Методологический раздел программы исследования
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРА)
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (МВКР)представляет собой выполненную студентом самостоятельную научно-исследовательскую работу, являющуюся научным трудом, в котором содержится новое решение задачи, имеющей теоретическое, прикладное или практическое значение для конфликтологии, либо изложены сделанные автором научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (МВКР)представляет собой письменный многостраничный текст-отчет о проведенном научном исследовании. Как и любой отчет, работа имеет стандартную структуру:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
4. Теоретическая глава(или несколько), имеющая свое содержательное название. (Например, «Роль социальной идентичности в формировании неприязненного отношения к «другим».)
5. Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Объем МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИсоставляет 60-70 страниц основного текста (без приложений).
Эмпирическая глава МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ представляет собой полноценный отчет о работе по сбору и анализу эмпирических, т.е. представленных в чувственном опыте, данных. Стандартная структура этой главы содержит четыре основных параграфа.
· Программа эмпирического исследования.
· Описание результатов.
· Обсуждение результатов.
· Выводы.
СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРА)
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ состоит из двух частей - 1)Программы эмпирического исследования и 2)Описания результатов.
Программа эмпирического исследования представляет собой расширенный план исследования. Она демонстрирует умение автора спланировать, организовать и провести самостоятельное научное исследование.
Структура программы исследования содержит два крупных раздела: методологический и процедурный. Методологический раздел программы должен включать обоснованные суждения по следующим вопросам: проблема исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточнение основных понятий, гипотезы исследования. В процедурном разделе программы последовательно описываются и обосновываются стратегический план исследования, необходимая выборка, техники и процедуры сбора данных, приводится описание всех методик, указываются методы количественной и/или качественной обработки первичных данных, а также статистические программы, в которых эта обработка производилась (название и версию пакета).
Важной характеристикой данного раздела программы исследования должна быть «прозрачность» и понятность, поскольку одним из важнейших принципов качества научных данных является их надежность, т.е. возможность проверки. С этой точки зрения процедура исследования должна быть изложена таким образом, чтобы она могла быть воспроизведена любым другим исследователем с целью проверки полученных данных.
ТЕМА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ _______________________________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ _________________________________________
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постановка проблемы является центральным пунктом, как программы исследования, так и работы в целом.
Результатом отсутствия постановки проблемы является низкий уровень осмысления изучаемого феномена, несоответствие цели и результатов работы, некорректный подбор методик исследования, а также неглубокая интерпретация полученных результатов.
Цель и задачи исследования
Цель исследования –ожидаемый результат работы, который позволит разрешить проблему, то ради чего проводится исследование.
Например, цель исследования – изучить различия во влиянии факторов (наличие предшествующего опыта взаимодействия с молодежными политическими движениями, уровень информированности о них индивидов, а также степень воспринимаемой целостности их движений) на процесс социальной категоризации молодежных политических движений.
После формулировки цели она должна быть конкретизирована в задачах исследования.
Задачи могут быть обозначены как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования.
В формулировках цель и задачи исследования обычно используются глаголы совершенного вида (определить, выявить, описать, доказать, подтвердить и т.д.).
Это позволит более объективно оценить, достигнута ли цель и решены ли поставленные задачи.
Задачи могут дифференцироваться в зависимости от материала, с которым приходится работать. В частности, в исследовании могут быть выделены теоретические задачи, связанные с проработкой и анализом теоретического материала, построением теоретических конструктов и.т.д., методологические задачи, имеющие отношение к разработке исследовательского инструмента, подбору адекватных методик и т.д. и эмпирические задачи, относящиеся к процессу организации и проведения исследования.
Например, в соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Теоретические задачи
· Провести анализ основных отечественных и западных социально-психологических концепций процессов социальной категоризации, в частности социальной категоризации групп. Выделить основные факторы и компоненты, влияющие на категоризацию социальных групп.
· Сравнить существующие представления о ценности социальной группы. Выявить особенности восприятия социальной группы как целостного объекта и рассмотреть процесс социальной категоризации групп с разным уровнем воспринимаемой целостности.
Методологические задачи
· Разработать методический инструментарий адекватный для операционализации основных теоретических понятий.
· Разработать схему эмпирического исследования.
Эмпирические задачи
· Проверить предположение о различии влияния предшествующего опыта взаимодействия с молодежными политическими движениями и степени информированности о них на точность их категоризации.
· Проверить предположение об отсутствии различий в оценке целостности знакомых и незнакомых индивидам молодежных политических движений.
· Проверить предположение о том, что на оценку целостности социальной группы влияет степень согласованности знаний, включенных в представление о ней.
Гипотеза исследования
Гипотеза – это логически обоснованное предположение исследователя о наличии связи между изучаемыми явлениями (что связано с чем), о природе этой связи (корреляционная или причинно-следственная), о характере этой связи (например, прямо влияет или опосредованно), о закономерностях динамики явления (т.е. каковы механизмы развития, как протекает процесс).
По содержанию предположений можно выделить описательные (предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, а так же о свойствах объекта, на основе которых может быть составлена классификация) и объяснительные (предположения о причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых объектах) гипотезы.
Например, в качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегии поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии субъекта, чем чаще им избирается стратегия сотрудничества.
ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный раздел эмпирической части представляет собой подробное описание (без обсуждения) результатов исследования.
Результаты – представляют собой описание события или явления и должны быть логическим следствием применения определенных методических процедур и способов обработки.
Основная цель этого раздела – введение и обоснование всех сведений, необходимых для выработки определенного отношения к гипотезе исследования (которое дается в разделе «Обсуждение результатов»).
В разделе «Описание результатов» недопустимо как описание «сырых» (исходных) данных, так и приведение любых интерпретаций.
Основное требование при написании раздела «Описание результатов» - описывать только оригинальные результаты без ссылок на другие исследования и без интерпретаций.
Данный раздел может включать подразделы, соответствующие задачам исследования. В каждом подразделе могут быть выделены фрагменты, представляющие:
1) описательные статистики анализируемых переменных;
2) классификации изучаемых явлений, объектов, событий;
3) оценки сопряженности (связи) переменных;
4) описание динамики переменных.
При применении сложных статистических или вычислительных приемов, должны быть приведены значения всех необходимых критериев: например, при использовании приемов, требующих нормальности распределения – оценка нормальности; для множественной регрессии – оценки критерия толерантности, Дарбина – Ватсона, анализ остатков и др.; для факторного анализа – значение детерминанта исходной матрицы, критерия Кайзера-Мелкина-Олькина и т.п.
Должны быть описаны основные условия и характеристики применения статистических процедур.
В данном разделе должны быть приведены все сведения, которые необходимы для выработки определенного отношения к исследовательской гипотезе. Здесь могут быть выделяться несколько подразделов, которые отдельным задачам исследования.
Каждый подраздел должен завершаться формулировкой отношения к статистической гипотезе.
Существует несколько основных способов представления материала в разделе «Описание результатов»: нарративный (повествовательный), в виде таблиц, графического представления, формул. Эти способы имеют свои особенности, ограничения по возможности обобщения факта. Основное правило состоит в том, что нарратив, таблицы, графическое представление, формулы – дополняющие друг друга способы представления результатов. Не следует один и тот же факт представлять несколькими дублирующими друг друга способами. При представлении материала любым способом следует приводить только те показатели, которые используются в дальнейшем в анализе и при обосновании выводов.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРА)
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (МВКР)представляет собой выполненную студентом самостоятельную научно-исследовательскую работу, являющуюся научным трудом, в котором содержится новое решение задачи, имеющей теоретическое, прикладное или практическое значение для конфликтологии, либо изложены сделанные автором научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (МВКР)представляет собой письменный многостраничный текст-отчет о проведенном научном исследовании. Как и любой отчет, работа имеет стандартную структуру:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
4. Теоретическая глава(или несколько), имеющая свое содержательное название. (Например, «Роль социальной идентичности в формировании неприязненного отношения к «другим».)
5. Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Объем МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИсоставляет 60-70 страниц основного текста (без приложений).
Эмпирическая глава МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ представляет собой полноценный отчет о работе по сбору и анализу эмпирических, т.е. представленных в чувственном опыте, данных. Стандартная структура этой главы содержит четыре основных параграфа.
· Программа эмпирического исследования.
· Описание результатов.
· Обсуждение результатов.
· Выводы.
СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРА)
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ состоит из двух частей - 1)Программы эмпирического исследования и 2)Описания результатов.
Программа эмпирического исследования представляет собой расширенный план исследования. Она демонстрирует умение автора спланировать, организовать и провести самостоятельное научное исследование.
Структура программы исследования содержит два крупных раздела: методологический и процедурный. Методологический раздел программы должен включать обоснованные суждения по следующим вопросам: проблема исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточнение основных понятий, гипотезы исследования. В процедурном разделе программы последовательно описываются и обосновываются стратегический план исследования, необходимая выборка, техники и процедуры сбора данных, приводится описание всех методик, указываются методы количественной и/или качественной обработки первичных данных, а также статистические программы, в которых эта обработка производилась (название и версию пакета).
Важной характеристикой данного раздела программы исследования должна быть «прозрачность» и понятность, поскольку одним из важнейших принципов качества научных данных является их надежность, т.е. возможность проверки. С этой точки зрения процедура исследования должна быть изложена таким образом, чтобы она могла быть воспроизведена любым другим исследователем с целью проверки полученных данных.
ТЕМА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ _______________________________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ _________________________________________
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ