Развитие интересов у глухих дошкольников

Наблюдения сурдопедагогов и воспитателей свидетельст­вуют о том, что глухие дети 3—4 лет, впервые приходящие в дет­ский сад, не проявляют интереса к новым, необыкновенным для них вещам, новым людям и обстановке. Они ничего не рассма­тривают, не показывают указательньим жестом, которым они владеют, что их что-либо привлекает. Под влиянием педагогов и выражаемого ими интереса к окружающим предметам дети начинают охотно знакомиться с предметами, рассматривать их и манипулировать ими. Особенно привлекают детей яркие, кра­сочные игрушки.

После 2—3 месяцев пребывания в специальном дошкольном учреждении у детей наряду с желанием ознакомиться с предме­том, понять, какой он, как с ним действовать, возникает интерес и к его названию. Появляются вопросы: «Что это?» или просто «Что?» и просьбы: «Покажи», «Скажи».

К концу первого года пребьгвания в детоком саду у детей 4—5 лет возникает много самостоятельных вопросов, что свиде­тельствует о развивающемся интересе к разным сторонам жиз­ни. Вопросы по форме однообразны: «Что?», «Что это?», «Что там?», «Какой?»—но различны по содержанию. Дети опраши

вают о предметах домашнего обихода, о новых игрушках, оо одежде окружающих людей, о предметах, находящихся на ули­це, о качествах и цвете предметов, о растениях «и животных, о яв­лениях природы, об именах людей, с которыми встречаются дети в детском саду.

У детей преобладает интерес к внешней стороне предмета. Особенно привлекает детей все то, что находится в движении. Они начинают рассматривать не только движущиеся игрушки, но и разных двигающихся по земле насекомых, спрашивать о них, наблюдать, куда они ползут. Дети интересуются работой людей. На улищах они следят за работой машин.

Таким образом, у детей начинают обнаруживаться некото­рые познавательные интересы, хотя, конечно, довольно поверх­ностные, к жизни животных, к работе людей, к устройству и ра­боте машин.

Используя новые усвоенные формы вопросов, дети спрашива­ют: «Что делает?», «Какой?», «Какая?», «Почему?»

Особенный и довольно ранний интерес в связи с обучением речи у глухих детей возникает к слову, его буквенному составу. Например, они удивляются: «Почему штаны? Это штан, а это штани?»

Анализ познавательной активности глухих детей 4, 5—6 лет показывает изменение у них интересов по содержанию. У детей уменьшается число вопросов «Что это?» и становится значитель­но больше вопросов «Какой?», «Почему?», «Где живет?», «Что кушает?». Дети охотно сравнивают предметы по форме, цвету, величине, устанавливая сходство и различие между ними. Сами отыскивают и находят сходство в одежде, цвете волос, различ­ное и сходное между растениями. Внимание детей привлека­ют некоторые явления природы. С интересом дети относятся к животным и растениям, спрашивают об их особенностях.

Качественно меняются «интересы глухих дошкольников «к 6—7 годам. Заметно расширяется круг интересов.

Вопрос «Что?», «Что это?» «приобретает новое направление. Дети его задают, чтобы понять, что изображено в книге. Затем его произносят, когда хотят различить «Что это?» и «Кто это?». Появляется вопрос «Сколько?» применительно не только к пред­метам, но и к дням, к годам («Сколько лет?»). Возникает много вопросов о причинах явлений: «Почему длинный нос?» (у жу­равля), «Почему неба нет?» (в пасмурную погоду), «Почему дождь, дождь?» (долго идет дождь).

Книга начинает занимать все большее место в жизни стар­ших дошкольников. Новая книга — радостное событие в жизни детей. Книги не только рассматривают, но и «слушают» в уст­ном и дактильном пересказе. Изобразительная деятельность, ши­тье для кукол, ручной труд, печатание на пишущей машинке расширяют круг «трудовых» интересов детей. Интерес меняется и по характеру. Он становится более стойким и более действен

ным. Вместо кратковременных наблюдений за птицами, рыбами дети систематически наблюдают и ухаживают за ними, сообщая о всех замеченных особенностях и изменениях в их поведении, образе жизни, внешнем виде, сравнивают между собой различ­ных рыб, птиц, животных, растения, за которыми ухаживают. Теперь эти наблюделия не просто забава, развлечение, они обус­ловлены и познавательным интересом.

Игра, вводимая педагогом в жизнь детей, занимает меньшее место, чем у слышащих дошкольников. Сначала глухие дети не умеют играть в сюжетночролевые игры. Но для детей 6—7 лет игра становится очень интересной. Дети входят в свои роли «доктора», «почтальона», «продавца» и «покупателя».

В рисовании детей отражаются их интересы к труду, к игре. к явлениям природы и к отдельным предметам (вещам, плодам. игрушкам).

Особый интерес приобретают для глухих детей занятия по развитию слуха, на которых используется незнакомая ранее де тям аппаратура.

Таким образом, интepecы глухих детей существенно развива ются за время их пребывания в детском саду. Вместе с тем пе­дагогам и воспитателям детского сада следует специально забо­титься о развитии у детей разнообразных, особенно познаватель­ных интересов. Для этого умелый педагог иопользует прежний опыт ребенка, связывает работу с радостями, ранее пережитыми детьми. Педагог та.к организует деятельность детей, что дети на­чинают осознавать задачу деятельности как очень важную.

Задания, предлагаемые детям, должны быть посильными для них, однако не слишком легкими, чтобы ребенок мог добиться успеха, лишь затратив на это некоторое усилие. Сама деятель­ность должна быть построена так, чтобы предметы и действия с ними вызывали у ребенка вопросы, которые он захотел бы ре­шить, и чтобы педагог помогал ребенку относительно самостоя­тельно достигнуть решения. После решения несложных вопро­сов необходимо переходить к заданиям, требующим более дли­тельных наблюдений, а затем и к постановке простейших опытов (например, по выращиванию растений).

При этих условиях дети начинают любить выполняемую ра­боту и интересоваться приобретаемыми знаниями и умениями.

Наши рекомендации