Воссоздающее воображение у глухих детей
О воссоздающем воображении говорят в тех случаях, когда по словесному описанию предмета, явления, события создают его наглядный образ, представление.
В процессе усвоения знаний школьникам бывает нужно создавать представления объектов, которых не было в их прошлом опыте. Так, при изучении курса истории СССР у учащихся формируются представления об исторических событиях, о героях зтих событий, месте их действия.
Особое значение приобретает воссоздающее воображение при самостоятельном чтении школьником художественной литературы. У ученика-читателя должны воссоздаваться образы, созданные автором произведения. Возникающие у читателя образы воссоздающего воображения делают его свидетелем событий в разных странах, в других эпохах, они помогают ему проникнуть в глубину человеческих переживаний.
Наблюдения учителей показывают, что образы, формирующиеся у глухих школьников в процессе чтения художественной литературы, не всегда соответствуют описанию. Указанное несоответствие нередко является причиной непонимания глухим учеником смысла прочитанного текста (А. Ф. Понгильская, 1941). В исследовании М. М. Нудельмана учащимся IV и VIII классов школы глухих и ученикам IV класса массовой школы для самостоятельного чтения был предложен рассказ «Друзья» (1) Опыты проводились с каждым учеником в отдельности. По окончании чтения беседовали о прочитанном, выясняли, какие
(1) Краткое содержание рассказа. В небольшом домике на берегу реки жил мальчик Коля. По перекинутому через реку мостику Коля с собакой Шариком часто ходил в лес. Однажды, когда родители уехали в город и дома остались лишь Коля и Шарик, внезапно разразилась гроза. Река вышла из берегов. Увидев, что привязанной на цепи собаке грозит гибель, Коля побежал к конуре, освободил Шарика, но на обратном пути был сбит с ног ветром и стал тонуть. Собака, услышавшая крик тонущего мальчика, подплыла к нему и, схватив за рубашку, спасла своего друга.
слова непонятны ребенку, и разъясняли их. Затем ученик читал рассказ второй раз, после чего выполнял рисунок—иллюстрацию к рассказу.
В опытах приняли участие 48 учащихся IV и VIII классов школы глухих и 36 учеников массовой школы. Все школьники, принимавшие участие в опытах, охотно рисовали иллюстрации к рассказу. Полученный экспериментальный материал был подвергнут анализу по следующим линиям: какой момент события, описанного в рассказе, запечатлен в рисунке; имеется ли соответствие между обстановкой, описанной в рассказе и изображенной в рисунке испытуемого (в частности, как воссозданы в рисунке пространственные отношения между объектами, названными в рассказе), наконец, в какой мере изображения отдельных объектов адекватны описанным в рассказе (количество, форма, размер, окраска).
Сюжет рассказа «Друзья» можно условно разделить на три части: 1) после отъезда родителей; 2) гроза и наводнение и 3) взаимная выручка.
Рассмотрим, какой момент описанного события запечатлен в рисунках детей.
Таблица 5
Событие, изображенное на рисунке | % ко всему количеству рисунков | |
глухие | слышащие | |
1.После отъезда родителей. 2.Гроза, наводнение. 3.Взаимная выручка. 4.Эпизоды, имеющие косвенное отношение к событию 5.Два разновременных эпизода вместе. |
Из табл. 5 видно, что момент, предшествующий наводнению, изображен в 30% всего количества рисунков у глухих школьников. Изображается место действия: дом, двор, река, мостик, лес. В отдельных рисунках иллюстрируется момент отъезда родителей Коли в город. Вторая часть события—гроза и наводнение— значительно реже изображается в рисунках глухих детей—в 14% случаев. Третья часть события—взаимная выручка—изображается в 28% случаев. Глухие дети обычно изображают, как собака тащит мальчика за рубаху, реже—как мальчик освобождает собаку от цепи.
В ряде случаев глухие школьники изображают собирание грибов, о чем мельком упоминается в самом начале рассказа (16% рисунков). Тем самым выделяется момент рассказа, кото
рый не имеет непосредственного отношения к описываемому событию. В рисунках этих детей на первом плане изображается лес, обилие грибов, ягод, цветов, мальчик с корзинкой, наполненной грибами; на заднем плане виднеется дом, конура, забор.
В рисунках некоторых детей можно обнаружить изображения двух эпизодов. Нанример, один глухой мальчик в своем рисунке изобразил отъезд родителей и эпизод взаимной выручки. Другие глухие школьники рисовали рядом эпизод, предшествующий грозе, и момент спасения мальчика собакой; или эпизод сбора грибов в лесу и эпизод затопления двора, конуры.
Слышащие школьники в значительно большем проценте случаев (64%), чем у глухих, изображали первый эпизод рассказа. При этом они говорили, что им трудно рисовать людей и животных. Как видно, они более критически относились к своим изобразительным возможностям, чем глухие дети. В отличие от глухих слышащие не изображали каких-либо дополнительных эпизодов. У них не было и случаев, когда на рисунке изображались два эпизода, происходящие в разное время.
Обстановка, в которой развертывается описываемое событие, также по-разному отображается в рисунках слышащих и глухих школьников. Следуя содержанию рассказа, слышащие дети в своих рисунках изображают персонажей возле обособленно стоящего дома на берегу небольшой реки, в лесистой местности. Вблизи отсутствуют жилые строения. В рисунках глухих событие иногда развертывается на фоне городского пейзажа. Рядом с домом мальчика рисуются двух- и трехэтажные дома.
Исследуя рисунки слышащих, можно ясно видеть, что в них имеется более точное соответствие между обстановкой и эпизодом, выбранным для иллюстрации. Если они иллюстрируют момент, предшествующий грозе и наводнению, то на первом плане изображаются двор, ворота, вблизи река, мост, а в перспективе лес. Если же изображается эпизод спасения собаки, действие развертывается во дворе; в этом случае на первом плане рисуется забор, конура, собака на цепи, мальчик у конуры, далее забор, дом с крыльцом, березка; другие объекты, названные в рассказе, показаны на втором плане или отсутствуют совсем. Таким образом, у слышащих иллюстрирование определенного события прочитанного рассказа носит весьма избирательный характер. Средства изображения экономны и в некоторой степени даже скупы. В рисунках глухих изображаемая обстановка не всегда находится в соответствии с изображаемым эпизодом. Так, в ряде случаев событие развертывается поблизости от железнодорожного моста (на первом плане железнодорожный мост, река, а в перспективе дом, конура собаки (см. рис. 18 - в Приложении). Характерно также, что мальчик и собака спасают друг друга не во дворе (между домом и конурой), а в реке. Ситуация, изображенная на этих рисунках, свидетельствует о том, что их авторы иллюстрировали эпизод, не соответствующий тек
сту рассказа: на рисунках не видно разлива реки и затопления двора, спасение мальчика собакой происходит в середине реки. Из последующих бесед с глухими школьниками удалось выяснить, что их смутили в тексте рассказа слова «стал тонуть». У глухих детей слово «тонуть» настолько тесно связано со словом «река», что оно вызвало хорошо знакомый им образ купания в реке, спасения утопающих; поэтому в своих рисунках они перенесли эпизод взаимной выручки со двора в середину реки, что искажало сюжет рассказа.
Порой у глухих имеется попытка включить в обстановку такие элементы, которые находятся на далеком расстоянии от места развертывающегося события. Так, в отдельных рисунках на переднем плаяе изображены река, мост, а в перспективе большой город.
Особый интерес представляет исследование возможностей глухих и слышащих школьников воссоздать пространственные отношения между объектами, названными в рассказе.
В соответствии с описанием читатель должен представить себе объекты в определенных пространственных отношениях. Согласно рассказу, река делит место действия на две части: на одной стороне реки — лес, на другой — двор, дом с крыльцом, конура собаки, березка. Именно таким образом изобразили данную обстановку слышащие школьники (83% всех рисунков). Глухих школьников серьезно затруднило пространственное расположение основной группы объектов описываемой обстановки (двор—река—лес). Многие из них нарисовали лес на той же стороне, где размещен двор. Если таких ошибок пространственного расположения объектов у слышащих обнаружено 17%, то у глухих их 77%, т.е. в 4,5 раза больше. В рисунках двор и лес изображены на одном берегу реки, при этом в одних случаях лес помещен за домом, а в других — между домом и рекой, что совершенно искажает содержание рассказа.
В рисунках глухих школьников имеется также много случаев нарушения пространственного размещения объектов внутри двора (дом—березка—конура). Если у слышащих подобных нарушений 43%, то у глухих в 2 раза больше, т. е. 84%. Эти нарушения касаются в первую очередь расположения березки относительно других объектов. В отличие от слышащих глухие школьники помещают березку за домом (дом оказывается между конурой и березкой); нередко березку рисуют вне двора, за забором или даже в лесу среди сосен. Конура собаки в рисунках глухих детей также не всегда помещается в соответствии с описанием рассказа. В рисунках одних конура примыкает к самому крыльцу дома, как бы составляя с ним одно целое, в рисунках других она вынесена за ворота. У некоторых глухих совсем отсутствует попытка расположить объекты в соответствии с рассказом: объекты, названные в рассказе, без всякой связи выстроены в один ряд (конура, собака, река, грибы, дом, деревья).
Рис. 18. Исследование воссоздающего воображения. Рисунок глухого ученика IV класса к рассказу «Друзья»
Анализ рисунков глухих и слышащих учащихся IV класса показал, что количество объектов в рисунках глухих несколько больше, чем в рисунках слышащих. Вместе с тем воссоздание окраски объектов затрудняло глухих школьников. Из рассказа дети узнали, что крыша домика была красного цвета, а конура желтого. Лишь «в 40% случаев глухие дети окрашивали названные объекты в соответствии с рассказом. Большинство из них рисовало дом под зеленой, коричневой, черной крышей, конуру окрашивали в самые разнообразные цвета. Слышащие же школьники раскрашивали объекты на своих рисунках, в большинстве случаев (71%) придерживаясь описания рассказа.
Нередко расхождение между рисунками и текстом возникало у глухих детей вследствие того, что глухие вносили в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта. Названные в тексте рассказа предметы вызывали у маленького глухого воспоминания из собственного прошлого опыта. Приступая к рисованию, дети по сути дела воспроизводили многократно воспринятые объекты определенной формы, окраски, размера.
В беседе по поводу ранее выполненного рисунка дети говорили, что они действительно рисовали то, что видели и хорошо запомнили. Школьники указывали, что у них дома (в деревне) конура собаки находится «у крыльца дома, а не в середине двора», «что береза растет у забора, а не у дома», что «лес стоит за домом, а за рекой в нашей деревне нет леса», что «красной крыши не бывает, у нас в селе зеленая крыша» и т. д.
Рис. 19. Исследование воссоздающего воображения. Рисунок глухого ученика VIII класса к рассказу «Друзья»
Глухие школьники рисуют, как бы копируя по памяти хорошо знакомый дом, пространственное расположение объектов хорошо известного им пейзажа. Детализация рисунка, забота о тщательной отделке объектов, своеобразное оформление отдельных частей картины свидетельствуют о том, что текст рассказа у маленьких глухих актуализирует образы хорошо известных им предметов, в достаточной мере живые, яркие, стоящие, однако, ближе к образам памяти, чем к образам воображения.
В процессе чтения отдельные слова текста («грибы», «стал тонуть») вызывают у глухих внеконтекстные ассоциации образов памяти, которые нередко дают неверное направление воссозданию целостной ситуации, описанной в рассказе.
Особенности выполненной глухими учащимися IV класса иллюстрации в известной мере обусловлены характером восприятия рассказа. Некоторым детям удается схватить лишь общее содержание описываемого события. В результате подобного глобального схватывания сюжета у детей возникают образы отдельных предметов, мало связанные между собой, не отражающие ситуацию в целом. У других детей содержание рассказа вызывает воспоминания о событии из их прошлого опыта.
Ограниченность круга объектов, которые изображаются глухими школьниками, свидетельствует не только о своеобразии восприятия сюжета, но также о бедности запаса представлений и о неумении перестраивать уже имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием.
К старшему школьному возрасту наблюдается значительное развитие воссоздающего воображения. Рисунки учащихся VIII класса точнее отражают описанное в рассказе событие. В отличие от учащихся IV класса старшеклассники изображают лишь наиболее существенные эпизоды (события. Пейзаж, обстановка в рисунках старшеклассников всегда передаются соответственно тексту рассказа. Ученики VIII класса, следуя рассказу, в состоянии несколько яснее представить себе пространственное расположение названных объектов. Однако и у них все еще встречаются ошибки пространственного размещения объектов в воссоздаваемой ситуации. Такие ошибки у них наблюдаются в 47% случаев, что почти в два раза меньше, чем у четвероклассников.
"Рисунки старших школьников более сложны, чем у четвероклассников. Их авторы стремятся передать динамику описываемою события. Они изображают дождь, молнию, сгибающиеся от ветра деревья, волны на реке. Учащиеся стремятся также показать изменения в освещении (небо покрыто черными тучами, вспышки молнии отражаются в стеклах окон).
Важно также отметить, что все объекты, изображенные на рисунках старших школьников, взаимосвязаны и подчинены общей ситуации (см. рис. 19 - в Приложении). Отдельные объекты соответствуют описанию (мост деревянный, бревенчатый или из досок); правильно передаются свойства объектов: их цвет, размеры.
Таким образом, у глухих в средних классах школы наблюю-дается значительное совершенствование в воссоздании событий и отдельных объектов, описанных в рассказе, но воссоздание пространственного расположения объектов продолжает вызывать затруднения. Эта особенность должна быть учтена педагогами школ для глухих детей.