Освоения программы по русскому языку 1-го класса

Ученик научится:

– соблюдать основные правила участия в общении на уроке;

– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

– различать слово и предложение;

– выделять предложение, слово из потока речи; – различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;

– различать звуки и буквы;

– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения;

– обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

­– обозначать пробелами границы слов;

– писать большую букву в собственных именах;

– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

– правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;

– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии):

– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.

Ученик получит возможность научиться:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения; соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– осознавать наличие разных задач речи и различать деловые сообщения и словесные картинки;

– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления; использовать записки в общении со сверстниками, с близкими;

– замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й,], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил), в специально предложенных записях и в собственных.

Тематическое планирование. 1 класс

(5 часов в неделю. 50 часов: 46/4р.[9])

Темы курса Тематика уроков, содержание работы Характеристика деятельности учащихся  
Язык и речь (16 ч.: 15/1р.)
Знакомство с учебником русского языка (1ч.)   О нашей речи (2 ч.)     Какие бывают слова? (6 ч.)   Разные языки: родной и иностранные (2 ч.)   Речь устная и письменная (5 ч.: 4/1 р.)   Знакомство с учебником Название учебника, его структура, условные обозначения, персонажи. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах». Повторение изученного о речи Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные картинки как разновидности речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма. Роль слов в речи Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.     Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками Части речи (без термина) как группы слов, отличающиеся значением и вопросами. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (предварительное знакомство без использования терминов). Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что? Значения имён существительных (без термина), отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; разграничение таких слов. Знакомство с собственными именами Значение и написание собственных имён. Расширение сведений о собственных именах Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена. Упражнение в выявлении и написании собственных имён Обобщение по теме Обучение проверке своих знаний и умений.   Какие бывают языки? Знакомство с понятиями «родной язык», «иностранные языки». Русский язык как государственный (без термина). Кто такие переводчики? Речь на родном и иностранном языке; знакомые книги иностранных авторов; роль переводчиков.     Устная и письменная речь, оформление границ предложения Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи. Выразительность устной и письменной речи Использование средств выразительности устной и письменной речи. Разыгрывание ситуаций. Словесное рисование. Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении Упражнение в выявлении и правильной записи слов-помощников. Разграничение приставок и предлогов (без терминов) Освоение способа разграничения приставок и предлогов; его применение при письме. Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме Упражнение в записи слов, предложений, текстов. Рассматриватьобложку, страницы книги, вычленятьотдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживатьв записи «опасные места». Планировать процесс списывания и действовать по плану.   Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. «Озвучивать» рисунки, математические записи, использоватьсредства выразительности устной речи. Конструироватьпредложения. Анализировать высказывания, квалифицировать их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушиватьответы и на их основе строить сообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов.   Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. «Рассыпáть» предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель. Выявлятьслова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читатьсообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.   Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова. Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения. Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые. Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их.   Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи. Читать, выявляя новые сведения. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематически записывать текст, воспринимаемый на слух. Создаватьна основе рисунков словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списыватьи писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. Сравниватьслова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять егопри письме.
Фонетика. Графика. Орфография (25 ч.: 23/2 р.)
Звуки русского языка (5 ч.: 4/1 р.) Буквы русского языка (4 ч.)     Звуки и буквы («Как работают буквы?» (9 ч.: 8/1 р.)     Что значит писать правильно? (7 ч.) Звуки речи. Новый способ их обозначения Повторение изученного о звуках речи, характеристика звуков. Элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости Характеристика отдельных согласных звуков, их сопоставление и обозначение новыми условными значками. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов «Чтение» звуковых моделей, сопоставление звуков, их характеристика. Исправление звуковых ошибок. Игры со звучащим словом. Звуковой анализ слов Выделение отдельных звуков слова и их последовательности. Запись слов значками звуков, деление слов на слоги. Сопоставление звуков и букв в словах, предупреждение смешения понятий «звук» и «буква». Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв Знакомство с алфавитом Буквы как значки звуков. Алфавит: название букв, их последовательность. Обращение к словарям учебника как мотивация изучения алфавита; использование алфавита при работе со словарями. Освоение алфавита Выполнение различных упражнений в расположении букв и слов по алфавиту. Работа над «словарными словами». Продолжение освоения алфавита Упражнение в определении алфавитного порядка слов и их списывании; повторение правил письма. Тренировка в расположении слов по алфавиту Выполнение различных упражнений, работа с орфографическим словарём.   Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением). Обозначение мягкости согласных с помощью ь Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков. Обучение выбору нужного способа. Обозначение мягкости согласных разными способами Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь. Применение изученных правил письма Упражнение в различении звуков и букв и письме под диктовку. Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,] Сопоставление функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа. Два способа обозначения звука [й,] (закрепление) Упражнение в выборе способа обозначения звука [й,]. Обозначение звука [й,] буквами Различение звуков и букв; звуковой анализ написанных слов. Выбор способа обозначения звука [й,]. Перенос слов с букой й. Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение) Соотнесение звуков и букв при списывании и письме под диктовку. Применение освоенных правил письма. Обучение проверке написанного. Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв   Правильное письмо – письмо без описок Описка как нарушение правильности речи, как препятствие для понимания. Разновидности описок, их выявление и способы исправления. Мотивация самопроверки написанного. Правильное письмо – письмо без ошибок Продолжение мотивации самопроверки написанного. Знакомство с понятием «ошибка» и способами их исправления. Повторение освоенных правил письма. Уточнение понятия «правильное письмо». Обучение проверке написанного Совершенствование речевых умений и орфографической зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита. Повторение изученных правил письма. Работа со словарём Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов и списывании текста; обучение работе со словарём. Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку. Письмо под диктовку. Обучение самопроверке Совершенствование умения писать под диктовку и проверять написанное. Контрольный диктант с дополнительными заданиями Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлятьзвуковые схемы слов, сравниватьих. Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам. «Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.     Различать буквы русского и иностранного языков. Слушать (читать), выявляя нужные сведения. Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре. Делать умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.   Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать (с опорой на модель) правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.   Находить опечатки (описки) в тексте, выявлятьих влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного. Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. Различатьзвуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлятьнедостаточно понятные слова. Регулироватьсвои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.
Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 ч.: 8/1р.)
Записки (2 ч.)     Как пишут письма и телеграммы? (4 ч.: 3/1 р.)   Поздравления (2 ч.)     Перелистаем учебник (1ч.)     Записка: её назначение и строение Ситуации написания записок. Способы проявления вежливости в разных частях записки. Повторение изученных правил письма; проверка написанного. Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов Письмо, его содержание, построение и оформление Ситуации написания писем. Формирование умения писать письма, проверять и улучшать написанное. Написание письма учителю Телеграмма и её особенности Обучение сжатому формулированию и правильному письменному оформлению мысли. Составление телеграмм Как пишут поздравления Первичное знакомство со структурой поздравления Написание поздравлений друзьям, близким, учителю Перелистаем учебник Обобщающее повторение по страницам учебника; обсуждение успехов, трудностей и отношения к урокам русского языка.   Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информациюиз учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструировать записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимать» предложение до телеграммы; развёртывать телеграмму в предложение. Редактировать записки, телеграммы, поздравления. Писать свои поздравления, записки, письма, выбиратьобращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Использовать освоенные речевые жанры в практике общения. Обсуждать правила письменного общения, способы проявления вежливости.     Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема урока Кол-во часов Формирование универсальных учебных действий Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля. Дата проведения
Язык и речь (16 ч)
Знакомствос учебником русского языка Познавательные УУД: Рассматриватьобложку, страницы книги, вычленятьотдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Регулятивные УУД: Планироватьпроцесс списывания и действовать по плану. Название учебника, его структура, условные обозначения, персонажи. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах».   Уметь: обнаруживать в записи «опасные места»    
О нашей речи (2ч)
Повторение изученного о речи   Познавательные УУД: Анализировать модель речи, с опорой на неё строитьсообщения. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. Конструироватьпредложения. Анализировать высказывания, квалифицировать их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Коммуникативные УУД: Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. «Озвучивать» рисунки, математические записи, использоватьсредства выразительности устной речи. Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушиватьответы и на их основе строить сообщения, рассказы; Регулятивные УУД: планировать свою речь с помощью опорных слов. Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные картинки как разновидности речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма. Знать, что такое речь, какой должна быть хорошая речь, правила переноса слов. Уметь владеть речевым поведением, делить слова на слоги, применять правила переноса слов, рассказывать о своих воспоминаниях Правила списывания, правила переноса  
Роль слов в речи Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.      
Какие бывают слова? (6 ч)
Знакомство с тремя группами слов: назаваниями, указателями, помощниками Познавательные УУД: Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. «Рассыпáть» предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель. Выявлятьслова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читатьсообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.   Части речи (без термина) как группы слов, отличающиеся значением и вопросами. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (предварительное знакомство без использования терминов).   Знать, что слова мо- гут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы Сообщение о словах-названиях, словах-указателях, словах-помощниках  
Слова-названия, отвечающие на вопросы кто?что? Значения имён существительных (без термина), отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; разграничение таких слов.    
знакомство с понятием «собственные имена» Значение и написание собственных имён.    
Расширение сведений о собственных именах Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена. Разграничение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Упражнение в употреблении собственных имен Уметь разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы Правило написания имен собственных. Самостоятельная работа  
Упражнение в выявлении и написании собственных имен Запись слов под диктовку, выделение в них знакомых орфограмм. Составление предложений из слов Уметь: – самостоятельно выполнять тренировочные задания, упражнения; – внимательно записывать слова под диктовку; осуществлять самоконтроль Текущий (самоконтроль). Запись слов под дик- товку  
Обобщение по теме Обучение проверке своих знаний и умений.      
Разные языки: родной и иностранный (2ч)
Какие бывают языки? Познавательные УУД: Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова. Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые. Коммуникативные УУД: Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения. Регулятивные УУД: Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их. Знакомство с понятиями «родной язык», «иностранные языки». Русский язык как государственный (без термина). Знать правописание собственных имен. Уметь списывать, находить однокоренные слова, комментировать «опасные» места Текущий    
Кто такие переводчики Речь на родном и иностранном языке; знакомые книги иностранных авторов; роль переводчиков.   Самостоятельная работа  
Речь устная и письменная (5 ч)
Устная и письменная речь, оформление границ предложения     Коммуникативные УУД: Создаватьна основе рисунков словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Регулятивные УУД: Списыватьи писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. Сравниватьслова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять егопри письме. Познавательные УУД: Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи. Читать, выявляя новые сведения. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематически записывать текст, воспринимаемый на слух.   Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи.   Уметь: – списывать текст, используя памятку; – разграничивать слова, деля на группы, по их функциям и значениям; – соотносить схемы и предложения Правила о написании знаков в конце и внутри предложений, о пробелах между словами в письменной речи, употреблений прописной буквы в начале предложений. Текущий (взаимопроверка)  
Выразительность устной и письменной речи Использование средств выразительности устной и письменной речи. Разыгрывание ситуаций. Словесное рисование.        
Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении   Упражнение в выявлении и правильной записи слов-помощников.  
Разграничение приставок и предлогов (без терминов)   Освоение способа разграничения приставок и предлогов; его применение при письме.  
Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме   Упражнение в записи слов, предложений, текстов
Фонетика. Графика. Орфография (25 ч)
Звуки русского языка (5ч)
Звуки речи. Новый способ их обозначения Познавательные УУД: Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлятьзвуковые схемы слов, сравниватьих. Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам. «Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.   Регулятивные УУД: Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Повторение изученного о звуках речи, характеристика звуков. Элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова.     Знать: – как пишутся имена собственные; – какие звуки составляют пары, а какие нет; – сколько ударных звуков в слове. Уметь: – правильно оформлять предложение на письме; – делать звуковые записи; – составлять звуковые схемы слов; – обозначать звуки буквами; – наблюдать за звучанием слов Запись слов условными значками звуков  
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости   Характеристика отдельных согласных звуков, их сопоставление и обозначение новыми условными значками.   «Звуковой диктант»  
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов   «Чтение» звуковых моделей, сопоставление звуков, их характеристика. Исправление звуковых ошибок. Игры со звучащим словом.   Текущий  
Звуковой анализ слов Выделение отдельных звуков слова и их последовательности. Запись слов значками звуков, деление слов на слоги. Сопоставление звуков и букв в словах, предупреждение смешения понятий «звук» и «буква».      
Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв        
Буквы русского языка (4 ч)
Алфавит. Познавательные УУД: Различать буквы русского и иностранного языков. Слушать (читать), выявляя нужные сведения. Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре. Делать умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.   Буквы как значки звуков. Алфавит: название букв, их последовательность. Обращение к словарям учебника как мотивация изучения алфавита; использование алфавита при работе со словарями.   Знать русский алфавит. Уметь: – списывать слова в алфавитном порядке; – самостоятельно работать со словарем; – объяснять, зачем надо знать алфавит; – располагать слова с одинаковыми первыми буквами по второй букве Тематичес-кий. Списывание  
Освоение алфавита Выполнение различных упражнений в расположении букв и слов по алфавиту. Работа над «словарными словами».  
Освоение алфавита Упражнение в определении алфавитного порядка слов и их списывании; повторение правил письма.  
Тренировка в расположении слов по алфавиту Списывание Выполнение различных упражнений, работа с орфографическим словарём.  
Звуки и буквы («Как работают буквы») (9ч)
Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных Регулятивные УУД: Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. проверять собственные записи. Коммуникативные УУД: создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. Познавательные УУД: Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове.   Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).   Уметь: – правильно пользоваться буквами для обозначения твёрдости и мягкости согласных и звука [й]; – списывать слова, подтверждать правилом написание слов с «опасными» местами    
Обозначение мягкости согласных с помощью ь Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков. Обучение выбору нужного способа.   Выборочный диктант  
Обозначение мягкости согласных разными способами Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь.   Знать правила написания сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Уметь записывать слова с «опасными» местами Правила написания сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу  
Применение изученных правил письма Упражнение в различении звуков и букв и письме под диктовку.   Знать: – способы обозначения звука [й’]; – о работе букв е, ё, ю, я. Уметь обозначать звук [й’] буквой й и буквами е, ё, ю, я Текущий  
Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,] Сопоставление функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа.   Знать правило переноса слов с буквой й. Уметь: – переносить слова на все изученные правила переноса слов; – аккуратно исправлять ошибки Правила переноса слов (по слогам, слов с ь, слов с буквой й)  
Два способа обозначения звука [й,] (закрепление)   Упражнение в выборе способа обозначения звука [й,].  
Обозначение звука [й,] буквами   Различение звуков и букв; звуковой анализ написанных слов. Выбор способа обозначения звука [й,]. Перенос слов с букой й.   Уметь: – дописывать слова, отвечать на вопросы; – выделять «опасные» места Тематичес-кий. Списывание  
    Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение)   Соотнесение звуков и букв при списывании и письме под диктовку. Применение освоенных правил письма. Обучение проверке написанного.      
Упражнение в письм

Наши рекомендации