Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка

Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Это яв

ляется причиной возникновения ряда специфических трудностей при воспитании у ребенка положительных черт личности и обу­словливает своеобразие некоторых особенностей его характера.

Одна из сторон характера человека — его отношение к дру­гим людям и вместе с тем к самому себе. С целью исследования вопроса о том, как дети осознают свое отношение к товарищам и самому себе, глухим учащимся V, VII и XII классов и слыша­щим учащимся III, V и VII классов предлагалось написать сочи­нение на тему «Мой товарищ» (исследование В. Г. Петровой). Эта тема была выбрана потому, что она живо интересует детей разного школьного возраста, вызывает у них раздумья и стрем­ление разобраться в возникающих чувствах, отношениях, мыслях.

Во всех классах дети писали сочинение без предварительной подготовки. Предлагался следующий план сочинения:

1) Кто твой товарищ? 2) Хороший ли он товарищ? 3) Почему ты считаешь его хорошим товарищем? 4) А ты сам какой това­рищ? 5) Почему ты так думаешь?

Детей просили не ограничиваться односложными ответами, а, напротив, подробнее раскрывать каждый пункт плана и обосно­вывать свои высказывания.

Рассмотрим сначала сочинения слышащих школьников. Ответы учащихся III класса на вопрос, почему они считают того или иного мальчика или девочку хорошим товарищем, пока­зывают, что у этих детей уже есть некоторые представления о товариществе и дружбе, но они еще весьма элементарны и рас­плывчаты. Характеризуя своих товарищей, третьеклассники чаще всего говорили о совместно выполняемых делах. Так, большое место в их сочинениях занимали рассказы о том, как они вместе проводят свободное время, гуляют, играют, бегают. Хороший товарищ, по их мнению, тот, кто сам не дерется и «не водится» с драчунами, не ссорится и не обижает своих друзей, а, напротив, помогает им. Вместе с тем хороший товарищ—это образцовый ученик, он хорошо учится и примерно себя ведет. Что ка­сается товарищеских взаимоотношений, то о них речь шла очень редко. В этих случаях дети утверждали, что хороший товарищ охотно помогает в учебе своему другу и другим детям.

Третьеклассники наделяли своих товарищей и подруг рядом положительных черт, высоко оценивая их доброту, отзывчивость, скромность, честность, вежливость.

Слышащие учащиеся V класса понимали дружеские отноше­ния уже более глубоко, чем третьеклассники. Отмечая чуткость, участливость своих друзей, они говорили, что хороший товарищ готов в любую минуту оказать помощь не только своему другу или однокласснику, но и любому человеку, попавшему в затруд­нительное положение, в беду.

В работах перечислялись дела, совместно выполняемые с друзьями как во внеурочное время, так и во время пребывания

в школе. Встречаются и упоминания об общих с товарищами интересах. Эти данные раскрывают внутренние причины, приво­дящие к возникновению и развитию дружбы между учащимися. Наряду с этим в сочинениях имеются указания на внешние об­стоятельства, способствующие дружбе,—соседство по дому или по парте.

К V классу школьники начали выделять и ценить в своих товарищах наряду с добротой и отзывчивостью целый ряд других черт характера. Их стали привлекать такие личностные качества, как справедливость, верность и преданность в дружбе, неизмен­ность в отношениях. Испытуемые отмечали также, что они гор­дятся знаниями и умом своих друзей.

Сочинения учащихся VII класса заметно отличались от со­чинений пятиклассников. Дети уже не только говорили о том, как и во что играют с товарищем, или описывали, что они делают вместе, но и подчеркивали активное участие товарища в различ­ных пионерских и общественных делах. Таким образом, товарищ оценивался как член определенного ученического коллектива. Уменьшилось число случаев, когда дети отмечали, что товарищ хорошо учится и примерно ведет себя в школе.

Работы некоторых учащихся свидетельствовали о довольно глубоком понимании сути товарищеских отношений. Так, семи­классники писали об общности мыслей и идей, о постоянном взаимопонимании, о совместных увлечениях спортом, моделиро­ванием и т. п. Одна девочка написала, что с хорошим товарищем можно говорить не только «о чулках, тряпках или отметках», но и на более серьезные и интересные темы («о театре, книгах, му­зыке») и при этом не бояться того, что содержание беседы будет кому-то передано и высмеяно. Другой семиклассник сообщил, что его дружба с товарищем — это продолжение традиций отцов, так­же подружившихся еще в школьные годы. Многие дети призна­вали настоящей такую дружбу, на которую не влияют внеш­ние обстоятельства (например, переезд в другой район или город).

Дети подчеркивали такие положительные черты характера своих друзей, как тактичность, сдержанность, общительность. Уже само выделение этих качеств свидетельствует о возросшем внимании учеников VII класса к чертам личности.

Таким образом, материалы показывают, что семиклассники тонко понимают сущность товарищеских взаимоотношений и мо­гут их достаточно полно выразить.

Перейдем теперь к анализу сочинений глухих учащихся. Ученики V класса школы глухих, как и слышащие учащиеся III класса, часто указывали, что та девочка или мальчик, с кото-рьими они дружат,—хорошие товарищи потому, что они вместе проводят время и что-то вместе делают.

Анализ высказываний глухих пятиклассников дает основа­ния утверждать, что их суждения носили значительно более си

туационный характер, чем соответствующие высказывания их слышащих сверстников. Так, глухие ученики писали не о том, что их товарищ оказывает помощь людям, а обязательно указы­вали, кому именно он помог (учителю, нянечке, другу) и в чем именно это проявилось (в уборке класса, в решении задач и т. п.). В то время как у слышащих учащихся V класса тема школы, уче­ния не была основной для характеристики товарища, у глухих детей того же возраста она оказалась центральной. Глухие пяти­классники отмечали как особо положительные качества внима­тельность своих друзей на уроках, их умение решать задачи и др. При этом специально отмечалось, что хороший товарищ тот, кто умеет хорошо говорить и писать. Суждения такого рода показы­вают, что многие глухие пятиклассники еще плохо понимают, в чем заключаются товарищеские отношения, и смешивают поня ния «хороший товарищ» и «хороший ученик».

Глухие учащиеся V класса относительно мало говорили о том, как проявляли себя их друзья в свободное от занятий время. Если они катались этого вопроса, то старательно перечисляли те игры, в которые они вместе играли (пряталки, салки, футбол), или упоминали о совместных прогулках.

Вместе с тем отдельные дети уже стремились описать поло­жительные черты характера своих друзей, например такие, как готовность оказать помощь и трудолюбие. Это, несомненно, было связано с той постоянной работой, которая проводится в школе глухих в направлении формирования у учащихся правиль­ного отношения к труду, уважения и любви к нему.

Учащиеся VII класса школы глухих по сравнению с глухими пятиклассниками заметно продвинулись в отношении умения обосновать свои суждения о хорошем товарище, однако они не достигли уровня слышащих учеников VII класса. В их сочине­ниях часто отражались не вопросы взаимоотношений между людьми, а те требования, которым должен удовлетворять хоро­ший ученик. Кроме того, их суждения отличались некоторой упрощенностью и излишней конкретностью.

Семиклассники говорили о том, как проявляют себя их дру­зья в школе и в свободное вромя. Обычно в их описаниях речь шла не о хорошем товарище, а о примерном ученике. В их интер­претации хороший товарищ выполняет все правила поведения школьника, всегда здоровается со взрослыми (учителями, воспи­тателями, нянечками), уважает их, помогает им, охотно выпол­няет их просьбы. Как бы подтверждая свои слова, учащиеся обя­зательно приводили конкретные примеры положительных поступ­ков: работница кухни просила мальчиков, чтобы они выбро­сили мусор в помойку, мальчики отказались. Однако подруга той девочки, которая писала сочинение, помогла вынести мусор.

Стараясь похвалить своего товарища, глухие семиклассники подчеркивали его участие в общественной жизни школы. Прав

да, отмечая эту важную для характеристики личности своего друга сторону, испытуемые не шли дальше перечисления простей­ших бытовых дел: товарищ хорошо дежурит в столовой, стара­тельно убирает класс или кухню. Ни в одном из сочинений не упоминалось о выполнении товарищем поручений пионерской или других школьных организаций, о делах, носящих более широкий общественный характер. Некоторые глухие ученики VII класса отмечали, что товарища ценят не только они, но даже и старшие, что товарищ заслужил уважение со стороны учителей и воспи­тателей.

Как и глухие пятиклассники, учащиеся VII класса часто пи­сали не только об общих играх с товарищами (прятках, футбо­ле, хоккее), но еще и о совместно сделанных вещах («вместе с то­варищем построили кран»).

У семиклассников чаще, чем у пятиклассников, встречались указания на хороший характер их товарищей. При этом они обы­чно говорили об отдельных хороших поступках товарища, о его доброте, заботливом и внимательном отношении. Школьники писали, например, что тот или иной мальчик делится со своим другом, угощает его конфетами, яблоками.

Некоторые дети отмечали спокойный характер, верность сво­их друзей, их непримиримость к плохим поступкам одноклассни­ков. Так, в одном из сочинений было написано о том, что подру­га воспитывала автора сочинения, потому что у него было «пло­хое отношение».

Во многих работах подчеркивалось трудолюбие товарища. Этому качеству ученики VII класса придавали такое же большое значение, как и пятиклассники.

У отдельных детей имелись высказывания, носящие оттенок элементарного, детского подхода к рассматриваемому вопросу (товарищ потому хороший, что не дерется с автором сочинения).

Глухие ученики XII класса раскрывали понятие «хороший то варищ» значительно глубже, чем это делали семиклассники. Хо­тя они обычно и отмечали хорошую успеваемость своих друзей, что не имело прямого отношения к освещаемой теме, однако они говорили еще и об их любознательности, стремлении много чи­тать, о высоком уровне общего развития.

Глухие учащиеся XII класса придавали большое значение то­му, что они имеют с товарищами общие мысли и увлечения. Они отмечали, что вместе с друзьями интересуются книгами, полити­кой, международным положением, читают газеты. Характеризуя товарища, учащиеся писали о его участии в общественной жиз­ни школы. Часто говорили о его увлечении коллективными спор­тивными играми.

У учеников XII класса обнаружилось определенное продви­жение в понимании сложных человеческих взаимоотношений. Они писали о чуткости, внимательности своих друзей, об их по­мощи взрослым, одноклассникам, малышам. Забота о слабых

выделялась как важнейшая черта хорошего товарища. Глухое ученики, судя по их высказываниям, сердечно относятся к своим друзьям, рассказывают о них с нежностью, находя для этого теплые слова. Это не мешает им в отдельных случаях замечать и осуждать недостатки или неблаговидные поступки товарищей.

Широко раскрывалась в сочинениях тема свободного време­ни. Учащиеся сообщали о совместных посещениях не только ки­но, но и театров, музеев, об интересных экскурсиях и веселых ту­ристских походах. Говоря об играх, они отмечали совместное пребывание в спортивных командах, как правило, уточняя — футбольных, баскетбольных или волейбольных.

Глухих учащихся XII класса, стоящих на пороге окончания школы, живо интересует их будущее. И это, конечно, находит свое отражение в их сочинениях. Ученики писали, что они меч­тают о том, что после окончания школы вместе с товарищем про­должат учебу, поступив в техникум или в вечернюю школу, и по-прежнему останутся хорошими друзьями.

Таким образом, у глухих учеников по мере продвижения в. обучении наблюдается все более и более углубленное и тонкое понимание личностных взаимоотношений. Направление их прод­вижения в общих чертах аналогично тому, которое имеет место у учащихся массовой школы, однако соответствующие измене­ния появляются позднее—с запаздыванием на два года и более.

У глухих школьников можно наблюдать своеобразие в пони­мании того, кого можно назвать хорошим товарищем. Они недо­статочно четко дифференцируют понятия «хороший товарищ» и «хороший ученик», что сохраняется даже у отдельных учащихся XII класса.

Трудолюбие как одна из черт, относимая к понятию «хоро­ший товарищ», выделяется относительно рано и сохраняется в дальнейшем.

Приводимые глухими школьниками суждения в ряде случаев излишне детализируются.

Остановимся на новом вопросе. Посмотрим, как раскрывали испытуемые следующий пункт плана: «А ты сам какой това­рищ?» Ответы детей на этот вопрос дают некоторый материал к вопросу о самооценке у глухих школьников.

По этому пункту плана уже учащиеся III класса массовой школы высказывали недоумения и сомнения. Только немногие третьеклассники, не задумываясь, оценивали себя неплохими то­варищами. Что касается большинства учеников, то они, не желая себя обидеть, высказывались более осторожно. Они писали: «Я хороший товарищ ему» или «Он меня считает хорошим товари­щем». Некоторые из школьников заявляли: «Я не знаю, но мне кажется (или... «Я думаю»), что я хорошая подруга». Часть де­тей оставила этот вопрос без ответа.

Все слышащие учащиеся V класса так или иначе выразили свое сомнение в возможности дать себе самооценку. Они писали:

«Как могу сказать?» Отдельные испытуемые назвали себя сред­ним или не очень хорошим товарищем. Те немногие школьники, когорые оказались более самоуверенными, писали, что они «нор­мальные товарищи».

Ученики VII класса долго раздумывали над тем, как ответить на поставленный перед ними вопрос. Многие пришли к выводу, что они не могут дать прямого ответа, так как оценку должен дать другой человек — их товарищ. Некоторые школьники искренне писали, что не считают себя идеальными друзьями. Один из испы­туемых заявил, что ответить на этот пункт плана невозможно, так как хвалить себя—некрасиво, а ругать—несправедливо.

Таким образом, у учащихся массовой школы уже в III классе проявляется самокритичность, скромность в собственной оценке. К VII классу объективность, требовательность к себе возрастают.

Глухие же ученики, отвечая на вопрос: «А ты сам какой това­рищ?» — вели себя в значительной мере иначе.

У глухих учащихся V класса не возникало никаких сомнений в отношении себя как товарища. Все давали себе высокую оцен­ку, уверенно называя себя хорошим товарищем, хорошей подру­гой, хорошей девочкой или просто хорошим. Эта большая лег­кость и быстрота суждения свидетельствуют о несформирован-ности такой черты личности, как самооценка. Видимо, оценка себя еще не стала предметом раздумий глухих пятиклассников.

В сочинениях глухих учащихся VII класса наряду с положи­тельными ответами на этот же вопрос отмечаются высказывания, свидетельствующие о некоторых сомнениях. Показательно такое высказывание: «Я точно не знаю, какая я подруга. Я думаю, что часто бывает плохая и хорошая девочка». В одних случаях школь­ники пишут, что у них «не очень хороший характер», в других дают себе даже отрицательную оценку. Однако большинство склоняется к невозможности самооценки.

Такие мнения свидетельствуют о несомненном личностном развитии глухих школьников, происходящем от V к VII классу.

Вопрос, требующий самооценки, вызвал наибольшие затруд­нения и надолго затормозил выполнение задания глухими учащи­мися XII класса. Школьники несколько раз пытались уточнить у взрослого, что и как следует отвечать на этот вопрос. В результа­те большинство испытуемых оставили его без ответа. Те ученики, которые не пошли по пути пропуска, уклонились от непосредст­венного выражения своего мнения о себе. Они писали: «Пусть другие ребята скажут обо мне» или заявляли: «Я не могу на­звать себя подругой хорошей или плохой».

Таким образом, реакция глухих учеников ХП класса ьа необ­ходимость дать самооценку была аналогична той, которая на­блюдалась у слышащих учащихся VII класса.

Рассмотрим ответы на последний вопрос, требующий от испы туeмыx объяснения, почему они считают себя хорошими (или со­ответственно плохими) товарищами.

Слышащие ученики III класса, хотя и обнаруживали опреде­ленные затруднения при необходимости дать себе оценку, в даль­нейшем говорили только о своих хороших качествах и поступках. Обычно дети указывали, что они делают вместе с товарищем, уделяя при этом основное внимание тому, как они проводят сзо-бодное время. Они писали об общих играх, посещении кино, ката­нии на коньках и лыжах и т. п. Школьники подчеркивали, что хо­рошо относятся к своему другу, делятся с ним конфетами, не оби­жают его, оказывают ему помощь при подготовке уроков.

Слышащие учащиеся V класса, отвечая на предложенный воп­рос, разделились на две группы. Те испытуемые, которые дали се­бе хоть и не прямо, но положительную оценку, описывали, в чем проявляется их товарищество. Они указывали на то, что крепко дружат с товарищем, не оскорбляют его, не обманывают, вме­сте играют в разные игры, помогают ему в учебе и в любой беде.

Ученики, назвавшие себя средними или даже плохими товари­щами, в соответствии с этой оценкой говорили о своих недостат­ках: вспыльчивости и несдержанности («если что-нибудь не по­лучается, могу ударить»), о непреднамеренно «наносимых това­рищу обидах («может быть, чего-нибудь не догадываюсь»), о том, что иногда бывают причиной столкновений с другом («из-за меня мы ссоримся»).

Подобной самокритичности, указаний на сооственпыг недо­статки в сочинениях слышащих третьеклассников еще не наблю­далось.

Слышащие ученики VII класса подтверждали свои самооцен­ки более подробно и многообразно, чем пятиклассники. Испытуе­мые указывали, что их объединяет с товарищем взаимопонима­ние и общность мыслей, общие интересы и стремления. Они с достоинством говорили о том, что могут поддержать товарища, помочь ему в трудную минуту, дать добрый совет. При этом уча­щиеся указывали, что это не только их собственное мнение, но и мнение коллектива («меня в классе все ребята уважают»).

Ряд школьников критически подходили к себе, указывали на свои нетоварищеские поступки, на то, что не дает права назы­ваться хорошим товарищем: «Не всегда остаюсь выполнять классные дела, подсказываю на уроках».

Таким образом, у учащихся массовой школы быстро развива­ется умение правильно оценить себя и словесно обосновать свое мнение.

В значительной мере иные пояснения самооценок мы находим в сочинениях глухих школьников.

Глухие учащиеся V класса, как и слышащие третьеклассники, что уже отмечалось, писали о себе только как о хороших товари­щах. В ряде случаев испытуемые перечисляли свои положитель­ные качества: «Я очень добрый», «спокойный», «всегда вежли­вый».

Характеризуя себя как хорошего товарища, глухие пятиклас­сники часто приводили в качестве аргументации свои школьные успехи: «Грамотная, умею решать примеры и задачи, хорошо учусь». В этих суждениях проявилось недостаточное различение понятий «хороший товарищ» и «хороший ученик».

Необходимо отметить, что выражаемое детьми самоутвержде­ние не является следствием их чрезмерной нескромности- Она от­ражает присущую глухим этого возраста инфантильность, пока­зывает, что по сравнению со слышащими формирование их лично­сти оказывается несколько задержанным.

Глухие ученики VII класса уже иначе подошли к раскрытию самооценки. В зависимости от самооценки одни испытуемые ука­зывали только свои положительные качества или поступки, дру­гие, хоть и не очень определенно, говорили о себе несколько кри­тически. В отдельных случаях учащиеся писали, что они быва­ют и хорошими и плохими или что у них не очень хороший ха­рактер.

Оценивая себя с положительной стороны, семиклассники не перечисляли своих положительных качеств, как это делали глухие ученики V класса, а рассказывали о тех общих делах, которые они делают с товарищами. Они писали о том, что проводят с то­варищем время, играют с ним, оказывают помощь. Многие из при­веденных суждений отличались излишней детальностью. Так, школьники говорили, кому они помогают (учителям, воспитате­лям, подруге), в чем заключается их помощь (помогают убирать класс, столовую, кухню, дежурят). Такие не всегда оправданные уточнения делали высказывания учащихся недостаточно обоб­щенными.

Некоторые из семиклассников ставили себе в заслугу то, что они не дерутся с товарищем. Заявления такого рода звучали по-детски и напоминали высказывания слышащих учеников III класса.

Те из учащихся VII класса школы глухих, которые называли себя плохими товарищами, перечисляли свои отрицательные ка­чества, проявляя самокритичность и искренность. Они указывали на свою грубость, лень, недостаточную вежливость, склонность к капризам и т. п.

Хотя многие глухие ученики XII класса совсем ничего не гово­рили о том, какими товарищами они себя считают, в сочинениях всех испытуемых есть строки, поясняющие, как они проявляют себя в дружбе. В первую очередь они писали о том, что помога­ют товарищу в учебе и труде. Некоторые учащиеся трактовали тему помощи достаточно глубоко. Они отмечали, что стараются помочь товарищу избавляться от отрицательных черт характера, борются с его неправильными поступками.

Вместе с тем в отдельных сочинениях учеников XII класса встречались характерные для глухих ненужные уточнения. Школьники писали, например, что они помогают товарищу ре

шать задачи и примеры, составлять уравнения, расставлять зна­ки препинания и т. п.

Подводя общий итог, можно сказать, что глухим ученикам до­ступно понимание таких сложных человеческих взаимоотношений, как дружба и товарищество. Вместе с тем у них наблюдается и некоторое своеобразие. Глухие школьники отстают от своих слы­шащих сверстников в понимании существенных сторон дружбы, товарищества, а также в умении дать себе в этом плане само­оценку. Так, для глухих пятиклассников характерны еще прими­тивные и односторонние суждения о дружбе. Дети обосновывают свои утверждения без достаточной тонкости и углубленности. Они обычно приводят небольшое количество однообразных доводов. Пониженная самокритичность учащихся обусловливает их наив­ное самоутверждение.

Если отвлечься от несовершенной формы, в которой глухие пятиклассники выражали свои мысли, то можно заметить, что по содержанию суждения их были во многом сходны с соответствую­щими суждениями слышащих учеников III класса.

Глухие учащиеся VII класса несколько продвинулись в пони­мании сущности дружеских отношений и в самооценке, что сбли­жает их по пониманию этого вопроса со слышащими пятиклассни­ками.

Что касается учеников XII класса школы глухих, то их сужде­ния о дружбе достигают обобщающего уровня, а самооценка пра­вильна и критична.

Следует отметить, что у глухих учащихся чаще, чем у их слы­шащих сверстников, наблюдается недостаточно точное отграни­чение понятий «хороший товарищ» и «хороший ученик».

В работах глухих учеников даже старших классов можно на­блюдать излишнюю конкретизацию и детализацию суждений, ко­торые имеют место в сочинениях слышащих школьников лишь младшего школьного возраста. Причина этого — еще недоста­точно развитое у глухих умение обобщенно выражать свои мысли.

Глухие учащиеся значительно чаще и раньше, чем их слыша­щие сверстники, характеризуя своих товарищей, отмечают среди прочих положительных качеств трудолюбие. Внимание к этой, одной из важнейших сторон формирующейся личности свиде­тельствует о том, что правильное отношение к труду выделяется и высоко оценивается глухими уже в среднем школьном возрасте.

Таким образом, глухие дети в несколько более поздние сроки овладевают пониманием сущности товарищеских отношений, чем слышащие. Еще большие затруднения у них возникают при само­оценке. Вместе с тем к старшему школьному возрасту у глухих обнаруживается умение критически оценить себя и сопоставить свои поступки с поступками товарищей.


Наши рекомендации