Развитие интересов у глухих дошкольников
Наблюдения сурдопедагогов и воспитателей свидетельствуют о том, что глухие дети 3—4 лет, впервые приходящие в детский сад, не проявляют интереса к новым, необыкновенным для них вещам, новым людям и обстановке. Они ничего не рассматривают, не показывают указательньим жестом, которым они владеют, что их что-либо привлекает. Под влиянием педагогов и выражаемого ими интереса к окружающим предметам дети начинают охотно знакомиться с предметами, рассматривать их и манипулировать ими. Особенно привлекают детей яркие, красочные игрушки.
После 2—3 месяцев пребывания в специальном дошкольном учреждении у детей наряду с желанием ознакомиться с предметом, понять, какой он, как с ним действовать, возникает интерес и к его названию. Появляются вопросы: «Что это?» или просто «Что?» и просьбы: «Покажи», «Скажи».
К концу первого года пребьгвания в детоком саду у детей 4—5 лет возникает много самостоятельных вопросов, что свидетельствует о развивающемся интересе к разным сторонам жизни. Вопросы по форме однообразны: «Что?», «Что это?», «Что там?», «Какой?»—но различны по содержанию. Дети опраши
вают о предметах домашнего обихода, о новых игрушках, оо одежде окружающих людей, о предметах, находящихся на улице, о качествах и цвете предметов, о растениях «и животных, о явлениях природы, об именах людей, с которыми встречаются дети в детском саду.
У детей преобладает интерес к внешней стороне предмета. Особенно привлекает детей все то, что находится в движении. Они начинают рассматривать не только движущиеся игрушки, но и разных двигающихся по земле насекомых, спрашивать о них, наблюдать, куда они ползут. Дети интересуются работой людей. На улищах они следят за работой машин.
Таким образом, у детей начинают обнаруживаться некоторые познавательные интересы, хотя, конечно, довольно поверхностные, к жизни животных, к работе людей, к устройству и работе машин.
Используя новые усвоенные формы вопросов, дети спрашивают: «Что делает?», «Какой?», «Какая?», «Почему?»
Особенный и довольно ранний интерес в связи с обучением речи у глухих детей возникает к слову, его буквенному составу. Например, они удивляются: «Почему штаны? Это штан, а это штани?»
Анализ познавательной активности глухих детей 4, 5—6 лет показывает изменение у них интересов по содержанию. У детей уменьшается число вопросов «Что это?» и становится значительно больше вопросов «Какой?», «Почему?», «Где живет?», «Что кушает?». Дети охотно сравнивают предметы по форме, цвету, величине, устанавливая сходство и различие между ними. Сами отыскивают и находят сходство в одежде, цвете волос, различное и сходное между растениями. Внимание детей привлекают некоторые явления природы. С интересом дети относятся к животным и растениям, спрашивают об их особенностях.
Качественно меняются «интересы глухих дошкольников «к 6—7 годам. Заметно расширяется круг интересов.
Вопрос «Что?», «Что это?» «приобретает новое направление. Дети его задают, чтобы понять, что изображено в книге. Затем его произносят, когда хотят различить «Что это?» и «Кто это?». Появляется вопрос «Сколько?» применительно не только к предметам, но и к дням, к годам («Сколько лет?»). Возникает много вопросов о причинах явлений: «Почему длинный нос?» (у журавля), «Почему неба нет?» (в пасмурную погоду), «Почему дождь, дождь?» (долго идет дождь).
Книга начинает занимать все большее место в жизни старших дошкольников. Новая книга — радостное событие в жизни детей. Книги не только рассматривают, но и «слушают» в устном и дактильном пересказе. Изобразительная деятельность, шитье для кукол, ручной труд, печатание на пишущей машинке расширяют круг «трудовых» интересов детей. Интерес меняется и по характеру. Он становится более стойким и более действен
ным. Вместо кратковременных наблюдений за птицами, рыбами дети систематически наблюдают и ухаживают за ними, сообщая о всех замеченных особенностях и изменениях в их поведении, образе жизни, внешнем виде, сравнивают между собой различных рыб, птиц, животных, растения, за которыми ухаживают. Теперь эти наблюделия не просто забава, развлечение, они обусловлены и познавательным интересом.
Игра, вводимая педагогом в жизнь детей, занимает меньшее место, чем у слышащих дошкольников. Сначала глухие дети не умеют играть в сюжетночролевые игры. Но для детей 6—7 лет игра становится очень интересной. Дети входят в свои роли «доктора», «почтальона», «продавца» и «покупателя».
В рисовании детей отражаются их интересы к труду, к игре. к явлениям природы и к отдельным предметам (вещам, плодам. игрушкам).
Особый интерес приобретают для глухих детей занятия по развитию слуха, на которых используется незнакомая ранее де тям аппаратура.
Таким образом, интepecы глухих детей существенно развива ются за время их пребывания в детском саду. Вместе с тем педагогам и воспитателям детского сада следует специально заботиться о развитии у детей разнообразных, особенно познавательных интересов. Для этого умелый педагог иопользует прежний опыт ребенка, связывает работу с радостями, ранее пережитыми детьми. Педагог та.к организует деятельность детей, что дети начинают осознавать задачу деятельности как очень важную.
Задания, предлагаемые детям, должны быть посильными для них, однако не слишком легкими, чтобы ребенок мог добиться успеха, лишь затратив на это некоторое усилие. Сама деятельность должна быть построена так, чтобы предметы и действия с ними вызывали у ребенка вопросы, которые он захотел бы решить, и чтобы педагог помогал ребенку относительно самостоятельно достигнуть решения. После решения несложных вопросов необходимо переходить к заданиям, требующим более длительных наблюдений, а затем и к постановке простейших опытов (например, по выращиванию растений).
При этих условиях дети начинают любить выполняемую работу и интересоваться приобретаемыми знаниями и умениями.