрастать. Поэтому самое разумное — с самого начала взять­ся за одну тему и, последовательно углубляя проблемати­ку, развивать ее на протяжении всех лет учебы с тем, что­бы в итоге написать по ней и выпускную квалификационную работу. Более того, если позволят объем и качество накопленного материала и если у вас возникнет такое желание, вы можете впоследствии продолжить разработку этой темы в дис­сертации.

Готовая курсовая работа сдается на кафедру. Согласно существующим правилам научный руководитель должен обосновать выставленную им оценку в письменной рецен­зии. Если курсовая проходит процедуру защиты на кафед­ре, то результаты обсуждения и выставленная оценка за­носятся в протокол заседания кафедры.

Критериями оценки курсовой работы являются акту­альность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.

Наши рекомендации